Формирование культурно-образовательного пространства – важнейшая задача и условие достижения современного качества образования

Морозов Александр Николаевич, министр образования Республики Карелия

Ровно год назад состоялся общественно-педагогический форум «Развитие региональной системы образования в контексте вызовов нового времени», на котором были обозначены перспективные направления развития системы образования Республики.

 В 2013 – 2014 учебном году в Карелии были сделаны реальные шаги по их реализации – принят Закон Республики Карелия «Об образовании», утверждена Государственная программа «Развития образования в Республике Карелия», утверждены региональная и муниципальные «дорожные карты» - Планы изменений в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности в сфере образования.

Началась реализация проекта модернизации системы дошкольного образования. Значительная поддержка из федерального бюджета (за 2013 – 2014 годы – 493 миллиона рублей)позволяет вводить места не сколько за счет ремонта и приспособления имеющихся помещений, сколько за счет возврата зданий бывших детских садов и приобретения новых.

Продолжается внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов в общем образовании. В 2013 году Республика Карелия стала победителем конкурсного отбора в рамках Федеральной целевой программы развития образования. С этого учебного года в пилотных образовательных учреждениях республики начнется апробация федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По итогам ЕГЭ 2014 года показатель качества общего образования -«отношение среднего балла ЕГЭ в расчете на один предмет 10% школ, показавших лучшие результаты ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ 10% школ с худшими результатами» снизился до 1,5 (в 2013 году 1,6).

В этом году при проведении государственной итоговой аттестации выпускников была поставлена задача получить максимально объективные результаты. Доля выпускников 11 классов, преодолевших минимальный порог по двум обязательным предметам (русский язык и математика), составила 98,1%; средний тестовый балл по обязательным экзаменам соответствует средним тестовым баллам по Российской Федерации.

Отсутствие значительных скачков показателей ЕГЭ позволяет сделать вывод о том, что на протяжении последних лет ЕГЭ в республике сдавался в соответствии с порядком его проведения, объективно и честно.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в соответствии с новым порядком выявила существенные проблемы качества основного общего образования. Не освоили образовательные программы 597 выпускников 9 классов (10,2%). Необходимо в каждом районе, в каждой школе проанализировать причины и принять конкретные меры.

На одной из площадок конференции мы будем обсуждать эту проблему.

Министерством образования Республики Карелия осуществляется переход к новым принципам организации профессионального образования. Завершена работа по реорганизации профессиональных образовательных организаций.

Уже в приемной кампании этого года реализованы новые принципы установления контрольных цифр приема по профессиям и специальностям среднего профессионального образования за счет средств бюджета Республики Карелия – на конкурсной основе в соответствии с прогнозом потребности рынка труда.

Один из показателей системы образования – заработная плата. В «дорожных картах» предусмотрены мероприятия по ее дальнейшему повышению, в том числе за счет минимизации неэффективных расходов. Эта работа должна вестись в каждой образовательной организации.

         Все значимые направления развития системы образования нашли свое отражение в нормативных и правовых документах - заключены ряд соглашений (между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Карелии, Министерством образования Республики Карелия и муниципальными образованиями) в них зафиксированы конкретные шаги и планируемые показатели результатов. Работа по каждому направлению будет продолжена в новом учебном году.

Важнейшим целевым ориентиром государственной образовательной политики в Российской Федерации на современном этапе является усиление воспитательного потенциала системы образования, обеспечивающего социализацию, высокий уровень гражданственности, духовных и нравственных ценностей детей и молодежи.

Этот приоритет нашел отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени.

В них подчеркивается гуманистический характер образования, его направленность на развитие, обучение и воспитание человека.

В этом смысле педагогам хорошо понятна значимость предметов гуманитарного цикла и воспитательной работы образовательного учреждения. Однако для достижения современного качества образования недостаточно использовать ресурсы только образовательного учреждения.

Какова же траектория введения культуры в образовательный процесс? Одно из определений культуры гласит: «Культура есть отношение человека к природе, обществу и самому себе». Ключевое слово в этом определении – отношение. Сейчас образование ориентировано, прежде всего, на знание, а не на отношение. Однако новые государственные образовательные стандарты предполагают формирование именно личностных и метапредметных результатов.

