Информация о результатах ГИА и ЕГЭ в 2014 году

Костенко Ольга Петровна, директор Центра оценки качества образования

  1. Результаты государственной итоговой аттестации

В соответствии с «Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» от 25.13.2013 г. № 1394 государственная итоговая аттестация включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике. Экзамены по другим учебным предметам: биологии, физике, химии, географии, истории, обществознанию, информатике и ИКТ, литературе, английскому языку, немецкому языку, французскому языку, родному языку - обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

В таблице 1 приведены средние тестовые баллы в Республике Карелия по предметам ГИА9 и максимальные первичные баллы, который может получить выпускник за выполнение всей работы.

Таблица 1

 

Средний тестовый балл по предмету

Максимальный первичный балл по предмету

Русский язык

31,3

42

Математика

13,7

38

Биология

27,5

43

Физика

23,7

40

Химия

27,3

38

География

22,8

32

История

23,3

44

Обществознание

26,0

40

Информатика и ИКТ

16,4

22

Литература

16,3

23

Английский язык

57,8

70

Французский язык

47,7

70

Немецкий язык

44,0

70

Результаты экзаменов по математике и русскому языку (в процентном соотношении) в 2014 году:

уровень обученности выпускников по математике составляет 91,8%, по русскому языку – 96,7%;

качество знаний выпускников по математике составляет 30,5%, по русскому языку – 68,2%.

Количество и доля выпускников, не сдавших ни одного экзамена по выбору, или сдавших один, два или три экзамена.

Таблица 2

Количество выпускников, допущенных к итоговой аттестации

Не сдавали ни одного экзамена по выбору

Сдали один экзамен по выбору

Сдали два экзамена по выбору

Сдали три экзамена по выбору

 

человек

доля

человек

доля

человек

доля

человек

доля

 

Кемский МР

166

157

94,6%

7

4,2%

2

1,2%

0

 

Кондопожский МР

365

341

93,4%

18

4,9%

6

1,6%

0

 

Питкярантский МР

215

133

61,9%

46

21,4%

36

16,7%

0

 

Сегежский МР

378

308

81,5%

52

13,8%

18

4,8%

0

 

Беломорский МР

207

157

75,8%

40

19,3%

10

4,8%

0

 

Калевальский НМР

84

60

71,4%

20

23,8%

4

4,8%

0

 

Лахденпохский МР

123

89

72,4%

19

15,4%

15

12,2%

0

 

Лоухский МР

142

99

69,7%

37

26,1%

6

4,2%

0

 

Медвежьегорский МР

270

213

78,9%

43

15,9%

14

5,2%

0

 

Муезерский МР

85

81

95,3%

3

3,5%

1

1,2%

0

 

Олонецкий НМР

252

214

84,9%

33

13,1%

5

2,0%

0

 

Прионежский МР

147

135

91,8%

10

6,8%

2

1,4%

0

 

Пряжинский НМР

133

86

64,7%

29

21,8%

18

13,5%

0

 

Пудожский МР

218

190

87,2%

20

9,2%

8

3,7%

0

 

Суоярвский МР

161

157

97,5%

3

1,9%

1

0,6%

0

 

Петрозаводский ГО

2192

961

43,8%

820

37,4%

395

18,0%

15

0,7%

Костомукшский ГО

246

237

96,3%

7

2,8%

3

1,2%

0

 

Сортавальский МР

272

210

77,2%

50

18,4%

12

4,4%

0

 

Республика Карелия

5656

3828

67,7%

1257

22,2%

556

9,8%

15

0,3%

                                       

Результаты экзаменов по родному языку

Государственную итоговую аттестацию по родному языку (финскому, карельскому, вепсскому) сдавали только выпускникиПетрозаводского городского округа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная финно-угорская школа имени Элиаса Леннрота».

Таблица 3

Название предмета

Отметки за экзамен

"5"

"4"

"3"

"2"

всего

финский язык

11

5

4

0

20

карельский язык

2

3

3

0

8

вепсский язык

2

1

0

0

3

 

15

9

7

0

31

Апелляции

Ни одной апелляции не поступило по процедуре проведения государственной итоговой аттестации выпускников образовательных программ основного общего образования.

По результатам ГИА9 поступили 462 апелляции.

Таблица 4

Предмет

Количество апелляций по результату (ед.)

