ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СО СЛОЖНЫМ ВАРИАНТОМ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗЫВИТИЯ

Вагина Капиталина Алексеевна, ГБОУ РК «Школа-интернат № 24»

Аннотация:

Статья посвящена актуальной проблеме обучения и воспитания детей со сложными нарушениями психического развития.  Данная тема представляет собой достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики, и в существующих условиях не была рассмотрена должным образом в научно-методической литературе. Несмотря на имеющиеся теоретические работы в этой области, наблюдается нехватка практических разработок, направленных на выявление уровня актуального и зоны ближайшего развития рассматриваемой категории детей. Высказывается идея о том, что своевременная и умело организованная коррекционная работа позволяет ребенку продвинуться в развитии, помочь, насколько это возможно раскрепоститься, стать относительно самостоятельным и приспособиться к жизни с окружающими его людьми, несмотря на существенную социальную зависимость и вызванные нарушением ограничения. Описывается практический опыт работы учителя - логопеда-дефектолога Вагиной К.А.: разработанная методика индивидуального обучения ребенка со сложным вариантом нарушений психического развития, не обслуживающего себя самостоятельно. Главной целью обучения является развитие сенсорного восприятия через все действующие чувственные анализаторы как условие для более успешного обучения, развития и коррекции ребенка.

Статья может быть полезна для учителей домашнего обучения, учителя-логопеда, учителя – дефектолога, работающих с обучающимися со сложным вариантом нарушений психического развития, родителям.

Ключевые слова:

Индивидуальное обучение и воспитание учащихся со сложными нарушениями развития. Сложная структура нарушений – представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых будучи взятым отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития. Все имеющиеся нарушения оказывают многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются.[1]

Сенсорно-перцептивная сфера у детей со сложными нарушениями в развитии, недоразвита, запас образов и их словесных значений беден, а в некоторых случаях и вовсе отсутствует, представления и знания о предметах нечёткие, слабо дифференцированные. Сенсорно-перцептивная сфера является основой всей психической деятельности человека, уровень ее развития влияет на формирование и развитие высших психических функций.[2]

Основные направления (содержание) коррекционно-педагогической работы:

  • Логопедический массаж
  • Дыхательные упражнения.
  • Стимуляция эмоционального общения.
  • Стимуляция голосовых реакций и речевой активности, певучего интонированного гуления, вокализации, лепета.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие зрительно – моторной координации (развитие общей и мелкой моторики, тактильных ощущений, кинестетических ощущений).
  • Стимуляция тактильно-осязательного восприятия.
  • Сенсомоторное развитие.

Содержание коррекционно – педагогической работы является наполнением следующих предметных областей:

  • Речь, коммуникация
  • Изодеятельность
  • Музыка.
  • Игра, игротерапия.
  • Адаптивная физкультура
  • Уроки по сенсомоторному развитию.

Диагностика уровня развития сенсорной сферы ребенка со сложной структурой нарушений, выявление ее качественного своеобразия и на основе этого – определение путей коррекции, что будет способствовать более успешному развитию личности ребенка в целом, а также его социальной адаптации и интеграции в общество.

Педагогическое сопровождение ребенка в семье – необходимое условие для его успешного обучения, развития и коррекции.

Основные задачи педагога, занимающегося с ребенком со сложным вариантом нарушений психического развития.

 


 

Нужно быть сильным, чтобы жить такой жизнью…

Профессор Вальтер Дреер «Мысли»

 

Человек рождается для того, чтобы оставить о себе добрый след в океане жизненных проблем. Конечно, оставить о себе добрую память сложно, тем более, когда человек имеет сложный вариант нарушений психического развития, не обслуживает себя самостоятельно. Именно с таким ребенком я занимаюсь индивидуально на дому. У Даниила сложная форма детского церебрального паралича, органическое поражение центральной нервной системы с выраженной интеллектуальной недостаточностью, тяжелое нарушение речи (речь отсутствует), кроме того, много сопутствующих заболеваний.

У мальчика наблюдается медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, часто отсутствует мотивация, он быстро утомляется, характерна быстрая смена настроения, большая зависимость от погодных и природных изменений.

Ребенок нуждается в стимуляции анализаторов, всех органов чувств как условии для развития. Ему необходима, как правило, телесная близость для того, чтобы он мог воспринимать другие предметы и людей и устанавливать с ними связи. Нуждается в людях, которые элементарным образом знакомят его с окружающим миром, помогают ему, например, изменять положение тела, кормят его, ухаживают за ним.

