Электронное портфолио педагога как форма представления педагогического опыта
Петрова Галина Анатольевна, зав. Центра Интернет-образования ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»
На сегодняшний день каждому педагогу необходимо иметь «папку с документами» - портфолио, для того чтобы можно было представить себя в разных видах профессиональной деятельности: учебной, методической, творческой, исследовательской. Традиция создавать такое портфолио появилась из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются: с одной стороны, портфолио педагога необходимо администрации образовательного учреждения для мониторинга эффективности его работы, с другой, для успешной аттестации педагога на квалификационную категорию, с третьей, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога, так как портфолио позволяет реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы и определить направления самосовершенствования.
{sl_advpoll id='1' width='750' center='0' title=''}
Итак, портфолио (portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – совокупность документов, подтверждающих успешность человека в той или иной сфере, его образовательные достижения, участие в различных конкурсах.
Портфолио педагога - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Создание электронного портфолио позволит показать достижения учителя, с успехом аттестоваться, а при смене работы и переходе в другую школу оно будет играть роль визитной карточки и рекомендательного письма.
Первые упоминания о портфолио, как компоненте учебного процесса, относятся к середине XIX века и связаны не со школьным, а с художественным образованием. Практика использования портфолио впервые появилась в парижских художественных студиях – ателье. Ученик, желающий поступить на обучение к мастеру, заявлял о себе, представляя на его суд подборку собственных работ, аккуратно сложенных в папочку – портфолио.Традиция эта сохранилась и поныне.
В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями. К началу XXI века идея использования портфолио в сфере образования становится популярной во всем мире, в том числе и в России, где сначала говорят о портфолио ученика, позже – о портфолио учителя. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен.
Раньше портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте, но сегодня к нему добавилась еще электронная форма представления материалов в виде документов (файлов) на компьютере (это презентации, текстовые документы, скан-копии документов и др.) или в виде сайта, размещенного в сети Интернет. В этой статье мы будем говорить именно об электронном портфолио педагога как одной из форм представления педагогического опыта. Задумываясь о создании такого портфолио, педагоги чаще всего задаются вопросами: как создать такое портфолио? и что в нем должно быть представлено? Следовательно, для создания портфолио педагогунеобходимо определить его содержание, структуру и площадку для создания (форму предстваления).
Содержание и структура портфолио
Общепринятой модели портфолио нет и подходы к его построению могут быть разными, оно очень индивидуально для каждого педагога и зависит от специфики его профессиональной деятельности, а для учителя еще и преподаваемой учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов. Необходимо, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности, увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.
И все же есть общие элементы, разделы и компоненты портфолио, которые можно проследить для всех педагогических работников. Выберите, пожалуйста, какую информацию Вы хотели бы включить в свое портфолио. Приняв участие в этом опросе, Вы увидите, какие из предложенных вариантов являются самыми популярными у педагогов-участников голосования, проанализируете, насколько общие результаты совпадают с Вашим выбором.
{sl_advpoll id='2' width='750' center='0' title=''}
Выбор площадки для его создания своего электронного портфолио
При выборе площадки для создания электронного портфолио принципиальным является только одно: создавать и хранить портфолио на своем компьютере (папка с материалами, презентация, текстовый файл) или на одной из площадок в сети Интернет?! Хотелось бы, чтобы Вы выбрали второй вариант, потому что в этом случае:
- Вы можете в любой момент и на любом компьютере, имеющим выход в сеть Интернет, дополнять свое портфолио, вносить изменения, и все эти дополнения сразу же становятся доступными всем заинтересованным лицам.
- Вам достаточно один раз предоставить ссылку на свое портфолио и оно становится постоянно доступным, где бы не потребовалось Ваше портфолио, по ссылке всегда его можно открыть.
- За одним ресурсом следить гораздо легче, все складывается в один "виртуальный шкаф".
- Смысл портфолио заключается не только в самопрезентации или отчетности, но и в обмене опытом, взаимодействии с участниками образовательного процесса, и только размещенное в сети Интернет портфолио сможет выполнить это предназначение.
