Компьютерная игра на уроке истории

Е.Л. Героева, учитель истории и обществознания СОШ № 7 г. Кондопога

     В последние десять лет в системе школьного образования произошли  масштабные изменения. Одной из инноваций является повсеместная компьютеризация.

     Бесспорно, что уроки с применением новых  информационных технологий совершенствуют процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность. Учитель показывает презентации, фильмы, рисует графики и схемы, проводит контрольные тесты и совершает многие другие действия с компьютером. Использование информационных технологий в образовательном процессе стало обыденным делом. Но разве можно современных школьников, в чьих домах есть компьютеры, удивить презентацией на уроке? Вряд ли.

     Современный учитель должен шагать в ногу со своими учениками, знать их интересы, развивать и направлять в нужную сторону. Большинство учащихся, особенно мужского пола, используют компьютер для развлечений. Они не знают или еще не осознают, что компьютер можно применять в домашних условиях для обучения, получения новых знаний.

     Для увеличения мотивации и заинтересованности учеников в процессе обучения многие учителя стали использовать компьютерные игры на уроках. Действительно, идея использования компьютерных игр в образовательных целях уже не нова, и с каждым годом находит все больше приверженцев.

     В педагогической практике широко применяются такие игры, как кроссворды, сложение пазов, соотношение исторических персонажей с датами правления.  Однако даже такие инновации для современных школьников уже не инновационные. Для того, чтобы урок был интересен, школьный материал запомнился ученику и заинтересовал его, учителю необходимо применять те игры, с которыми школьники хорошо знакомы (речь идет преимущественно о школьниках старшего и среднего звена). Возможно, пришло время, когда плоды компьютерной игровой индустрии надо использовать на уроках истории в образовательных целях.

     Для примера возьмем самую популярную стратегию Total War (англ. Тотальная война). Total War — компьютерная игра в жанре глобальной и пошаговой стратегии, выпушенная 22 сентября 2004 года компанией Creative Assembly. Она состоит из целой серии игр:  Total War – Рим,  Total War – Сегун, Total War – Империя, Total War – Наполеон, Total War – Русь, Total War – Медивал, Total War – Аттила

     Игра очень интересная и красочная, примечательна масштабными проработанными сражениями, в которых участвовали тысячи воинов. Такие эпические битвы стали возможны благодаря высокотехнологичной графике, способной детально обрисовывать более тридцати тысяч человек в одном сражении.

     Разработчики игры опираются  на реальные исторические факты и карты.  Отображают природную среду, ландшафт, местность, архитектурные стили, постройки, здания, города, внешний вид и особенности вооружения солдат и воинов, обычных людей и их одежду в соответствии в выбранным историческим периодом в игре. При штурме городов и крепостей в игре используются  штурмовые лестницы, тараны, осадные башни и другие виды оружия, реально применяемые в той или иной исторической эпохе.

     Проиграв сражение дома и записав его, вы можете показать и рассказать о нем  на уроке. Используя атлас, учебник, настенную карту и просмотрев фрагмент сражения, ученик составит более полное представление о ходе битвы или изучаемой войны.

     Рассмотрим конкретный пример применения компьютерной игры.  В 5 классе по предмету «истории Древнего Мира» есть  тема «Вторая война Рима с Карфагеном». Эта война подробно рассматривается в игре Total War – Рим. Так как построить весь урок на просмотре компьютерной игры нецелесообразно, для этого выделяется лишь один из этапов урока. Например,  в войне Рима с Карфагеном одной из самых важных битв была битва при Каннах в 216 году до н.э. Примечательно, что в игре Total War перед каждым сражением есть уже готовые видеоролики, которые можно использовать. Именно такой уже готовый видеоролик показывается ученикам. Его продолжительность не более полутора минут.

     Методика «Ориентиры предвосхищения» обычно используется для работы с текстом, но так же её можно применить и перед просмотром видеофрагмента. Ученикам перед просмотром выдаются карточки с суждениями и они заполняют первую колонку. Ставят «+» там, где верно, «-», там, где не верно и «?» - где ответ не известен или  учащиеся сомневаются. После просмотра видеоролика, они заполняют третью колонку.

Перед просмотром

Суждения

После просмотра

+

Битва при Каннах состоялась в 216 году до н.э.

+

-

Местность  была гористой

-

?

Армию карфагенян возглавлял Ганнибал

+

 

Римскую армию возглавляли три старых консула

 
 

У Ганнибала была превосходная кавалерия

 
 

Римская армия была многочисленнее

 

     Для того, чтобы использовать на уроках видео с игры Total War, это видео можно самостоятельно снять и обработать при помощи программ Bandicam и Sony Vegas Movie Studio HD.  Первая программа является программой записи видео и скриншотов с экрана монитора. Вторая программа – видеоредактор, позволяющая добавлять спецэффекты, вставлять или удалять музыку, приближать объекты. Обе программы на русском языке.

     Если учителю проблематично проходить игру, то видео с историческими сражениями с игры Total War, можно скачать с интернета. Они находятся в широком доступе.

     К этой игре снято очень много трейлеров. Просмотрев его, ученикам можно задать вопросы: «Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?», «Выскажите свое отношение к тому, что римляне использовали животных в военных действиях».

     Из трейлеров к игре или из самой игры можно сделать скриншоты страниц, которые так же можно использовать в образовательном процессе  в обыкновенной презентации. После рассмотрения слайда с боевым слоном, ученикам предлагается составить три  вопроса. Или, например, -  Рассмотрите и расскажите как природа Египта повлияла на становление древнеегипетского царства. К скриншоту с Наполеоном можно предложить ученикам написать свои ассоциации для подведения их к теме урока.

     Конечно, как и во всем новом, в применении стратегических компьютерных игр на уроках истории, есть свои риски. Определенной группе учеников это может показаться не интересным. Часть учеников настолько заинтересуется этой игрой, что может «подсесть» на нее. Но эта не наша цель. Поэтому на уроках не должно быть никакой рекламы, только использование отдельных фрагментов ради образовательного процесса. Ученики должны быть изолированы от сцен с насилием, которых немало в игре. Педагог, должен проделать сложную работу, для того, чтобы урок с применением компьютерной игры прошел по всем стандартам, был познавательным и интересным. Но, если  ученик, придя домой, захочет и  прочитает дополнительную информацию по теме урока, то это уже будет маленькая победа учителя. 

     Надеюсь,  моя педагогическая идея оказалась для вас интересной и полезной.

     В заключение, мне хотелось бы добавить. Не бойтесь включать информационные технологии в процесс образования, стремитесь соответствовать и опережать современное образование, развиваться самим и развивать своих учеников.