Художественное творчество как основа формирования культурной идентичности личности

Медведева Светлана Лимзитовна, директор БОУ СПО «Карельский колледж культуры и искусств»

005

Одна из основных человеческих потребностей состоит в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром, в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем самоотождествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такого рода самоотождествление определяется в науке понятием «идентичность», у которого довольно длительная история. Вплоть до 1960-х годов это понятие имело ограниченное употребление, а введением и широким распространением в междисциплинарный научный оборот термин обязан трудам американского психолога Эрика Эриксона (1902-1994). Он утверждал, что идентичность выступает фундаментом любой личности и показателем ее психосоциального благополучия. Формирование идентичности, по Эриксону, проходит в виде сменяющих друг друга психосоциальных кризисов: подростковый кризис, прощание с «иллюзиями молодости», кризис среднего возраста, разочарования в окружающих людях, в своей профессии, в себе самом. Из них самым болезненным и часто встречающимся, пожалуй, является юношеский кризис, когда молодой человек реально сталкивается с ограничительными механизмами культуры и начинает воспринимать их исключительно как репрессивные и ущемляющие его свободу.

Молодежь является социальной группой культурного характера. Общепринятые для российской действительности границы понятия «молодежь» определены в интервале от 15 до 29 лет, самая многочисленная группа учащейся (студенческой) молодежи находится в возрасте от 15 до 24 лет. На этот возраст приходятся главные социальные события в жизни человека: выбор профессии и получение профессионального образования. Профессиональное образование концентрирует и усиливает социальные процессы, направленные на поддержание культурной идентичности. Именно молодежь, являясь наиболее информированной социальной группой общества, выступая при этом носителем интеллектуального и творческого потенциала, уже сегодня определяет характер содержания будущего России.

Уровень образования не только отражается на образе мышления, поведении каждого человека, он превращает ценности культуры, нравственности и предметов изучения в содержательную основу образования и жизнедеятельности.

Культурная идентичность – это принадлежность человека к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Культурная идентичность предполагает формирование у него устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у человека симпатию или антипатию, в зависимости от чего он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.

Развитие художественной культуры личности это, прежде всего, процесс окультуривания человека, поскольку в приобщении к самой культуре, представленной в произведениях искусства, памятниках прошлого и предметах настоящего, происходит приобретение, усвоение культурных норм, понимание специфики отражения в художественных образах окружающего мира, познание культуры: ценностей, традиций, обычаев разных народов.

В условиях надвигающихся процессов глобальной интеграции особое значение приобретает понимание непреходящей ценности национальной культуры, значимости сохранения культурной идентичности.

В Карельском колледже культуры и искусств получают образование люди творческие и талантливые. На всех специальностях колледжа студенты занимаются творчеством. Художественное творчество и является основой формирования культурной идентичности личности студента колледжа.

Активно работают в этом направлении все пять отделений колледжа: социально-гуманитарных и библиотечных дисциплин, социально-культурного менеджмента, хореографическое, театральное и художественное.

Самое молодое отделение колледжа – художественное отделение, которое наравне с сохранением народных традиций осваивает новые современные направления в области искусства, готовит специалистов в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Первым на Северо-западе художественное отделение стало готовить профессионалов в области прекрасного, здесь преподают самые талантливые художники и дизайнеры, здесь достигаются замечательные результаты. Пожалуй, именно о них написаны эти поэтические строки:

Могут руки людей сделать чудо любое:                

И по белому полю могут выткать цветы,

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало побольше на земле красоты!

Взяв в свои руки кисть иль простую тряпицу

И немножко фантазии и волшебства –

Создадут вдруг такое, что нам и не снится,

Только чтобы жила на земле красота!