Опыт реализации программы внеурочной деятельности «Школа доброты» в условиях ФГОС НОО в МОУ «Средняя школа №33»

Реутова Екатерина Игоревна, зам.директора по УВР, МОУ «Средняя школа №33», г. Петрозаводск

Ещё в прошлом веке известный педагог А.С.Макаренко сказал: «Личность не воспитывается по частям, а создаётся синтетически всей суммой влияния, которым она подвластна». Воплощение данной мысли известного педагога позволяют обеспечить ФГОС НОО, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Ведь жизнь не заканчивается уроками. Компетентность выпускника должна проявляться не только в сфере познавательной, но и гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой, бытовой. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов.

 C 2010 года МОУ «Средняя школа №33» является пилотной в апробации ФГОС НОО в Республике Карелия.Для организации внеурочной деятельности нашей школы выбрана оптимизационная модель, которая разработана на основе всех внутренних ресурсов образовательного учреждения, школой использованы собственные возможности и возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта города и республики. Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. Школа стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Мы считаем, что при проведении занятий внеурочной деятельностью важно не допустить дублирования урочной деятельности. В ОУ реализуется программа внеурочной деятельности «Школа доброты». Программа «Школа доброты» в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы состоит из рабочих программ, в рамках которых реализуются следующие направления деятельности: общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно­-нравственное, спортивно­-оздоровительное, социальное. Проектная и общественно полезная деятельность интегрируются в основные направления программы.В основу рабочих программ положены активные методы обучения, используются современные образовательные технологии. Учителя организуют внеурочную деятельность как специфический индивидуально ¬ творческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений. Реализация программы «Маленький исследователь», «Игровой английский», «Путешествие с английским» предполагает самоопределение каждого школьника в ситуации выбора, учит мыслить самостоятельно, формирует все группы УУД. При реализации программ по общекультурному направлению «Изостудия Капитошка», «Труд + фантазия = радость» педагоги организуют взаимодействие ребёнка с миром прекрасного, людьми искусства, включая его в разнообразную личностно и социально значимую деятельность на основе выбора, общения, осмысления происходящего, формируя эстетическую культуру. В урочной деятельности трудно обеспечить полноценное индивидуальное развитие творческих музыкальных способностей каждого учащегося. Сформировать вокально-театральные навыки, развить музыкальные способности помогают занятия по программе театральной студии «Светлячок», «Школьная сказка». Программы «Я и мой мир», «Путешествие по странам», реализующие социальное и духовно – нравственное направление являются наиболее востребованными среди учащихся и их родителей. В соответствии с требованиями ФГОС НОО программы направлены на приобщение детей к культуре своего народа и народов других стран, осознанию роли каждого гражданина в обществе, воспитанию толерантности в отношениях, уважения к многонациональной культуре России. Для развития потенциала обучающихся: одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья разработана и реализуется программа по спортивно – оздоровительному направлению «Путь к здоровью», «Кенгурята».

Педагогами нашей школы определена динамика развития форм достижения воспитательных результатов по всем направлениям, разработанная с учетом рекомендаций методического конструктора Григорьева Дмитрия Васильевича по всем направлениям внеурочной деятельности. Четвертый год мы проводим диагностику и Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО. Мониторинг является показателем сформированности социального опыта детей, дает возможность отслеживать динамику личностного развития обучающихся, диагностировать уровень сформированности всех групп УУД, удовлетворенность организацией УВП всеми участниками образовательного процесса. На наш взгляд, такая организация внеурочной деятельности позволяет: создать условия для свободного общего развития личности; выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка; способствовать выбору образовательного маршрута обучающегося; ·обеспечить каждому школьнику «ситуацию успеха»; содействовать самореализации личности ребёнка и педагога. Мы считаем, что внеурочная деятельность в нашей школе является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся, одним из механизмов достижения планируемых результатов в освоении ООПНОО в условиях ФГОС НОО.

Литература

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
  3. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования // Классный руководитель, 2003, №6. – С.65-86.