поступивших

удовлетворённых

повлекших изменение результата

всего

доля от поступивших

увеличение балла

уменьшение балла

увеличение отметки

уменьшение отметки

Русский язык

76

15

19,7%

15

0

15

0

Математика (ОГЭ)

328

13

4%

13

0

13

0

Математика (ГВЭ)

7

4

57,1%

4

0

4

0

Математика итого (ОГЭ+ГВЭ)

335

17

5,1%

17

0

17

0

История

1

0

0%

0

0

0

0

Обществознание

16

0

0%

0

0

0

0

Физика

1

0

0%

0

0

0

0

География

1

0

0%

0

0

0

0

Химия

2

0

0%

0

0

0

0

Информатика и ИКТ

4

2

50%

2

0

2

0

Биология

1

0

0%

0

0

0

0

Литература

1

0

0%

0

0

0

0

Иностранные языки

24

19

36%

19

0

18

0

Всего

462

53

11,5%

53

0

52

0

Неосвоили образовательные программы основного общего образования

К государственной итоговой аттестации не были допущены 125 выпускников общеобразовательных организаций.

Получили неудовлетворительный результат по двум обязательным предметам (математике и русскому языку) 177 выпускников.

Получили повторно неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов 295 выпускников (288 – по математике и 7 – по русскому языку).

Таким образом, 597 (10,2%) выпускников не освоили образовательные программы основного общего образования.

Таблица 5

Административно-территориальная единица

Не допущены к итоговой аттестации

Получили отметку «2»

по двум обязательным предметам

Получили повторно отметку «2»

Неосвоили образовательные программы основного общего образования

Доля от общего количества выпускников

по математике

по русскому языку

21

Кемский МР

8

10

17

2

37

21,3%

22

Кондопожский МР

24

13

35

0

72

18,5%

23

Питкярантский МР

1

13

4

1

19

8,8%

24

Сегежский МР

3

0

0

0

3

0,8%

25

Беломорский МР

7

4

1

0

12

5,5%

26

Калевальский НМР

0

4

1

0

5

5,8%

27

Лахденпохский МР

3

0

1

0

4

3,1%

28

Лоухский МР

4

8

9

0

21

13,7%

29

Медвежьегорский МР

8

17

34

0

59

21,2%

30

Муезерский МР

1

2

0

0

3

3,5%

31

Олонецкий НМР

2

5

2

0

9

3,5%

32

Прионежский МР

5

11

16

1

33

21,4%

33

Пряжинский НМР

3

5

2

0

10

7,2%

34

Пудожский МР

7

4

0

0

11

4,8%

35

Суоярвский МР

0

7

1

0

7

4,3%

40

Петрозаводский ГО

47

54

148

3

252

11,7%

41

Костомукшский ГО

0

10

2

0

12

4,9%

42

Сортавальский МР

0

9

10

0

19

6,9%

 

Специальные

(коррекционные) учреждения*

0

0

0

0

0

0%

 

Частные образовательные учреждения**

0

0

1

0

1

7,1%

 

ГБОУ РК "Специализированная школа искусств"

2

1

6

0

9

15,5%

 

ГБОУ РК школа-интернат "Карельский кадетский корпус им. Александра Невского"

0

0

0

0

0

0%

 

Учреждение УФСИН

0

0

0

0

0

0%

 

Республика Карелия

125

177

288

7

597

10,2%

2. Результаты единого государственного экзамена по обязательным учебным предметам в Республике Карелия в 2014 году

В Республике Карелия в 2014 году завершали освоение образовательных программ среднего общего образования государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА) 3614 выпускников, в том числе 3509 выпускников текущего года и 105 выпускников, не прошедших ГИА в предыдущие годы.  Из 3509 выпускников 2013-2014 учебного года 3450 человек были зарегистрированы на сдачу единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) и 59 человек – на сдачу государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ). Из 105 человек, не прошедших ГИА, 1 человек зарегистрировался на сдачу ГВЭ, а остальные – на сдачу ЕГЭ.

По результатам освоения образовательных программ среднего общего образования в 2013-2014 учебном году 22 (0,62 %) обучающихся не были допущены к государственной итоговой аттестации. В 2013 году доля не допущенных составила 0,89 %, в 2012 году – 0,95%.

В 2014 году в Республике Карелия в ЕГЭ приняли участие 3865человек, из них 3507 выпускников, освоивших образовательные программы среднего общего образования, остальные – выпускники прошлых лет.  В форме ЕГЭ проведено 13046 человеко-экзаменов.

Обязательные предметы в форме ЕГЭ сдавали 3507 выпускников текущего года и выпускников, не прошедших итоговую аттестацию в прошлые годы. Два обязательных предмета сдавали 3433 человека, один из обязательных предметов – 74 (68 – математика, 6 – русский язык). Успешно сдали оба предмета – 3382 (98,5%) человек, из сдававших один обязательный предмет – 60 (81,1%). Доля выпускников текущего года и выпускников, не прошедших ГИА ранее, успешно сдавших обязательные предметы составляет 98,1%. Ниже минимального порога сдали один или два обязательных предмета 65 (1,9%) человек (математика – 57 человек, русский язык – 2 человека, математика и русский язык – 6 человек).

