Коммуникативно-деятельностный подход в обучении финскому языку
Пупулайнен Л.А., учитель финского языка МКОУ «Эссойльская СОШ»
Для того чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декарт
В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, необходимо переориентировать обучающегося на продуктивную деятельность, развить в нём интерес к непрерывному самообразованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам.
Основной целью учителя становится воспитание свободной личности, способной самостоятельно мыслить, проявлять инициативу в выборе источников информации, умеющей планировать свои действия и тщательно обдумывать принимаемые решения. Также важным является привитие обучающимся готовности к сотрудничеству в разных по составу группах, умения быть открытым для новых контактов.
Своей главной задачей я считаю научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъективных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении финского языка. На уроке создаются такие условия, при которых ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач урока, в выборе форм, способов и приемов обучения, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Сущность такого подхода к обучению – формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть обучающийся.
Целью обучения любому языку (в том числе и финскому) является формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно ориентироваться в языковой среде и уметь правильно реагировать в различных ситуациях. Коммуникативно-деятельностный подход является ведущим средством достижения этой цели. Объектом обучения должна быть речевая деятельность в таких ее видах, как аудирование, говорение, чтение, письмо.
«Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса» [3П, с.76].
Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда обучающийся является непосредственным участником в различных видах деятельности. Чтобы создать мотивацию общения, я стремлюсь на каждом уроке смоделировать личностно-значимую для обучающегося ситуацию. Это повышает эффективность усвоения изучаемой лексики. Ситуации могут быть как реальными, так и условными, воображаемыми. Главное, чтобы они соответствовали возрастным и психологическим особенностям учеников и вызывали у них потребность в общении.
Например, при изучении темы «Путешествие» обучающимся может быть предложена ситуация вызова: «Я считаю, что путешествовать на поезде лучше всего. А как считаете вы?» Как показывает практика, в подобных ситуациях каждый стремится высказать своё собственное суждение, соглашаясь или опровергая мнение учителя или своего одноклассника. В общении помимо коммуникативной функции языка выступает познавательная.
Подобные ситуации можно разыграть и по другим темам:
- Зачем ходить в кинотеатр, если кинофильм можно посмотреть и дома?
- Занятия спортом улучшают здоровье, не так ли?
- Ты опаздываешь на важную встречу.
- По-моему, лето – лучшее время года…
В качестве опор к подобным ситуациям обучающиеся используют различные речевые клише, которые вывешены на стенде (раздаются на карточках), например: «я считаю», «мне кажется», «по-моему», «как я думаю», «может быть», «возможно», «я полагаю» и др.
Ситуацию можно представить при помощи сюжетных картинок или на слайдах презентации, например: «На перемене», «У врача», «Зимние забавы» и др. Важно заинтересовать обучающегося, отвести ему какую-нибудь роль (представь себя на месте изображённого героя, дай имена героям, о чём они говорят, добавь свой персонаж и др.).
Овладение диалогическим общением может происходить и в игре. Когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, он вживается в образ и его чувства углубляются. Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности обучающихся из учебной в реальную. На уроках обучающиеся разыгрывают ситуации «В магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «Поездка в транспорте» и др.
Обучающиеся с удовольствием выступают в роли торговых агентов, рекламирующих свою продукцию; студентов вузов, представляющих своё учебное заведение и будущую профессию; представителей турагенства, рекламирующих турпоездку в Финляндию, на остров Кижи, водопад Кивач и т.д.
Наибольший интерес вызывают свободные ролевые игры, когда я озвучиваю только тему, например: «К нам едет гость из Куопио. Организуйте встречу и досуг». При этом обучающиеся самостоятельно составляют сценарий встречи, распределяют роли, решают, кто и за что будет отвечать в их группе. В роли зарубежного гостя может выступить учитель или один из учеников класса. Работа в парах и группах увеличивает продолжительность речи каждого, позволяет общаться в неформальной обстановке, даёт возможность взаимопомощи и обмена идеями. Чем активнее обучающийся участвует в общении, тем лучше усваивается, закрепляется и активизируется языковой материал.
