Формирование личностных УУД на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе

Поддубная Лилия Николаевна, учитель начальных классов. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Олонца»

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные действия делятся на 3 блока:

1) самоопределение;

2) смыслообразование;

3) нравственно-этического оценивания.

Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению, которое осуществляется как личностное самоопределение (какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду).

Здесь конечно, на начальном этапе обязательное проведение диагностических исследований.

Методика «Лесенка»

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо».

Социометрия «Тучка, солнышко»

Кроме того, это и профессиональное самоопределение, но не только профильное образование, а предпрофильная подготовка: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее.

Еще одним направлением в личностном определении является формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны.

Большая работа по формированию личностных УУД ведется на всех уроках в начальной школе.

Прежде всего отличный помощник - это курс «Литературного чтения»

а) В 1 классе в «Азбуке» В.Г.Горецкого есть произведения на развитие гражданственности, такие темы, как: «Название русских городов», «Происхождение русских фамилий», «Наше Отечество».

б) Есть много произведений, которые помогают формировать положительную мотивацию к учению.

2. Предмет окружающий мир.

Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.

3.Предмет математика.

Так как курс математики ориентирован на развитие коммуникативных умений, то на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения позволяют научить ребёнка грамотно и корректно взаимодействовать с другими.

Такая работа развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности.

Для развития и формирования ЛУУД я использую разные образовательные технологии.

1. Технология проблемного диалога

2.Технология оценивания учебных успехов

3.Технология креативного мышления.

Формирование ЛУУД в проектах и внеурочной деятельности.

Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Планируемые результаты начального общего образования /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.