РУБРИКА: Этнокультурное образование


Финский язык во внеурочной деятельности

Виноградова Мария Анатольевна, учитель финского языка Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением иностранных языков, ассоциированная школа ЮНЕСК г. Петрозаводска

В наше время обществу всё чаще нужны люди, которые свободно владеют иностранным языком. К сожалению, общество не удовлетворено уровнем языковой подготовки учеников средней школы, и один из путей устранения данного недостатка образования – сдвиг начала обучения иностранным языкам на начальную школу.  С внедрением новых стандартов и введением достаточного количества часов по внеурочной деятельности это стало возможным.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, игры, викторины, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе и создания ученического коллектива.

Изучение иностранного языка помогает формировать коммуникативные навыки, развивает речевые способности, воспитывает и всесторонне развивает ребенка. Все полученные знания и умения призваны помочь при обучении в общеобразовательной школе; личные качест­ва, приобретённые за время посещения занятий (развитое мыш­ление, речь, память) пригодятся не только в школе, но и в жизни.

Почему иностранный язык лучше изучать в раннем возрасте? Ученики младшего школьного возраста обладают хорошим речевым слухом, цепкой языковой памятью, у них сильно развито эмоционально-образное восприятие языка, они любознательны и стремятся к активному познанию мира. Кроме того, младшие школьники в большинстве своем достаточно коммуникабельны, поэтому они легко преодолевают психологические барьеры в овладении иностранным языком как средством общения. Изучение иностранного языка развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень. Младших школьников интересует сам процесс получения знаний. И чем он разнообразнее по форме и ярче по содержанию, чем меньше напряжён и обязателен, тем эффективнее будет восприятие предлагаемого материала. У младших школьников больше развита механическая память: они мыслят конкретно и образно, для них характерны быстрая утомляемость и потеря интереса, чаще всего вследствие недостатка двигательной активности. Диалоги,  пословицы, поговорки, песенки, физкультминутки, театрализованные постановки помогут не только избавить детей от страха перед неизвестным, трудным и обязательным, удержать и развить интерес, но и будут способствовать повышению качества знаний в дальнейшем изучении иностранного языка, а главной целью занятий на начальном этапе обучения является подготовка обучающихся к изучению финского языка в основной и старшей школе.    

Таким образом, мы не усаживаем детей за учебники, а поём песни, организовываем театральные постановки, выступаем перед учениками других классов, играем в различные игры, оформляем стенгазеты, делаем проекты на языке. Всё это очень нравиться младшим школьникам, а главное, ведет к достижению основной цели: научить детей говорить на иностранном языке.