РУБРИКА: Карельский институт развития образования - педагогам Карелии


Новый порядок аттестации педагогических работников Республики Карелия

Ковру Ольга Евгеньевна, заведующая отделом аттестации педагогических кадров ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

Хузина Наталья Михайловна, методист отдела аттестации педагогических кадров ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

     Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» утвержден новый порядок проведения аттестации педагогических работников, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2014 года, регистрационный № 32408 (далее – Порядок).

Одновременно признается утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», который до этого времени применялся в части, не противоречащей статье 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», т.е. в только в той части, которая связана с проведением аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводимой на основании заявления педагогического работника.

В связи с введением нового Порядка аттестации возникает необходимость во всестороннем освещении различных аспектов процедуры аттестации в контексте новых требований и доведении информации до руководящих и педагогических работников. Несмотря на то, что все необходимые материалы (нормативно-правовая документация, методические рекомендации, бланки и образцы) находятся в открытом доступе и размещены на сайте Карельского института развития образования, опыт показывает, что существует определенное недопонимание по целому ряду вопросов, касающихся аттестации, как со стороны руководителей, так и со стороны аттестуемых работников. В целях упорядочения процедуры аттестации для педагогических работников и обеспечения необходимых условий для качественной работы экспертов, занятых в оценке результатов профессиональной деятельности, обращаем внимание на внесенные в Порядок аттестации изменения.

1. Расширяется сфера применения порядка:

-        Новый Порядок применяется при аттестации педагогических работников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность за исключением должностей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, т.е. распространяется непосредственно на педагогических работников образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих обучение, в т.ч. негосударственных образовательных учреждений, а также к педагогическим работникам учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся государственными или муниципальными образовательными учреждениями.

-        В соответствии с новым Порядком также проводиться аттестация тех педагогических работников, которые замещают эти должности по совместительству в той же или иной организации, а также в случаях, когда должности педагогических работников замещаются в порядке совмещения должностей, т.е. наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (к примеру, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации).

2. Внесены изменения в порядок аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности:

-        Новый Порядок расширил категории педагогических работников, которые не проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности. К ранее действовавшему списку добавились педагоги, которые занимают свою должность менее 2 лет в организации, в которой проводится аттестация, и те, кто отсутствовал на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

-        Прохождение в ходе аттестации квалификационных испытаний в письменной форме, как это осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим порядком, новый Порядок не предусматривает.

-        Порядок не предусматривает оформление на педагогического работника аттестационного листа.

-        Результаты аттестации педагогических работников, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям, действуют в течение пяти лет по месту ее проведения.

-        Расширяются полномочия Аттестационных комиссий организаций (в соответствии с п.23 Порядка) - дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

3. Внесены изменения в порядок прохождения аттестации по желанию (на первую и высшую квалификационную категорию):

-        Утверждена новая форма заявления о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей).

-        Порядок не предусматривает оформление аттестационного листа на педагогического работника.

-        Министерство образования Республики Карелия издает приказ об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения Аттестационной комиссией Министерства образования Республики Карелия (далее - Аттестационная комиссия). Приказы размещаются на официальном сайте ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» в разделе Приказы об установлении квалификационных категорий, по адресу: http://kiro-karelia.ru/att/attestasiya/prikaz .

-        Педагогическому работнику, прошедшему аттестацию, выдается выписка из приказа Министерства образования Республики Карелия «Об установлении квалификационных категорий педагогическим работникам», составленная секретарем Аттестационной комиссии.

-        Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Вместе с тем, новый Порядок во многом упрощает обращение в Аттестационную комиссию, поскольку:

-        Не устанавливает сроков подачи заявления. Но для сохранения уровня оплаты труда с учетом ранее имевшейся квалификационной категории целесообразно обращаться в аттестационную комиссию заранее, как правило, не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, учитывая, что для рассмотрения заявления отведен один месяц, а для проведения аттестации – два месяца.

-        Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

-        Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в Аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Ограничения предусмотрены только для педагогических работников, претендующих на высшую квалификационную категорию, в связи с тем, что заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Особое внимание аттестуемых педагогических работников обращаем на качество, представляемых на экспертизу документов. Результаты профессиональной деятельности необходимо представлять в виде самоанализа, содержание которого должно соотноситься с перечнем показателей и критериев, утвержденным Аттестационной комиссией МО РК. Ввиду того, что для некоторых групп педагогических работников, например, воспитателей дошкольных учреждений, осуществлялись коррективы показателей, просим заранее познакомиться с внесенными изменениями. В случае если по каким-то причинам невозможно представить   тот или иной показатель, необходимо дать разъяснения. Нередко в самоанализе аттестуемые работники ограничиваются перечислением проведенных за отчетный период мероприятий, не раскрывая их значимости для образовательного учреждения, воспитанников, для своего профессионального роста. Оценивая результаты работы, эксперту важно понимать какие цели и задачи при этом ставил педагог, какой резонанс получила его деятельность в профессиональном сообществе, как и кем, этот опыт востребован. Как показывает практика проведения экспертизы, наибольшее затруднение вызывает раздел самоанализа, в котором аттестуемому педагогу необходимо представить личный вклад в совершенствование качества образования. В таблице показателей предлагается целый ряд различных направлений работы, участие в которых важно для саморазвития, самодвижения педагога, в том числе и для его успешного прохождения процедуры аттестации. Каждый может выбрать для себя наиболее целесообразные и приемлемые направления. Так, например, не всем может подходить участие в конкурсах профессионального мастерства в силу стрессовой неустойчивости, эмоциональной нестабильности, повышенной тревожности. В то же время эти люди могут быть прекрасными наставниками, передавать свой опыт через работу в методических объединениях, советах, помощь молодым педагогам и студентам во время прохождения педагогической практики.

Одной из ведущих тенденций или примет современного образования является его технологичность, которая выражается не только в широком использовании информационно-коммуникационных технологий, без которых сегодня не мыслится образовательный процесс, но и в разнообразии современных педагогических технологий. Неслучайно первый раздел самоанализа посвящен осмыслению используемых в учебном процессе технологий с точки зрения их целесообразности, эффективности. Недостаточно только перечислить технологии, важно раскрыть их в контексте стоящих перед педагогом задач и тех результатов, которые становятся достижимыми с их помощью.

Самоанализ – основной источник информации о личности педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки – в обязательном порядке заверяется руководителем образовательного учреждения подписью и печатью. Документы на аттестацию принимаются одним пакетом (заявление, копия аттестационного листа, самоанализ с приложениями).