Возможно ли формировать «отношение» только в условиях института образования? Ответ очевиден - важнейшая тенденция современности - формирование единого культурно-образовательного пространства.

Федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования задают новые возможности и требования к системе образования. В соответствии с ними основная образовательная программа в обязательном порядке включает программу воспитания и социализации обучающихся, построенную на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование.

Министерством образования и науки Российской Федерации разработана Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях, предусматривающая 11 направлений организации воспитания и социализации учащихся.

Воспитательная компонента предусматривает расширение образовательного пространства культурно-образовательным.

В Республике Карелия такие интеграционные процессы как ответная реакция на вызовы современного общества уже проявляются в разных формах и на разных уровнях системы образования.

Сильные стороны воспитательных систем многих образовательных организаций Карелии – это использование в образовательном процессе и внеурочной деятельности историко-культурного наследия Карелии, взаимодействие с учреждениями культуры в рамках реализации открытых сетевых культурно-образовательных проектов.

Яркими примерами такого сетевого взаимодействия стали реализуемые культурно-образовательные проекты:

- республиканский конкурс «С Днем рождения, музей!» и детский музейный праздник «Дни Калевалы» Национального музея;

- детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства», летняя музейно-этнографическая школа на острове Кижи Детского музейного центра «Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»;

- музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» Музея изобразительных искусств;

- республиканский фестиваль детских и юношеских театров кукол «Куклантида», поддержанный Государственным театром кукол;

- выставки творческих работ детей и юношества в Детско-юношеской библиотеке;

- конкурс «Юный архивист» Национального архива.

Программы, реализуемые Национальным музеем и Музеем изобразительных искусств не разовые мероприятия, а системные образовательные программы.

Музей заменяет собой школьный класс, «раздвигая» образовательное пространство. Такое взаимодействие, позволяет наполнить и разнообразить образовательный процесс новыми технологиями работы, обогатить его эмоциональными переживаниями.

Значимой составляющей культурно-образовательного пространства республики являются школьные музеи и библиотеки, деятельность которых направлена на формирование у школьников гражданско-патриотического чувства к истории и культуре своей Родины.

В 2013 году Министерством образования Республики Карелия совместно с Библиотечной Ассоциацией Республики Карели в целях выявления и обобщения опыта работы школьных библиотек проводился конкурс «Лучшая школьная библиотека Республики Карелия». На слайде представлены победители конкурса, отрадно, что среди победителей есть и сельские школы.

В 2015 году мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Министерством образования совместно с Министерством культуры Республики Карелия объявлен республиканский конкурс «Лучший школьный музей», целью которого является выявление и распространение актуального опыта музеев образовательных учреждений по патриотическому воспитанию. Пользуясь случаем, приглашаю все школьные музеи к участию в конкурсе.

Министерством образования поддержана инициатива регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» по патриотическому воспитанию школьников «Имя героя», цель которого увековечить имена героев защитников Отечества. Призываем все образовательные учреждения (не только школы) принять участие в проекте.

Воспитательный потенциал учреждений дополнительного обра­зования велик. В нашей республике система дополнительного образования представлена 88 организациями.Содержание их деятельности определяется программами по 10 направленностям, в рамках которых действуют 4 508 объединений технического и художественного творчества, спортивно-технического, эколого-биологического, туристско-краеведческого, спортивного и других направленностей, в которых занимаются 63 435 обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет.

В прошедшем учебном году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана и представлена для широкого обсуждения Концепции развития дополнительного образования детей. Педагогическое сообщество Карелии приняло активное участие в обсуждении. На данном этапе, на федеральном уровне ведется работа над итоговой редакцией Концепции.

Ключевые идеи, заложенные в Концепции – обеспечение доступности дополнительного образования для всех групп детей, в том числе требующих особого внимания государства и общества, а так же интеграция основного и дополнительного образования.

Пример такой модели - государственное образовательное учреждение Республики Карелия «Специализированная школа искусств», объединяющее в едином образовательном пространстве общеобразовательную подготовку и многообразие художественно-эстетических дисциплин.

Только за прошедший учебный год в школе были подготовлены победители, лауреаты и дипломанты 5 всероссийских и 12 международных конкурсов.