Рособрандзором в текущем году по русскому языку - 24 балла и по математике – 20 баллов. Наибольшая доля выпускников, не преодолевших минимальный порог в 2014 году в Лоухском (8,5%), Кемском (7,6%), в Муезерском (6,6%) и в Медвежьегорском (6,3%) муниципальных районах. Почти половину (44,6%) из не сдавших обязательные экзамены составляют выпускники вечерних (сменных) школ.

Уровень предметной обученности по русскому языку – 99,8% (нижний порог в 2014 году снижен до 24 баллов по сравнению с 36 баллами в 2013 году), по математике – 98,2% (нижний порог в 2014 году снижен до 20 баллов по сравнению с 24 баллами в 2013 году). Сравнение результатов с данными предыдущих лет некорректно в связи с изменением минимального количества тестовых баллов.

По предварительным итогам ЕГЭ Рособрнадзора в 2014 году в Российской Федерации не сдали оба обязательных предмета 5302 выпускника из 693993 (0,76%). В Республике Карелия данный показатель существенно ниже: 6 выпускников из 3507 (0,17%) не сдали ЕГЭ по русскому языку и математике.

Сравнение результатов ЕГЭ по среднему тестовому баллу вполне корректно и дает следующую картину. В таблице 6 приведены данные по среднему тестовому баллу по обязательным предметам в Республике Карелия и в Российской Федерации за 2012-2014 годы.

Таблица 6

Русский язык

год

всего выпускников

РК

РФ

2014

3439

63,9

62,7

2013

3761

63,2

63,4

2012

3771

62,8

61,1

Математика

год

всего выпускников

РК

РФ

2014

3501

44,2

44,1

2013

3786

45,5

48,7

2012

3775

43,4

44,6

В период с 2012 г. по 2014 г. наблюдается положительная динамика показателя средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку выпускников общеобразовательных учреждений:  в 2012 г. данный показатель в Республике Карелия составил 62,8 балла, в 2013 г. – 63,2 балла, в 2014 г. – 63,9 балла. В 2014 и в 2012 году он чуть выше общероссийского, в 2013 году – чуть ниже.

Показатель средний тестовый балл ЕГЭ по математике выпускников общеобразовательных учреждений в период с 2012 г. по 2014 г. претерпевает небольшие изменения. В 2012, 2013 годах он ниже общероссийского на 1,2 и 3,4 балла соответственно. В 2014 году данный показатель выше общероссийского на 0,1 балла.

Отсутствие значительных скачков показателей средних тестовых баллов ЕГЭ по русскому языку и математике позволяет сделать вывод о том, что на протяжении последних трех лет ЕГЭ в республике сдавался в соответствии с порядком его проведения, объективно и честно.

В период с 2012 по 2014 год средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку выше республиканского показателя демонстрируют Кондопожский, Олонецкий национальный, Пряжинский национальный, Сортавальский муниципальные районы,  Костомукшский и Петрозаводский городские округа. Одновременно с высоким результатом в Олонецком районе, г. Петрозаводске и г. Костомукше наблюдается рост данного показателя.

Вместе с тем, в последние три года средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку ниже республиканского показывают Беломорский, Муезерский, Сегежский, Калевальский, Кемский и Сегежский районы. Одновременно Сегежский и Кемский муниципальные районы демонстрируют снижение данного показателя на протяжении всего указанного периода.

Стабильно высокий в течение трёх лет средний тестовый балл ЕГЭ по математике в Кондопожском, Сортавальском, Олонецком национальном муниципальных районах и Петрозаводском городском округе, причем в Сортавальском районе прослеживается положительная динамика указанного показателя в течение всего периода.

С 2012 по 2014 год средний тестовый балл ЕГЭ по математике ниже республиканского показателя демонстрируют Кемский, Медвежьегорский, Муезерский муниципальные районы. В Калевальском национальной районе фиксируется значительное снижение среднего тестового балла ЕГЭ по математике по сравнению с предыдущими годами.

Доля высокобальных работ по русскому языку и математике в течение последних трёх лет по Республике Карелия на уровне общероссийских показателей. В 2012 году по русскому языку в республике она составила 11,3%, в Российской Федерации – 11,4%; в 2013 году в Карелии – 10,5%, в России – 13,3%; 2014 году в Карелии – 13,1%, по Российской Федерации статистических данных на текущий момент нет.

По математике в 2012 году в Республике Карелия было зафиксировано 1,1%  высокобальных работ, по Российской Федерации – 0,9%.; в 2013 году доля указанных работ в регионе составила 2,4%, общероссийский показатель – 2,9%; в 2014 году в Карелии – 1,4%, данных по Российской Федерации на текущий момент нет.