Высокой коммуникативностью, как показывает мой опыт, характеризуется метод проектов, который нацеливает учащихся на самостоятельный поиск информации, повышает уровень коммуникативной компетенции, учит мыслить творчески и критически. Моя роль заключается в отслеживании деятельности каждого ученика на всех этапах работы, оказании помощи в поиске источников информации, корректировании и исправлении ошибок.
На уроках и во внеурочное время обучающиеся выполняют и защищают различные виды проектов:
- информационные проекты (« Города Карелии/Финляндии», «Знаменитые спортсмены», «Достопримечательности Карелии», «Музеи мира»);
- творческие проекты («Школа будущего», «Дом моей мечты»);
- издательские проекты («Портрет моей семьи», «Мои друзья и я»);
- сценарные проекты («Встречаем Рождество», «Масленица»);
- прикладные проекты («Традиции национальной кухни», «Плетение из сосновой лучины»);
- игровые проекты («Умники и умницы», «Что, где, когда»);
- летний языковой лагерь «Леммикки» и др.
Коллективная учебная, преимущественно поисковая, деятельность способствуют формированию инициативности обучающихся, их способности к творческому поиску.Обучающийся при коммуникативно-деятельностном подходе выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом.Знания, полученные в ходе самостоятельного решения определённой учебной задачи, при общении с партнёром являются средством изменения самого обучающегося.
Литература:
- Борзова, Е. В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе (курс лекций – часть 1, часть 2) / Е. В. Борзова. – Петрозаводск : Verso, 2007. - 60 С.
- Пассов, Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. 5-11 классы. / Е. И. Пассов, - М. : Просвещение, 2000.
- Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. – М. : Просвещение, 1991. – 187 С.
- Примерные программы по карельскому, вепсскому и финскому языкам для начальной школы / (сост.: Е. Г. Богданова и др.). – Петрозаводск : Verso, 2013. - 163 С.
Пупулайнен Л.А., учитель финского языка МКОУ «Эссойльская СОШ»
Для того чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать.
Р. Декарт
В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, необходимо переориентировать обучающегося на продуктивную деятельность, развить в нём интерес к непрерывному самообразованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам.
Основной целью учителя становится воспитание свободной личности, способной самостоятельно мыслить, проявлять инициативу в выборе источников информации, умеющей планировать свои действия и тщательно обдумывать принимаемые решения. Также важным является привитие обучающимся готовности к сотрудничеству в разных по составу группах, умения быть открытым для новых контактов.
Своей главной задачей я считаю научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъективных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении финского языка. На уроке создаются такие условия, при которых ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач урока, в выборе форм, способов и приемов обучения, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Сущность такого подхода к обучению – формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть обучающийся.
Целью обучения любому языку (в том числе и финскому) является формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно ориентироваться в языковой среде и уметь правильно реагировать в различных ситуациях. Коммуникативно-деятельностный подход является ведущим средством достижения этой цели. Объектом обучения должна быть речевая деятельность в таких ее видах, как аудирование, говорение, чтение, письмо.
«Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса» [3П, с.76].
Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда обучающийся является непосредственным участником в различных видах деятельности. Чтобы создать мотивацию общения, я стремлюсь на каждом уроке смоделировать личностно-значимую для обучающегося ситуацию. Это повышает эффективность усвоения изучаемой лексики. Ситуации могут быть как реальными, так и условными, воображаемыми. Главное, чтобы они соответствовали возрастным и психологическим особенностям учеников и вызывали у них потребность в общении.
Например, при изучении темы «Путешествие» обучающимся может быть предложена ситуация вызова: «Я считаю, что путешествовать на поезде лучше всего. А как считаете вы?» Как показывает практика, в подобных ситуациях каждый стремится высказать своё собственное суждение, соглашаясь или опровергая мнение учителя или своего одноклассника. В общении помимо коммуникативной функции языка выступает познавательная.
