Использование стимулов мотивации на примере обучения школьников химии
Сороколетова О.В., учитель химии высшей категории МОУ «Средняя школа №11» г. Петрозаводска
Хорошо известно, что, как правило, первоклассники приходят в школу, «горя» желанием учиться, однако, чем старше становятся ученики, тем меньше проявляется такая активность. Почему? Причин много. В первую очередь это следствие естественных возрастных изменений, связанных со сменой ведущей учебной деятельности на другую ведущую деятельность – общение со сверстниками. Одновременно с этим происходит значительное увеличение объёмов учебного материала, который необходимо усвоить. К этому добавляется однообразие школьной жизни, отсутствие ярких впечатлений на уроках, а также неумение учителей стимулировать обучение.
В связи с этим особенно важно, чтобы учитель стремился создавать определенные условия для успешного обучения школьников. Степень успешности обучения всегда связана с мотивационной составляющей личностного развития ученика. Мотивация к обучению формируется под влиянием различных факторов, но в первую очередь благодаря эффективной стимулирующей деятельности учителя.
Необходимость применения стимулирования обусловлена тем, что человек, а особенно ребёнок, включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения [1].
Предлагаю свой опыт по использованию некоторых педагогических стимулов для повышения мотивации учащихся к обучению химии.
Первый стимул. Новизна учебного материалаи характера познавательной деятельности.
Необычная подача материала всегда побуждает школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нём.
Для этого я создаю на уроке художественный образ объекта или явления.
Для чего это учителю химии? Чтобы посмотреть на объект или явление со всех сторон, создать у учащихся наиболее полное представление о том, что предстоит изучать, абстрагироваться от специфических химических понятий, выйти за рамки учебного предмета, попробовать по-новому взглянуть на объект.
В этом мне помогают произведения творчества: картины, стихи, музыка.
Фрагмент урока по теме «Железо» (9 класс).
Работа на уроке начинается с создания образа железа. Железо будет рассматриваться и как химический элемент, и как элемент, активно присутствующий в искусстве и повседневной жизни человека. Для этого включается музыка, на фоне которой звучат стихи (отрывок из произведения М. Герасимова «Песнь о железе»). При этом необходимо обратить внимание учащихся на звуковое содержание произведений, которое позволит передать «характер» железа.
В железе есть зовы
Звеняще-грозовы,
Движенье чугунное масс:
Под звоны металла
Взбурлило, восстало,
Заискрилось в омутах глаз.
В железе есть сила -
Гигантов взрастила
Заржавленным соком руда.
Железной ратью
Вперед, мои братья,
Под огненным стягом труда!
Далее идёт совместный анализ произведения. Эти строки насыщены звонкими, взрывными (металлическими) согласными. Согласные шипящие могут ассоциироваться у учащихся со звуком шипения воды, в которую опустили раскалённый металл. Стихи звучат на фоне музыки определённого жанра – металл. Фото на слайде – крепость Корела в Приозерске продолжает ассоциативный ряд (ferrum (лат) – крепость).
Фрагмент урока по теме «Алюминий» (9 класс).
Урок начинается со слайда презентации, на котором изображена плывущая яхта и написаны стихи ученика Иевлева Виктора:
Приласкай океан…
Посади лёгкую птицу на камень
Затонувшего острова.
Приходящие дуновения зимы…
Наконец-то твои порывы
Удаляются далеко от гор!
Кружись на ветру…
В бледной заре на восходе
Найди свой путь к вечности…
Задание учащимся: Посмотрите на этот слайд. Какой вы видите тему урока? Что предстоит познать?
Обратите внимание на свойства этого «образа»: лёгкий («кружись на ветру», «лёгкая птица», летает, плавает), прочный (иначе бы не поплыл и не полетел), белый или серебристый (тема зимы), мировое производство растёт («найди свой путь к вечности»). О каком металле идёт речь?
Если возникает затруднение с определением образа, могу предложить и другой вариант - произведение В. Цоя «Алюминиевые огурцы». У тех детей, которые увлекаются рок-музыкой, данный момент на уроке вызывает определённые приятные эмоции, побуждает к дальнейшему исследованию объекта (почему огурцы алюминиевые, чем объясняются свойства объекта, что ещё можно изготовить из алюминия? и т.д.).
Музыкальные произведения украшают урок, позволяют использовать творческое восприятие мира ребёнка для достижения учебных целей.
