Мультимедийные программы музея в поддержку регионального компонента
Санина Н.В., старший научный сотрудник БУ «Музей изобразительных искусств Республики Карелия»
В 2010 году в Музее изобразительных искусств РК состоялась презентация новой образовательной программы «Мультиполотенце или Kaspaikka». В 2009 году этот проект был поддержан Благотворительным фондом В. Потанина и стал победителем в VI Грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» и на сегодняшний день вошел в число лучших реализованных образовательных проектов в России.
Задачей проекта явилось создание на базе постоянной экспозиции уникального образовательного ресурса, знакомящего с помощью средств мультимедиа с народным искусством Карелии XIX-XX веков.
Традиционное карельское полотенце (по - карельски Kaspaikka – рукотворное полотно) было выбрано не случайно. Во-первых, это предмет, близкий и понятный человеку любого возраста. С другой стороны, полотенце обладает целым спектром значений – от утилитарного предмета до обрядового элемента национальной культуры. Оно может дать широкое представление о культуре прошлого. Авторы программы сделали традиционное полотенце объектом познавательной игры.
Мультимедийная программа выстроена в виде интерактивной игры – настоящего космического путешествия.
Каждое занятие построено в форме полета на одну из планет «Галактики народного искусства».
Планеты «населены» мотивами карельской вышивки. Это создаёт у участников иллюзию присутствия в виртуальном межпланетном пространстве.
В зале народного искусства появилась уникальная возможность трансформации экспозиции в виртуальное межпланетное пространство. Здесь важно было конечно выдержать меру между рассказом об уникальных подлинниках XIX-XX вв. и их виртуализацией в электронном показе.
Посещая различные «планеты» вышивки, наши посетители 6-11 лет сами работают с монитором, фонариками, становятся «пилотами», отвечают на вопросы космического персонажа, ищут «космические полотенца» в витринах, получая и знания и эмоциональное удовольствие. По законам жанра, «полеты» проводятся в полной темноте.
Высаживаясь на планеты, дети смогут узнать о сюжетах, обрядах и техниках карельской вышивки, а также создать авторское полотенце в техниках шелкографии (печати на ткани), рисунка или граттажа (процарапывание по воску) на мастер-классах.
Между посетителем и экспозицией возникает интерактивный тип коммуникации. Создание диалога – одна из важнейших особенностей, делающая данный проект «живым», интересным.
Методически материал адаптирован для неподготовленного посетителя. Поэтому рассказ о национальной культуре дополнен аудио-и спецэффектами, анимацией, и конечно впечатляющими видеосъемками, которые в полном смысле «оживляют» полотенца. Съемки проводились на острове «КИЖИ».
В своих авторских работах участники программы пробуют воссоздать те эстетические качества вышивки, которые они выделили в процессе просмотра фильмов.
Образовательная программа не только позволяет познакомить школьников с коллекцией музея, но и сделать это на языке современных технологий, что делает данный продукт актуальным и широко востребованным именно для школьной аудитории, хорошо ориентирующейся в мире электронных источников информации, ищущей адекватного для XXIвека рассказа и визуального ряда.
Санина Н.В., старший научный сотрудник БУ «Музей изобразительных искусств Республики Карелия»
В 2010 году в Музее изобразительных искусств РК состоялась презентация новой образовательной программы «Мультиполотенце или Kaspaikka». В 2009 году этот проект был поддержан Благотворительным фондом В. Потанина и стал победителем в VI Грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» и на сегодняшний день вошел в число лучших реализованных образовательных проектов в России.
Задачей проекта явилось создание на базе постоянной экспозиции уникального образовательного ресурса, знакомящего с помощью средств мультимедиа с народным искусством Карелии XIX-XX веков.
Традиционное карельское полотенце (по - карельски Kaspaikka – рукотворное полотно) было выбрано не случайно. Во-первых, это предмет, близкий и понятный человеку любого возраста. С другой стороны, полотенце обладает целым спектром значений – от утилитарного предмета до обрядового элемента национальной культуры. Оно может дать широкое представление о культуре прошлого. Авторы программы сделали традиционное полотенце объектом познавательной игры.
Мультимедийная программа выстроена в виде интерактивной игры – настоящего космического путешествия.
Каждое занятие построено в форме полета на одну из планет «Галактики народного искусства».
Планеты «населены» мотивами карельской вышивки. Это создаёт у участников иллюзию присутствия в виртуальном межпланетном пространстве.
В зале народного искусства появилась уникальная возможность трансформации экспозиции в виртуальное межпланетное пространство. Здесь важно было конечно выдержать меру между рассказом об уникальных подлинниках XIX-XX вв. и их виртуализацией в электронном показе.
Посещая различные «планеты» вышивки, наши посетители 6-11 лет сами работают с монитором, фонариками, становятся «пилотами», отвечают на вопросы космического персонажа, ищут «космические полотенца» в витринах, получая и знания и эмоциональное удовольствие. По законам жанра, «полеты» проводятся в полной темноте.
Высаживаясь на планеты, дети смогут узнать о сюжетах, обрядах и техниках карельской вышивки, а также создать авторское полотенце в техниках шелкографии (печати на ткани), рисунка или граттажа (процарапывание по воску) на мастер-классах.
Между посетителем и экспозицией возникает интерактивный тип коммуникации. Создание диалога – одна из важнейших особенностей, делающая данный проект «живым», интересным.
Методически материал адаптирован для неподготовленного посетителя. Поэтому рассказ о национальной культуре дополнен аудио-и спецэффектами, анимацией, и конечно впечатляющими видеосъемками, которые в полном смысле «оживляют» полотенца. Съемки проводились на острове «КИЖИ».
В своих авторских работах участники программы пробуют воссоздать те эстетические качества вышивки, которые они выделили в процессе просмотра фильмов.
Образовательная программа не только позволяет познакомить школьников с коллекцией музея, но и сделать это на языке современных технологий, что делает данный продукт актуальным и широко востребованным именно для школьной аудитории, хорошо ориентирующейся в мире электронных источников информации, ищущей адекватного для XXIвека рассказа и визуального ряда.