Количество выпускников общеобразовательных учреждений, получивших от 80 до 100 баллов по русскому языку и математике, в разрезе муниципальных районов в период с 2012 по 2014 годы представлено в таблицах 10-11 и на диаграммах 4-5. Сравнение результатов по данному показателю свидетельствует о росте в 2014 году доли обучающихся, получивших высокие баллы  на ЕГЭ по русскому языку и снижению доли обучающихся, получивших высокие баллы  на ЕГЭ по математике.

В разрезе муниципальных образований в течение трёх лет долю высокобальных работ по русскому языку выше республиканского и общероссийского показателя демонстрирует Петрозаводский городской округ и Кондопожский муниципальный район. Самые низкие показатели в Пудожском, Муезерском и Беломорском районах. Вместе с тем в Пудожском, Сегежском и Лоухском районах наблюдается положительная динамика данного показателя.

По математике доля высокобальных работ выше республиканского и российского показателя только в Петрозаводском ГО. Одновременно следует отметить, что при низком указанном показателе в Беломорском районе наблюдается рост доля высокобальных работ в течение последних трёх лет.

Результаты ЕГЭ по русскому языку в Республике Карелия в целом, как свидетельствует статистика, можно оценивать положительно: на протяжении последних лет наблюдается рост уровня предметной обученности и среднего балла. Это говорит о том, что в школах   сложилась определенная система подготовки к экзамену, которая, судя по итогам экзаменов, себя оправдывает.

Результаты ЕГЭ по математике текущего года показали, что 98,2% выпускников общеобразовательных учреждений республики овладели курсом школьной математики на базовом уровне. Однако анализ динамики результатов последних лет позволяет увидеть снижение качества подготовки выпускников по математике. Задача повышения качества математического образования требует введения в практику работы учителя современных образовательных технологий. В педагогической и методической литературе много говорят об индивидуализации обучения, об учете готовности ученика к восприятию материала, о дозировании заданий с учетом его потребностей и возможностей, но традиционно урок готовится в расчете на некоторого среднего школьника, что и приводит к столь невысоким результатам выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности. Выпускники, как правило, реализуют при решении стандартные схемы действий. Сталкиваясь с нестандартными задачами, школьники, не анализируя самостоятельно всю предложенную ситуацию, начинают применять стандартные способы решения на основании «узнавания» задачи. Если содержание задания, форма вопроса, условия задачи даны в непривычной форме, результаты решения резко снижаются.

Анализ результатов единого государственного экзамена позволяет констатировать, что используемые контрольные измерительные материалы показывают объективную картину состояния общеобразовательной подготовки выпускников, сдававших экзамен, и дифференцируют экзаменуемых по уровню и качеству их подготовки для итоговой аттестации, а также проведения вступительных испытаний и зачисления в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

В Республике Карелия в течение двух лет реализуется программа мероприятий по улучшению математического образования. В рамках курсов повышения квалификации учителей математики усилено внимание к математической подготовке обучающихся 5, 6 классов, реализации деятельностного подхода при обучении математике на всех уровнях

Таблица результатов ЕГЭ (на 16.07.2014)

 

Предмет

Участники ЕГЭ

Минимальный тестовый балл Рособнадзора

Не прошедшие минимальный порог

Средний балл

от 80 до 100 баллов

100 баллов

 

количество

% от числа сдававших

РК

РФ

количество

% от числа сдававших

 

русский язык

3610

24

7

0,2%

63,6

62,7

452

12,5%

8

   

математика

3603

20

62

1,7%

44,0

44,1

48

1,3%

     

английский язык

427

20

6

1,4%

66,5

61,3

129

30,2%

     

немецкий язык

8

20

0

0,0%

56,6

нет данных

1

12,5%

     

французский язык

2

20

0

0,0%

54,5

нет данных

0

0,0%

     

география

91

37

5

5,5%

57,9

53,1

7

7,7%

     

информатика и ИКТ

427

40

24

5,6%

59,7

57,2

39

9,1%

     

история

616

32

88

14,3%

47,7

45,8

19

3,1%

     

литература

177

32

13

7,3%

52,8

54,1

6

3,4%

     

биология

605

36

8

1,3%

57,8

54,4

31

5,1%

     

обществознание

2153

39

72

3,3%

55,6

53,1

33

1,5%

     

физика

642

36

87

13,6%

46,5

45,8

17

2,6%

     

химия

287

36

14

4,9%

58,5

55,7

20

7,0%

1

   

Республика Карелия

3746

 

386

 

54,4

 

802

 

9

   

Человек/экзаменов

12648