Мною подготовлена подборка произведений к некоторым урокам химии. Так, например, при изучении темы «Простые вещества – металлы» в 8 и 9 классах можно использовать произведение В. Кипелова «Здесь куют металл» или отрывок из оперы Ш.Ф. Гуно «Фауст» «Люди гибнут за металл». При изучении темы «Коррозия металла» в 9 классе на радость любителям тяжёлой музыки можно использовать произведения одноимённой группы. А при изучении в 8 классе знаков химических элементов можно воспользоваться произведением «TheElements» (TomLehrer).
Можно привлечь к данной работе учеников. Они с удовольствием помогут Вам составить собственную музыкальную подборку в качестве творческого домашнего задания.
Дополнением образа может стать такой элемент современной детской культуры как комикс - рисованные истории, рассказы в картинках. Комикс сочетает черты литературы и изобразительного искусства. Воспользуйтесь Комикс-проектом: периодическая таблица химических элементов [2].
Задание на уроке может выглядеть следующим образом: «Используя имеющиеся знания, выберите среди предложенных комиксов те, которые иллюстрируют свойства щелочных металлов. Каких щелочных металлов нет в комиксе? Создайте недостающие «образы» с учётом знаний о свойствах этих металлов».
Второй стимул. Практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.
Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя - показать ученикам, что знания дают им для жизни. Для этого мною используется необычная подача обычных лабораторных работ.
Например, на лабораторной работе по теме «Ознакомление с образцами металлов» учебная задача звучит следующим образом: «Вам нужно подобрать материал для изготовления недорогого украшения. Какой металл вы выберете?»
Учебная задача для лабораторной работы «Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ формулируется так: «Определите, какую воду безопасно употреблять людям, страдающим повышенным содержанием железа в крови».
Для закрепления знаний о результатах взаимодействия крахмала и йода можно попросить учащихся определить качество покупной сметаны.
В заключение приведу слова германского педагога А. Дистервега: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности».
Источники информации
- Буняшина, Е.В. Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / Е.В. Буняшина. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/29/povyshenie-motivatsii-uchashchikhsya
- Комикс-проект: периодическая таблица химических элементов - http://skillsup.ru/blog/review/komiks-proekt-periodicheskaya-tablicza-ximicheskix-elementov.html
Сороколетова О.В., учитель химии высшей категории МОУ «Средняя школа №11» г. Петрозаводска
Хорошо известно, что, как правило, первоклассники приходят в школу, «горя» желанием учиться, однако, чем старше становятся ученики, тем меньше проявляется такая активность. Почему? Причин много. В первую очередь это следствие естественных возрастных изменений, связанных со сменой ведущей учебной деятельности на другую ведущую деятельность – общение со сверстниками. Одновременно с этим происходит значительное увеличение объёмов учебного материала, который необходимо усвоить. К этому добавляется однообразие школьной жизни, отсутствие ярких впечатлений на уроках, а также неумение учителей стимулировать обучение.
В связи с этим особенно важно, чтобы учитель стремился создавать определенные условия для успешного обучения школьников. Степень успешности обучения всегда связана с мотивационной составляющей личностного развития ученика. Мотивация к обучению формируется под влиянием различных факторов, но в первую очередь благодаря эффективной стимулирующей деятельности учителя.
Необходимость применения стимулирования обусловлена тем, что человек, а особенно ребёнок, включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения [1].
Предлагаю свой опыт по использованию некоторых педагогических стимулов для повышения мотивации учащихся к обучению химии.
Первый стимул. Новизна учебного материалаи характера познавательной деятельности.
Необычная подача материала всегда побуждает школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нём.
Для этого я создаю на уроке художественный образ объекта или явления.
Для чего это учителю химии? Чтобы посмотреть на объект или явление со всех сторон, создать у учащихся наиболее полное представление о том, что предстоит изучать, абстрагироваться от специфических химических понятий, выйти за рамки учебного предмета, попробовать по-новому взглянуть на объект.
В этом мне помогают произведения творчества: картины, стихи, музыка.
Фрагмент урока по теме «Железо» (9 класс).
Работа на уроке начинается с создания образа железа. Железо будет рассматриваться и как химический элемент, и как элемент, активно присутствующий в искусстве и повседневной жизни человека. Для этого включается музыка, на фоне которой звучат стихи (отрывок из произведения М. Герасимова «Песнь о железе»). При этом необходимо обратить внимание учащихся на звуковое содержание произведений, которое позволит передать «характер» железа.