В республике сохранена трехуровневая система художественного образования детей в области музыкального исполнительства, изобразительного и театрально-зрелищного искусства, базис которой составляют учреждения дополнительного образования, где по программам художественно-эстетической направленности занимаются более 25 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет.

«Закон об образовании в Российской Федерации» предполагает реализацию в детских школах искусств (музыкальных, художественных школах) дополнительных предпрофессиональных программ. Во исполнение Закона об образовании в Республике Карелия уже идет работа по лицензированию учреждениями дополнительного образования предпрофессиональных образовательных программ (14 учреждений в 8 муниципальных районах осуществляют образовательную деятельность по реализации дополнительных предпрофессиональных программ). Обращаю внимание руководителей остальных учреждений на необходимость такой работы.

Важной задачей системы образования является поддержка одаренных детей и талантливой молодежи. Приведу лишь некоторые примеры:

республиканский конкурс художественного слова и ораторского мастерства «Глагол», которыйвключен вПеречень региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий, победители которых могут претендовать на присуждение премий для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2013-2014 учебный год. Обладателем Гран-при конкурса стал Максим Сиротин, учащийся Пиндушской школы №1 Медвежьегорского муниципального района;

конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» - Тараканов Вячеслав, учащийся школы №1 и Детского дома творчества г. Кондопоги стал Лауреатом I степени Всероссийского этапа конкурса в секции «Эколого-краеведческий путеводитель»;

              впервые в 2014 году проводился республиканский конкурс юных стихотворцев имени поэта Владимира Морозова «Надежда». На конкурс принимались авторские работы в жанре поэзии на русском, карельском, вепсском и финском языках. Лауреатами конкурса стали ребята из самых отдаленных уголков Карелии, особенно хочется отметить активность ребят из Пудожского и Олонецкого районов. Абсолютным победителем можно назвать выпускницу Гимназии №37 Петрозаводска Ларису Жарнову, ставшую в этом году так же призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

         Образовательными учреждениями республики проводится работа по сохранению и развитию культуры коренных народов Карелии (карелов, вепсов, финнов). Республиканский ресурсный Центр этнокультурного образования, который создан на базе Финно-угорской школы им. Элиаса Лённрота Петрозаводского городского округа, организует республиканские конкурсы, олимпиады, фестивали, конференции. Хочется отметить активность школьников Петрозаводска, Костомукши, Суоярвского, Олонецкого, Пряжинского, Прионежского, Медвежьегорского районов. Вместе с тем считаем необходимым создание центров этнокультурного образования на всех территориях. На наш взгляд, здесь много точек для соприкосновения между образованием и культурой.

Искусство и культура являются признанными средствами реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В Республике Карелия накоплен богатый опыт культурно-досуговой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья - международный российско – немецкий проект «Мы вместе», «Петровская Ассамблея», фестиваль музыкальной импровизации «Ритмы плюс», новый проект «Границ.NET» - позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья получить жизненно важные навыки.

         Культура и образование неразрывно связаны. Мы должны обеспечить право личности на непрерывное культурное развитие. Данный принцип в образовании должен быть реализован через:

- Программу воспитательной компоненты в каждом образовательном учреждении;

- интеграцию ресурсов школ, учреждений культуры, организаций дополнительного образования детей, различной ведомственной принадлежности, формирование сетевых программ;

- расширение спектра и обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ;

- организацию открытых сетевых образовательных проектов, направленных на поиск и выявление талантливых детей, развитие форм очно-заочного (дистанционного) обучения и сопровождения детей и молодежи с высокой мотивацией к познанию и творчеству.

Идея по организации экскурсий для школьников Карелии является актуальной, ведь многие из них никогда не были даже в Петрозаводске. Прошу Администрации местного самоуправления, руководителей образовательных учреждений обратить особое внимание на использование различных форм при реализации образовательных программ, в том числе по курсу «Моя Карелия».

Не так давно прошли торжества по случаю 300- летия одного из символов России, «жемчужины всемирного наследия» - Преображенской церкви Кижского погоста. Совсем скоро в образовательных учреждениях начнется новый учебный год. В День знаний 1 сентября во всех школах Карелии должен состояться «Урок Кижей». Для кого-то он станет началом большого путешествия в мир богатейшего культурного наследия Карелии и России.