Использование стимулов мотивации на примере обучения школьников химии

Сороколетова О.В., учитель химии высшей категории МОУ «Средняя школа №11» г. Петрозаводска

Хорошо известно, что, как правило, первоклассники приходят в школу, «горя» желанием учиться, однако, чем старше становятся ученики, тем меньше проявляется такая активность. Почему? Причин много. В первую очередь это следствие естественных возрастных изменений, связанных со сменой ведущей учебной деятельности на другую ведущую деятельность – общение со сверстниками. Одновременно с этим происходит значительное увеличение объёмов учебного материала, который необходимо усвоить. К этому добавляется однообразие школьной жизни, отсутствие ярких впечатлений на уроках, а также неумение учителей стимулировать обучение.

В связи с этим особенно важно, чтобы учитель стремился создавать определенные условия для успешного обучения школьников. Степень успешности обучения всегда связана с мотивационной составляющей личностного развития ученика. Мотивация к обучению формируется под влиянием различных факторов, но в первую очередь благодаря эффективной стимулирующей деятельности учителя.

Необходимость применения стимулирования обусловлена тем, что человек, а особенно ребёнок, включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения [1].

Предлагаю свой опыт по использованию некоторых педагогических стимулов для повышения мотивации учащихся к обучению химии.

Первый стимул. Новизна учебного материалаи характера познавательной деятельности.

Необычная подача материала всегда побуждает школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нём.

Для этого я создаю на уроке художественный образ объекта или явления.

Для чего это учителю химии? Чтобы посмотреть на объект или явление со всех сторон, создать у учащихся наиболее полное представление о том, что предстоит изучать, абстрагироваться от специфических химических понятий, выйти за рамки учебного предмета, попробовать по-новому взглянуть на объект.

В этом мне помогают произведения творчества: картины, стихи, музыка.

Фрагмент урока по теме «Железо» (9 класс).

Работа на уроке начинается с создания образа железа. Железо будет рассматриваться и как химический элемент, и как элемент, активно присутствующий в искусстве и повседневной жизни человека. Для этого включается музыка, на фоне которой звучат стихи (отрывок из произведения М. Герасимова «Песнь о железе»). При этом необходимо обратить внимание учащихся на звуковое содержание произведений, которое позволит передать «характер» железа.

 

В железе есть зовы
Звеняще-грозовы,
Движенье чугунное масс:
Под звоны металла
Взбурлило, восстало,
Заискрилось в омутах глаз.
В железе есть сила -
Гигантов взрастила
Заржавленным соком руда.
Железной ратью
Вперед, мои братья,
Под огненным стягом труда!

 

 

Далее идёт совместный анализ произведения. Эти строки насыщены звонкими, взрывными (металлическими) согласными. Согласные шипящие могут ассоциироваться у учащихся со звуком шипения воды, в которую опустили раскалённый металл. Стихи звучат на фоне музыки определённого жанра – металл. Фото на слайде – крепость Корела в Приозерске продолжает ассоциативный ряд (ferrum (лат) – крепость).

Фрагмент урока по теме «Алюминий» (9 класс).

Урок начинается со слайда презентации, на котором изображена плывущая яхта и написаны стихи ученика Иевлева Виктора:

Приласкай океан…

Посади лёгкую птицу на камень

Затонувшего острова.

Приходящие дуновения зимы…

Наконец-то твои порывы

Удаляются далеко от гор!

Кружись на ветру…

В бледной заре на восходе

Найди свой путь к вечности…

Задание учащимся: Посмотрите на этот слайд. Какой вы видите тему урока? Что предстоит познать?

Обратите внимание на свойства этого «образа»: лёгкий («кружись на ветру», «лёгкая птица», летает, плавает), прочный (иначе бы не поплыл и не полетел), белый или серебристый (тема зимы), мировое производство растёт («найди свой путь к вечности»). О каком металле идёт речь?

Если возникает затруднение с определением образа, могу предложить и другой вариант - произведение В. Цоя «Алюминиевые огурцы». У тех детей, которые увлекаются рок-музыкой, данный момент на уроке вызывает определённые приятные эмоции, побуждает к дальнейшему исследованию объекта (почему огурцы алюминиевые, чем объясняются свойства объекта, что ещё можно изготовить из алюминия? и т.д.).

Музыкальные произведения украшают урок, позволяют использовать творческое восприятие мира ребёнка для достижения учебных целей.

Мною подготовлена подборка произведений к некоторым урокам химии. Так, например, при изучении темы «Простые вещества – металлы» в 8 и 9 классах можно использовать произведение В. Кипелова «Здесь куют металл» или отрывок из оперы Ш.Ф. Гуно «Фауст» «Люди гибнут за металл». При изучении темы «Коррозия металла» в 9 классе на радость любителям тяжёлой музыки можно использовать произведения одноимённой группы. А при изучении в 8 классе знаков химических элементов можно воспользоваться произведением «TheElements» (TomLehrer).

Можно привлечь к данной работе учеников. Они с удовольствием помогут Вам составить собственную музыкальную подборку в качестве творческого домашнего задания.

Дополнением образа может стать такой элемент современной детской культуры как комикс - рисованные истории, рассказы в картинках. Комикс сочетает черты литературы и изобразительного искусства. Воспользуйтесь Комикс-проектом: периодическая таблица химических элементов [2].

Задание на уроке может выглядеть следующим образом: «Используя имеющиеся знания, выберите среди предложенных комиксов те, которые иллюстрируют свойства щелочных металлов. Каких щелочных металлов нет в комиксе? Создайте недостающие «образы» с учётом знаний о свойствах этих металлов».

Второй стимул. Практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.

Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя - показать ученикам, что знания дают им для жизни. Для этого мною используется необычная подача обычных лабораторных работ.

Например, на лабораторной работе по теме «Ознакомление с образцами металлов» учебная задача звучит следующим образом: «Вам нужно подобрать материал для изготовления недорогого украшения. Какой металл вы выберете?»

Учебная задача для лабораторной работы «Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ формулируется так: «Определите, какую воду безопасно употреблять людям, страдающим повышенным содержанием железа в крови».

Для закрепления знаний о результатах взаимодействия крахмала и йода можно попросить учащихся определить качество покупной сметаны.

В заключение приведу слова германского педагога А. Дистервега: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности».

Источники информации

  1. Буняшина, Е.В. Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / Е.В. Буняшина. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/29/povyshenie-motivatsii-uchashchikhsya  
  2. Комикс-проект: периодическая таблица химических элементов - http://skillsup.ru/blog/review/komiks-proekt-periodicheskaya-tablicza-ximicheskix-elementov.html