Есть множество вариантов, где создать свое портфолио, представим некоторые из них. Тот, кто не очень уверенно чувствует себя в сети, может выбрать одну из площадок:
Название ресурса и ссылка на него
Примеры портфолио[1]
Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио УчПортфолио (http://uchportfolio.ru)
Раиса Алексеевна Иванова
Сайт, посвященный образовательным портфолио Портфолиотека (http://portfolioteka.ru/ )
Портфолио педагогов
Международный проект 4Портфолио (http://4portfolio.ru/ )
Любовь Александровна Харичева
Личные странички в социальной сети работников образования NsPortal (http://nsportal.ru/ )
Маргарита Анатольевна Мартынова
http://nsportal.ru/materialy-uchitelya-informatiki-margarity-martynovoi
Для более уверенных пользователей выбор площадки в сети Интернет не ограничен, вот некоторые из них:
Название ресурса и ссылка на него
Примеры портфолио[1]
Конструктор сайтов uCoz (http://www.ucoz.ru/ )
Светлана Васильевна Крутелева
Сайт Google Sites Google (https://sites.google.com/ )
Наталья Борисовна Ошутинская
Блог GoogleBlogger (https://www.blogger.com )
Нина Анатольевна Аверьянова
Конструктор сайтовJimDo
(http://ru.jimdo.com/ )
Наталья Николаевна Вахрамеева
Мультиурок – бесплатный конструктор сайтов для учителей http://multiurok.ru/ )
Ольга Владимировна Соболева
http://multiurok.ru/sobolya/
Если Вы хотите создать свое электронное портфолио, то приглашаем Вас принять участие в курсе повышения квалификации по программе «Обобщение и презентация педагогического опыта средствами электронного портфолио», который будет проходить дистанционно с 21 сентября по 9 октября 2015 г. (36 уч. часов) на внебюджетной основе с выдачей удостоверения о повышении квалификации.
В рамках данного курса Вы познакомитесь с концепциями электронного портфолио, требованиями к нему, его ролью в профессиональной деятельности педагога; научитесь презентовать свой педагогический опыт средствами электронного портфолио для представления на аттестацию для установления квалификационной категории, подготовите самоанализ результатов профессиональной деятельности с приложениями в виде ссылок на материалы своего электронного портфолио; определите наиболее эффективное содержание и структуру своего портфолио; выберете оптимальную площадку в сети Интернет для размещения своего портфолио и создадите его, разместив свои материалы на страницах портфолио.
{sl_advpoll id='3' width='750' center='0' title=''}
Сразу хочу отметить, что создание портфолио это очень трудоемкий процесс, однако результат того стоит! В итоге Вы получите "продукт", который можно будет многократно использовать, предлагать другим для просмотра и знакомства, регулярно пополнять и поддерживать его в актуальном состоянии. Таким образом, портфолио станет частью планомерной работы современного педагога, это будет Ваш «виртуальный шкаф», куда Вы будете упаковывать и раскладывать по полочкам все свои материалы, откуда Вы будете их брать и использовать в своей профессиональной деятельности и обмениваться педагогическим опытом со своими коллегами!
1. Портфолио были созданы в рамках сетевого мастер-класса «Электронное портфолио педагога: содержание и оформление», проведенного Центром Интернет-образования в апреле 2015 г.
Петрова Галина Анатольевна, зав. Центра Интернет-образования ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»
На сегодняшний день каждому педагогу необходимо иметь «папку с документами» - портфолио, для того чтобы можно было представить себя в разных видах профессиональной деятельности: учебной, методической, творческой, исследовательской. Традиция создавать такое портфолио появилась из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются: с одной стороны, портфолио педагога необходимо администрации образовательного учреждения для мониторинга эффективности его работы, с другой, для успешной аттестации педагога на квалификационную категорию, с третьей, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога, так как портфолио позволяет реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы и определить направления самосовершенствования.
{sl_advpoll id='1' width='750' center='0' title=''}
Итак, портфолио (portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – совокупность документов, подтверждающих успешность человека в той или иной сфере, его образовательные достижения, участие в различных конкурсах.
Портфолио педагога - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Создание электронного портфолио позволит показать достижения учителя, с успехом аттестоваться, а при смене работы и переходе в другую школу оно будет играть роль визитной карточки и рекомендательного письма.
Первые упоминания о портфолио, как компоненте учебного процесса, относятся к середине XIX века и связаны не со школьным, а с художественным образованием. Практика использования портфолио впервые появилась в парижских художественных студиях – ателье. Ученик, желающий поступить на обучение к мастеру, заявлял о себе, представляя на его суд подборку собственных работ, аккуратно сложенных в папочку – портфолио.Традиция эта сохранилась и поныне.
В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями. К началу XXI века идея использования портфолио в сфере образования становится популярной во всем мире, в том числе и в России, где сначала говорят о портфолио ученика, позже – о портфолио учителя. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен.
Раньше портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте, но сегодня к нему добавилась еще электронная форма представления материалов в виде документов (файлов) на компьютере (это презентации, текстовые документы, скан-копии документов и др.) или в виде сайта, размещенного в сети Интернет. В этой статье мы будем говорить именно об электронном портфолио педагога как одной из форм представления педагогического опыта. Задумываясь о создании такого портфолио, педагоги чаще всего задаются вопросами: как создать такое портфолио? и что в нем должно быть представлено? Следовательно, для создания портфолио педагогунеобходимо определить его содержание, структуру и площадку для создания (форму предстваления).
Содержание и структура портфолио
Общепринятой модели портфолио нет и подходы к его построению могут быть разными, оно очень индивидуально для каждого педагога и зависит от специфики его профессиональной деятельности, а для учителя еще и преподаваемой учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов. Необходимо, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности, увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.