Поэтому особое значение при организации занятий с таким ребенком, не обслуживающим себя самостоятельно, имеют:

  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития ребенка;
  • комплексный подход к восприятию - учитель стимулирует восприятие ребенка таким образом, чтобы оно происходило через все действующие анализаторы.
  • Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия.
  • Сотрудничество педагога с родителями, ровно как родителей с педагогом – важная опора и необходимое условие работы учителя.
  • Необходимость на ходу перестраивать программу занятий в связи с меняющимся состоянием ребенка, с его готовностью или нежеланием продолжения действий, изменившейся семейной ситуацией и пр.;
  • Строгое соблюдение условий для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка. Соблюдение режима учебной деятельности не более 15 минут, со сменой видов деятельности.
  • Педагог должен стараться в одних и тех же ситуациях вести себя одинаково. Такой образец поведения необходим для ребенка: так как он ограничен в своих возможностях и, то, чему он учится, должно все время повторяться.

Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребенку, насколько это возможно раскрепоститься, стать относительно самостоятельным и приспособиться к жизни с окружающими его людьми, несмотря на существенную социальную зависимость и вызванные нарушением ограничения.

Цель коррекционно – педагогической работы с ребенком на данном этапе обучения: развитие сенсорного восприятия через все действующие чувственные анализаторы как условие для его более успешного обучения, развития и коррекции.

Естественно, что такие учащихся должны обучаться по индивидуальным программам развития. На сегодняшний день нет таких индивидуальных программ развития для данной категории детей, которые позволяли бы осуществлять дифференцированное, коррекционное воздействие с учетом структуры нарушений.

Я изучила литературу по данной проблеме:

-Архипова Е.Ф.  «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). – М., 1989

-Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии». – М.: Просвещение, 1987.

 Познакомилась с программой Центра лечебной педагогики (ЛПЦ) г. Пскова «Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в ЛПЦ г. Пскова», и разработала индивидуальную программу развития для данного ребенка.

 

Структура программы:

  • Пояснительная записка.

Содержит клинико-психолого-педагогическую характеристику развития ребенка на момент составления программы и описание зоны его ближайшего развития.

  • Содержание коррекционно-педагогической работы.

Определяет приоритетные направления обучения ребенка и ставит конкретные задачи педагогической помощи с учетом его специфики развития, биологического возраста ребенка.

  • Календарно – тематическое планирование.
  • Диагностический блок.

Для оценки динамики развития используется качественная оценка степени самостоятельности выполнения ребенком заданий по предметным областям.

Все поле обучения (коррекционно – педагогическая работа) включает в себя необходимые направления и предметные области для обучения и развития ребенка.

Основные направления (содержание) коррекционно-педагогической работы:

  • Логопедический массаж. Цель: Нормализация тонуса лицевых мышц и артикуляционных мышц.
  • Дыхательные упражнения. Цель: Увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха.
  • Стимуляция эмоционального общения. Цель: Формирование «комплекса оживления», певучего интонированного гуления, вокализации, лепета.
  • Стимуляция голосовых реакций и речевой активности, певучего интонированного гуления, вокализации, лепета проводится во время эмоционально-положительного общения ребенка с взрослым на занятиях совместно с упражнением на развитие «комплекса оживления». Ребенок улыбается, произносит певучие звуки, в это время необходимо произвести вибрацию грудной клетки.
  • Развитие слухового восприятия. Цель: Выработка слухового сосредоточения. Выработка слухового сосредоточения и слухового внимания идет в направлении формирования локализовать звуки в пространстве и воспринимать различия в интонациях голоса взрослого.
  • Развитие зрительного восприятия. Цель: Развитие зрительной фиксации и прослеживания (моторики глаз, согласованности движений глаз и головы).
  • Развитие зрительно – моторной координации (развитие общей и мелкой моторики, тактильных ощущений, кинестетических ощущений). Цель: Правильное восприятие окружающих предметов.
  • Стимуляция тактильно-осязательного восприятия. Достигается массажем, стимулированием восприятия предметами различной фактуры, с различными температурными характеристиками. Используются различные «тактильные игры», включающие ощупывание предметов с закрытыми глазами.
  • Сенсомоторное развитие. Уроки сенсомоторного обучения обеспечивают развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта. Уроки сенсомоторного развития обеспечивают формирование полноценных образов предметов и слияние, насколько это возможно, восприятия и развития речи в единый поток.

Содержание коррекционно – педагогической работы является наполнением следующих предметных областей:

Речь, коммуникация

Целю данной области является развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета. Развитие понимание обращенной речи: запоминание названий простых движений и выполнение этих движений по слову, умение по слову найти предмет, игрушку, узнавание себя, родственников. Развитие умения узнавания по слову и различения объемных и плоскостных фигур (куб-квадрат, круг-шар и т.д.), сопровождая голосовыми реакциями.

Изодеятельность

Целью данного направления является развитие функций руки, и предметно - манипулятивной деятельности, перцептвных действий, дифференцированного восприятия. Активизация кожно – мышечного анализатора. Развитие зрительно-моторной координации, зрительного, слухового, тактильного восприятия. Интенсивное развитие сохранных анализаторов ребенка. Развитие специфических манипуляций.