Подобные ситуации можно разыграть и по другим темам:
- Зачем ходить в кинотеатр, если кинофильм можно посмотреть и дома?
- Занятия спортом улучшают здоровье, не так ли?
- Ты опаздываешь на важную встречу.
- По-моему, лето – лучшее время года…
В качестве опор к подобным ситуациям обучающиеся используют различные речевые клише, которые вывешены на стенде (раздаются на карточках), например: «я считаю», «мне кажется», «по-моему», «как я думаю», «может быть», «возможно», «я полагаю» и др.
Ситуацию можно представить при помощи сюжетных картинок или на слайдах презентации, например: «На перемене», «У врача», «Зимние забавы» и др. Важно заинтересовать обучающегося, отвести ему какую-нибудь роль (представь себя на месте изображённого героя, дай имена героям, о чём они говорят, добавь свой персонаж и др.).
Овладение диалогическим общением может происходить и в игре. Когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, он вживается в образ и его чувства углубляются. Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности обучающихся из учебной в реальную. На уроках обучающиеся разыгрывают ситуации «В магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «Поездка в транспорте» и др.
Обучающиеся с удовольствием выступают в роли торговых агентов, рекламирующих свою продукцию; студентов вузов, представляющих своё учебное заведение и будущую профессию; представителей турагенства, рекламирующих турпоездку в Финляндию, на остров Кижи, водопад Кивач и т.д.
Наибольший интерес вызывают свободные ролевые игры, когда я озвучиваю только тему, например: «К нам едет гость из Куопио. Организуйте встречу и досуг». При этом обучающиеся самостоятельно составляют сценарий встречи, распределяют роли, решают, кто и за что будет отвечать в их группе. В роли зарубежного гостя может выступить учитель или один из учеников класса. Работа в парах и группах увеличивает продолжительность речи каждого, позволяет общаться в неформальной обстановке, даёт возможность взаимопомощи и обмена идеями. Чем активнее обучающийся участвует в общении, тем лучше усваивается, закрепляется и активизируется языковой материал.
Высокой коммуникативностью, как показывает мой опыт, характеризуется метод проектов, который нацеливает учащихся на самостоятельный поиск информации, повышает уровень коммуникативной компетенции, учит мыслить творчески и критически. Моя роль заключается в отслеживании деятельности каждого ученика на всех этапах работы, оказании помощи в поиске источников информации, корректировании и исправлении ошибок.
На уроках и во внеурочное время обучающиеся выполняют и защищают различные виды проектов:
- информационные проекты (« Города Карелии/Финляндии», «Знаменитые спортсмены», «Достопримечательности Карелии», «Музеи мира»);
- творческие проекты («Школа будущего», «Дом моей мечты»);
- издательские проекты («Портрет моей семьи», «Мои друзья и я»);
- сценарные проекты («Встречаем Рождество», «Масленица»);
- прикладные проекты («Традиции национальной кухни», «Плетение из сосновой лучины»);
- игровые проекты («Умники и умницы», «Что, где, когда»);
- летний языковой лагерь «Леммикки» и др.
Коллективная учебная, преимущественно поисковая, деятельность способствуют формированию инициативности обучающихся, их способности к творческому поиску.Обучающийся при коммуникативно-деятельностном подходе выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом.Знания, полученные в ходе самостоятельного решения определённой учебной задачи, при общении с партнёром являются средством изменения самого обучающегося.
Литература:
- Борзова, Е. В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе (курс лекций – часть 1, часть 2) / Е. В. Борзова. – Петрозаводск : Verso, 2007. - 60 С.
- Пассов, Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. 5-11 классы. / Е. И. Пассов, - М. : Просвещение, 2000.
- Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. – М. : Просвещение, 1991. – 187 С.
- Примерные программы по карельскому, вепсскому и финскому языкам для начальной школы / (сост.: Е. Г. Богданова и др.). – Петрозаводск : Verso, 2013. - 163 С.