И все же есть общие элементы, разделы и компоненты портфолио, которые можно проследить для всех педагогических работников. Выберите, пожалуйста, какую информацию Вы хотели бы включить в свое портфолио. Приняв участие в этом опросе, Вы увидите, какие из предложенных вариантов являются самыми популярными у педагогов-участников голосования, проанализируете, насколько общие результаты совпадают с Вашим выбором.
{sl_advpoll id='2' width='750' center='0' title=''}
Выбор площадки для его создания своего электронного портфолио
При выборе площадки для создания электронного портфолио принципиальным является только одно: создавать и хранить портфолио на своем компьютере (папка с материалами, презентация, текстовый файл) или на одной из площадок в сети Интернет?! Хотелось бы, чтобы Вы выбрали второй вариант, потому что в этом случае:
- Вы можете в любой момент и на любом компьютере, имеющим выход в сеть Интернет, дополнять свое портфолио, вносить изменения, и все эти дополнения сразу же становятся доступными всем заинтересованным лицам.
- Вам достаточно один раз предоставить ссылку на свое портфолио и оно становится постоянно доступным, где бы не потребовалось Ваше портфолио, по ссылке всегда его можно открыть.
- За одним ресурсом следить гораздо легче, все складывается в один "виртуальный шкаф".
- Смысл портфолио заключается не только в самопрезентации или отчетности, но и в обмене опытом, взаимодействии с участниками образовательного процесса, и только размещенное в сети Интернет портфолио сможет выполнить это предназначение.
Есть множество вариантов, где создать свое портфолио, представим некоторые из них. Тот, кто не очень уверенно чувствует себя в сети, может выбрать одну из площадок:
Название ресурса и ссылка на него |
Примеры портфолио[1] |
Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио УчПортфолио (http://uchportfolio.ru) |
Раиса Алексеевна Иванова |
Сайт, посвященный образовательным портфолио Портфолиотека (http://portfolioteka.ru/ ) |
Портфолио педагогов |
Международный проект 4Портфолио (http://4portfolio.ru/ ) |
Любовь Александровна Харичева |
Личные странички в социальной сети работников образования NsPortal (http://nsportal.ru/ ) |
Маргарита Анатольевна Мартынова http://nsportal.ru/materialy-uchitelya-informatiki-margarity-martynovoi |
Для более уверенных пользователей выбор площадки в сети Интернет не ограничен, вот некоторые из них:
Название ресурса и ссылка на него |
Примеры портфолио[1] |
Конструктор сайтов uCoz (http://www.ucoz.ru/ ) |
Светлана Васильевна Крутелева |
Сайт Google Sites Google (https://sites.google.com/ ) |
Наталья Борисовна Ошутинская |
Блог GoogleBlogger (https://www.blogger.com ) |
Нина Анатольевна Аверьянова |
Конструктор сайтовJimDo |
Наталья Николаевна Вахрамеева |
Мультиурок – бесплатный конструктор сайтов для учителей http://multiurok.ru/ ) |
Ольга Владимировна Соболева |
Если Вы хотите создать свое электронное портфолио, то приглашаем Вас принять участие в курсе повышения квалификации по программе «Обобщение и презентация педагогического опыта средствами электронного портфолио», который будет проходить дистанционно с 21 сентября по 9 октября 2015 г. (36 уч. часов) на внебюджетной основе с выдачей удостоверения о повышении квалификации.
В рамках данного курса Вы познакомитесь с концепциями электронного портфолио, требованиями к нему, его ролью в профессиональной деятельности педагога; научитесь презентовать свой педагогический опыт средствами электронного портфолио для представления на аттестацию для установления квалификационной категории, подготовите самоанализ результатов профессиональной деятельности с приложениями в виде ссылок на материалы своего электронного портфолио; определите наиболее эффективное содержание и структуру своего портфолио; выберете оптимальную площадку в сети Интернет для размещения своего портфолио и создадите его, разместив свои материалы на страницах портфолио.
{sl_advpoll id='3' width='750' center='0' title=''}
Сразу хочу отметить, что создание портфолио это очень трудоемкий процесс, однако результат того стоит! В итоге Вы получите "продукт", который можно будет многократно использовать, предлагать другим для просмотра и знакомства, регулярно пополнять и поддерживать его в актуальном состоянии. Таким образом, портфолио станет частью планомерной работы современного педагога, это будет Ваш «виртуальный шкаф», куда Вы будете упаковывать и раскладывать по полочкам все свои материалы, откуда Вы будете их брать и использовать в своей профессиональной деятельности и обмениваться педагогическим опытом со своими коллегами!
1. Портфолио были созданы в рамках сетевого мастер-класса «Электронное портфолио педагога: содержание и оформление», проведенного Центром Интернет-образования в апреле 2015 г.