Музыка.

Цель: Развитие эмоциональной, двигательной сферы, речевой и умственной деятельности учащегося, слухового восприятия, зрительно-моторной координации, специфических манипуляций, ориентировки в схеме собственного тела, развитие умения различения предметов по цвету.

Игра, игротерапия.

Цель: Развитие «комплекса оживления», слухового, зрительного восприятия, стимуляция голосовых реакций, двигательной функции руки.

Адаптивная физкультура

Цель: Развитие общих движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-двигательной координации рук, моторных действий. Развитие кинестетических ощущений и ориентировке в пространстве, тактильных ощущений.

Основой занятий являются повседневные движения. Для детей с тяжелым поражением опорно-двигательного аппарата двигательная активность важна для профилактики осложнений, для компенсации двигательных расстройств и формирования новых движений, для развития положительных эмоций. Формирование ориентировки в схеме собственного тела: лева-права, вверху-внизу, отношение предметов к схеме тела.

Уроки по сенсомоторному развитию.

Цель уроков: развитие сенсорного восприятия. На таких уроках у ребенка формируются сенсорные эталоны цвета, величины, формы, специфический характер манипуляций, способность фиксировать различия предметов по величине, форме, цвету.

В течение всего курса обучения осуществляется итоговый контроль по показателям самостоятельности учащегося.

Показатели самостоятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) (!)
  • действие выполняется ребенком со значительно помощью взрослого (пп)
  • с частичной помощью взрослого (п)
  • по последовательной инструкции (но изображению или вербально) (и)
  • по подражанию или образцу (о)
  • самостоятельно (с)

Педагогическое сопровождение ребенка в семье.

  • На первом, ознакомительном этапе педагог должен «войти» в семью.
  • На втором, организационном этапе педагог проводит регулярные занятия с ребенком.
  • На третьем, переходном этапе, педагог должен постепенно «выходить» из собственного диалога с ребенком, становиться сторонним наблюдателем, предоставляя инициативу самому ребенку и членам его семьи.

Основные задачи педагога, занимающегося с ребенком со сложным вариантом нарушений психического развития:

  • Создание в семье «пространства развития» ребенка, включающего в себя организацию определенной внешней среды, адекватной возрасту ребенка, способной изменяться в связи с его растущими запросами;
  • Поддержка и создание подвижного и восприимчивого душевного качества взрослых членов семьи, вступающих в диалог с ребенком;
  • Хорошим приемом выстраивания общения с ребенком является подражание его движениям и звукам.

Таким образом, коррекционно-педагогическую работу провожу в соответствии с уровнем развития ребенка, что предполагает постепенное усложнение приемов и закрепление полученных знаний на каждом этапе урока.

Использую методику интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии.

Задачи по сенсомоторному развитию включаю в различные виды деятельности. Таким образом, предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи полученных ребенком умений и навыков.

Особое внимание уделяю интенсивности развития сохранных функций ребенка, активной стимуляции сохранных анализаторов, всех органов чувств, как условии для развития.

Использую основной метод обучения ребенка со сложным вариантом нарушений психического развития: поэлементный путь формирования любого действия, многократность его повторения в меняющихся условиях, для стимулирования работоспособности – смена видов деятельности на уроке.

Весь процесс обучения реализую на основе индивидуально-типологических особенностей ребенка с использованием индивидуальных форм работы.

Учитель должен знать объективные звенья действия, которое он помогает освоить ребенку, и планировать объективные шаги конкретного ученика по усвоению этого действия. Так учитываю индивидуальные особенности развития учащегося.

Учет объективных шагов и субъективных звеньев обеспечивает гибкость программы, позволяет адаптировать ее к уровню развития каждого ребенка.

При продолжительной коррекционной работе, при соблюдении охранительного режима, обучении ребенка на дому по индивидуальной программе развития, с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, в соответствии со структурой нарушений, уровнем развития ребенка, проведении систематических занятий, опираясь на его сохранные анализаторы - можно достичь некоторых результатов в обучении и развитии, раскрыть потенциальные возможности у ребенка со сложными нарушениями психического развития.

Своевременная и умело организованная коррекционная работа позволяет ребенку продвинуться в развитии, помочь, насколько это возможно раскрепоститься, стать относительно самостоятельным и приспособиться к жизни с окружающими его людьми, несмотря на существенную социальную зависимость и вызванные нарушением ограничения.

 

Литература

  1. Архипова Е.Ф.  «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). – М., 1989
  2. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии». – М.: Просвещение, 1987.
  3. Программа Центра лечебной педагогики (ЛПЦ) г. Пскова «Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в ЛПЦ г. Пскова».

 


[1] Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии. М.: Академия, 2008

[2] Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития. М.:Просвещение, 2002.