ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА В КАРЕЛЬСКОМ СЕЛЕ: МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ В СЕЛО ДЕТСТВО?

Суворова Надежда, студентка 4 курса бакалавриата по профилю «Начальное образование», Институт педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета

Село это вид населенного пункта, которое имеет свои ценности и традиции. Карельское село несет в себе черты карельского народа, это проявляется в традиционных занятиях людей, в устройстве быта, в обычаях… Жизнь села тесно соединена с природой. Жить на селе – наслаждаться красотой своей Родины и быть готовым ко многим жизненным трудностям. Сельский ребенок с самого детства видит бытовую жизнь народа и сам принимает в ней активное участие, благодаря этому жизнь на селе способствует формированию многих особенностей личности. Например, ответственность за свой край, трудолюбие. Сельские жители, как правило, хорошо знают друг друга. Это помогает ребенку глубоко и близко узнать о родных, о соседях, о своем поселке, о своем крае и научиться местным обычаям. Конечно же, каждое село имеет свою историю и свои традиции, в том числе, относительно детства.

Согласно исследователю Владимирской Е.А., под субкультурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения её членов. [1]

Собственно само понятие «детская субкультура», введенное Светланой Николаевной Майоровой-Щегловой, понимается как совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. [3] По мнению Осориной Марии Владимировны детская субкультура – это совокупность мест, игр, дворовых групп, секретов. Все явления, которые происходят в детском мире, имеют психологическое объяснение, исходя из развития ребенка и становления его как личности. При формировании модели мира ребенка одним из главных влияющих факторов является детская субкультура, передаваемая из поколения в поколение детей ичрезвычайно значимая в возрасте между пятью и двенадцатью годами для понимания того, как освоить мир вокруг. [4]

Сегодня мы понимаем, что существует детство в городе и детство в селе, которые отличаются друг от друга. По М.В. Осориной, ребенок на селе имеет «другие места», которые играют важную роль в его детстве. Пространство деревенского детства содержит «тайные места», места для игры и «собраний» дворовых компаний, которые находятся в природе и связаны с природой, с местной культурой, с народными обычаями. Говоря о детстве в селах Карелии, это, прежде всего, территории, игры и предметы детства карельского народа. [4]

Обращаясь к истории, ученый Илюха Ольга Павловна о субкультуре детства карельских детей: «Игрушки были скромны у мальчиков и девочек это были игрушки, которые создавали для них родители и старшие братья. У мальчиков это были палки для лапты, а у девочек тряпичные куклы. Так же из купленных игрушек это были керамические свистульки, что сегодня является сувениром карельских мест. Любимые подвижные игры — это прятки, жмурки, догонялки игры в «ямщика» и «курушку. «Ямщик» — это игра, когда двое детей бегают, изображая запряженную лошадь и ямщика», а «курушка» - это , когда кусочек дерева или камушек гонится с помощью палки одним из детей к намеченному месту, где полагается попасть гонимым предметом кому — либо в ногу». Было так же облюбованное место детьми это удобная поляна для игр либо наоборот пригорок». [2]

«Искусство места» (М.В. Осорина) остается отличительной особенностью деревенского детства. Ребенок на селе живет в настоящей природе, вместе с речкой, поляной, лесом. Соглашаясь с исследователем, отмечаем, что по-прежнему одно из любимых мест ребенка – это небольшие водоемы, где можно наловить множество насекомых и земноводных, в таком месте ребенок остается с природой наедине. Речка или озеро летом – это также особенные территории, с которыми связаны самые яркие воспоминания о детства. Сельский ребенок находит и имеет множество «тайных мест», которые связывают его с другом или дворовой группой, объединяют их секрет.

Детские игры на селе были всегда и сегодня они также не исчезли, хотя увидеть их можно не так часто как десятилетия назад. Подвижные игры, о которых пишет О.П. Илюха, практически все остались в селах Карелии и по сей день, появились и новые, современные. Сегодня можно наблюдать игры в футбол, в «казаки-разбойники», однако немалое количество детей, в том числе сельских, предпочитает сегодня игры в компьютер, либо придают уличной игре, характер компьютерной реальности.

Меня, как будущего педагога, волнуют вопросы: Можно ли вернуть в село детство? Как может помочь в этом учитель? Что нужно для этого сделать?

Литература:

1.Владимирская, Е.А. Субкультура подростка как педагогическая проблема / Е.А. Владимирская И Культурная парадигма / под ред. Крыловой Н.Б. -№4 (34). - М.: "Народное образование", 2007. - С. 179-183.

2. Илюха О.П. Школа и детство в карельской деревне в конце ХIХ — ХХ в. - СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2007. - 304 с.

3. Майорова — Щеглова С.Н. Детская субкультура — неиституционализированный сектор детства. - Мн.: Тетра Систем., 2004.

4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 288 с.: (Серия «Мастера психологии»)