РУБРИКА: Карельский институт развития образования - педагогам Карелии


Особенности дистанционного повышения квалификации работников образования

Кузьменко Мария Викторовна, к.п.н., руководитель центра мониторинга и дистанционных технологий ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

Дистанционные образовательные технологии все более активно проникают во все сферы образования, в том числе и в повышение квалификации и переподготовку педагогических работников. В Республике Карелия развитие дистанционных технологий в повышении квалификации очень актуально, поскольку значительная часть образовательных организаций расположена в сельской местности или отдаленных районов Карелии. 

Дистанционное повышение квалификации педагогов имеет некоторые особенности по сравнению с другими формами дистанционного обучения (студентов, школьников, например). Наиболее существенными проблемами, возникающими у педагогов в процессе дистанционного обучения, являются:

  1. недостаточное (или кажущееся недостаточным) владение современными информационными технологиями, которое создаёт психологический барьер в начале обучения;
  2. необходимость совмещения обучения с работой, решением бытовых семейных вопросов порождают желание бросить обучение, не дойдя до конца, поскольку оно требует значительных временных затрат;
  3. непривычное обучение без постоянного очного присутствия преподавателя может создать у обучаемого иллюзию «игры в одни ворота».

Все вышеперечисленные проблемы решаемы, и мне хотелось бы продемонстрировать, каким образом мы учитываем их при разработке и реализации курсов повышения квалификации нашего института.

Для примера и наглядности обратимся к созданному и неоднократно реализованному нами дистанционному курсу «Организация контроля знаний обучающихся с использованием современных информационных технологий». Этот курс, как и практически все дистанционные курсы института, создан преподавателями института и традиционно реализован в системе дистанционного обучения Moodle.

 

1. Недостаточное (или кажущееся недостаточным) владение современными информационными технологиями создают психологический барьер в начале обучения 

Для того, чтобы максимально облегчить педагогам начало обучения на курсе, мы используем несколько приемов, они традиционно присутствуют практически в любом дистанционном курсе.

В самом начале обучения слушателям предлагается вводная часть, в которой подробно, простым языком, без привлечения специальной терминологии изложены основные организационные моменты. Она призвана ответить на следующие, безусловно имеющиеся у них, вопросы:

- Зачем мне изучать это курс?

О чем расскажет курс? Что слушатели будут уметь, после его освоения? Как это пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности?

- Как я буду его изучать?

Будет ли весь материал открыт сразу для изучения или будет выдаваться последовательно по мере изучения? Нужно ли работать в строгом соответствии с графиком или можно опережать его и работать в удобном обучаемому ритме, закончив курс к определенной дате? Как будет организован контроль за освоением материала, какие виды самостоятельных (проверочных) работ предстоят? Какую итоговую работу нужно будет выполнить для получения документа? Как обучаемые смогут сотрудничать с преподавателем (виды связи) и на какую конкретно помощь могут рассчитывать?

- Как технически работать в системе дистанционного обучения?

В первой теме курса традиционно изложены основы работы в Moodle.

Обязательно здесь же предлагается самостоятельная работа (оцениваемая), которая предполагает:

- работу в форуме «Знакомство», где в неформальной обстановки все слушатели курса рассказывают о себе, своей школе, своем городе (селе), выкладывают фото. Это помогает слушателю познакомится с коллегами, почувствовать себя членом команды, понять, что он в любой момент сможет обратиться за помощью не только к преподавателю курса, но и к коллегам по обучению (часто слушатели после первого удачного знакомства ведут работу в форумах, обсуждают учебные вопросы, дают друг другу советы);

- работу с внутренней почтой. Обязательным в данной теме является умение работать во внутренней почте системы, поэтому одним из заданий является написание сообщения определенной формы преподавателю курса. Таким образом налаживается личная неформальная связь с преподавателем.

Все эти несложные действия помогают сформировать позитивный климат и дружескую атмосферу на курсе, создать деловой настрой у обучаемых и снять психологическое напряжение в начале обучения. Это, безусловно, облегчает дальнейшую работу преподавателя.

 

2. Необходимость совмещения обучения с работой, решением бытовых семейных вопросов порождают желание бросить обучение, не дойдя до конца, поскольку оно требует значительных временных затрат

Для того чтобы на протяжении всего курса поддерживать у слушателей постоянную заинтересованность в обучении, используем следующие приемы:

- предлагаем небольшие «порции» материала для ежедневного изучения (обучаемый не должен проводить по 4-5 часов за компьютером, изучая огромные объемы скучных текстов!), по возможности большее число работ практического характера, разнообразные формы подачи теоретического материала (видеоинструкции, скайп-конференции и пр.);

- обязательный контроль за каждым теоретическим блоком - небольшие проверочные работы, тесты, эссе и пр., позволяющие преподавателю курса оценить работу слушателя над данной темой. Слушатели получают удовлетворение от ощущения стабильности и систематичности обучения, контроль в данном случае ими воспринимается позитивно, как знак того, насколько правильно они понимают материал; чувствуют постоянное присутствие преподавателя;  

- ведение «Общей таблицы» – таблицы совместного редактирования Гуггл, в которой каждый слушатель делает отметку о выполнении задания, а преподаватель, после проверки, делает отметки о том, что задание зачтено. Такая таблица позволяет не только преподавателю видеть в целом работу группы (эта возможность реализована и средствами Moodle), но и слушателям следить за продвижением по курсу остальных коллеги, держит их «в тонусе», не позволяет отставать, придает обучению оттенок соревновательности. После завершения обучения таблица группы «выгружается» и хранится преподавателем в отчетах о курсах;

- в заданиях курса по возможности больше работ, требующих совместной работы слушателей друг с другом, а также предусматривающих перекрестную оценку друг друга. Общение с коллегами очень полезно и зачастую выходит за рамки изучаемых в курсе вопросов, переходя на другие профессиональные темы.

Все эти несложные приемы «оживляют» процесс обучения и предотвращают «потери контингента», поскольку именно интерес (а не документ о повышении квалификации, который намного проще получить, обучаясь очно) чаще всего заставляет слушателя, несмотря на нехватку времени, пройти обучение от начала до конца.

3. Непривычное обучение без постоянного очного присутствия преподавателя может создать у обучаемого иллюзию «игры в одни ворота».

Постоянное ощущение присутствия преподавателя достигается следующими методами:

- ежедневная публикация новостей (пусть даже совсем незначительных объявлений, похвалы самых активных, ободрения отстающих пр.). Хороши здесь всевозможные фото, смайлы, картинки, позволяющие наладить неформальную атмосферу. Ну и конечно, новости организационного характера;

- частые обращения к слушателям в личных сообщениях (также могут быть по незначительным поводам);

- в оценках выполненных проверочных работ обязательны комментарии, а не просто оценки. Желательно высказывать и свое личное отношение к выполненной работе. Обязательны похвала или слова ободрения в случае неуспешного выполнения

В завершение обучения – поздравление всех с успешным окончанием курса!