В железе есть зовы
Звеняще-грозовы,
Движенье чугунное масс:
Под звоны металла
Взбурлило, восстало,
Заискрилось в омутах глаз.
В железе есть сила -
Гигантов взрастила
Заржавленным соком руда.
Железной ратью
Вперед, мои братья,
Под огненным стягом труда!
Далее идёт совместный анализ произведения. Эти строки насыщены звонкими, взрывными (металлическими) согласными. Согласные шипящие могут ассоциироваться у учащихся со звуком шипения воды, в которую опустили раскалённый металл. Стихи звучат на фоне музыки определённого жанра – металл. Фото на слайде – крепость Корела в Приозерске продолжает ассоциативный ряд (ferrum (лат) – крепость).
Фрагмент урока по теме «Алюминий» (9 класс).
Урок начинается со слайда презентации, на котором изображена плывущая яхта и написаны стихи ученика Иевлева Виктора:
Приласкай океан…
Посади лёгкую птицу на камень
Затонувшего острова.
Приходящие дуновения зимы…
Наконец-то твои порывы
Удаляются далеко от гор!
Кружись на ветру…
В бледной заре на восходе
Найди свой путь к вечности…
Задание учащимся: Посмотрите на этот слайд. Какой вы видите тему урока? Что предстоит познать?
Обратите внимание на свойства этого «образа»: лёгкий («кружись на ветру», «лёгкая птица», летает, плавает), прочный (иначе бы не поплыл и не полетел), белый или серебристый (тема зимы), мировое производство растёт («найди свой путь к вечности»). О каком металле идёт речь?
Если возникает затруднение с определением образа, могу предложить и другой вариант - произведение В. Цоя «Алюминиевые огурцы». У тех детей, которые увлекаются рок-музыкой, данный момент на уроке вызывает определённые приятные эмоции, побуждает к дальнейшему исследованию объекта (почему огурцы алюминиевые, чем объясняются свойства объекта, что ещё можно изготовить из алюминия? и т.д.).
Музыкальные произведения украшают урок, позволяют использовать творческое восприятие мира ребёнка для достижения учебных целей.
Мною подготовлена подборка произведений к некоторым урокам химии. Так, например, при изучении темы «Простые вещества – металлы» в 8 и 9 классах можно использовать произведение В. Кипелова «Здесь куют металл» или отрывок из оперы Ш.Ф. Гуно «Фауст» «Люди гибнут за металл». При изучении темы «Коррозия металла» в 9 классе на радость любителям тяжёлой музыки можно использовать произведения одноимённой группы. А при изучении в 8 классе знаков химических элементов можно воспользоваться произведением «TheElements» (TomLehrer).
Можно привлечь к данной работе учеников. Они с удовольствием помогут Вам составить собственную музыкальную подборку в качестве творческого домашнего задания.
Дополнением образа может стать такой элемент современной детской культуры как комикс - рисованные истории, рассказы в картинках. Комикс сочетает черты литературы и изобразительного искусства. Воспользуйтесь Комикс-проектом: периодическая таблица химических элементов [2].
Задание на уроке может выглядеть следующим образом: «Используя имеющиеся знания, выберите среди предложенных комиксов те, которые иллюстрируют свойства щелочных металлов. Каких щелочных металлов нет в комиксе? Создайте недостающие «образы» с учётом знаний о свойствах этих металлов».
Второй стимул. Практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников.
Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя - показать ученикам, что знания дают им для жизни. Для этого мною используется необычная подача обычных лабораторных работ.
Например, на лабораторной работе по теме «Ознакомление с образцами металлов» учебная задача звучит следующим образом: «Вам нужно подобрать материал для изготовления недорогого украшения. Какой металл вы выберете?»
Учебная задача для лабораторной работы «Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ формулируется так: «Определите, какую воду безопасно употреблять людям, страдающим повышенным содержанием железа в крови».
Для закрепления знаний о результатах взаимодействия крахмала и йода можно попросить учащихся определить качество покупной сметаны.
В заключение приведу слова германского педагога А. Дистервега: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности».
Источники информации
- Буняшина, Е.В. Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / Е.В. Буняшина. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/29/povyshenie-motivatsii-uchashchikhsya
- Комикс-проект: периодическая таблица химических элементов - http://skillsup.ru/blog/review/komiks-proekt-periodicheskaya-tablicza-ximicheskix-elementov.html