Приемы технологии развития критического мышления в обучении младших школьников

Коханская Марина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сегежи

Учение без мысли – напрасный труд.

Конфуций

Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий. В «Энциклопедии образовательных технологий» Германа Константиновича Селевко, профессора Международной Академии наук педагогического образования, их описано свыше 500.

Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии.

Я бы хотела остановиться на технологии развития критического мышления.

Данная технология как раз учит мыслить, учит сопоставлять свое мнение с другими, дает возможность проявить свои творческие способности, поощряет взаимодействие.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана американскими педагогами – практиками в 80-е годы 20 столетия. Позднее основу технологии стали составлять идеи и теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Льва Семеновича Выготского о зоне ближайшего развития.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

  • Дети от природы любознательны, они очень хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

ТРКМ универсальна. Ею могут пользоваться учителя разных предметных областей в среднем и старшем звене, администрация образовательных учреждений при проведении педагогических советов. И, конечно же,   некоторые элементы технологии можно и нужно применять в начальной школе.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Существует 3 этапа (фазы) технологии:

  1. Вызов.
  2. Осмысление.
  3. Рефлексия.

1 этап – вызов. Пробуждение интереса к предмету

Задачи:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

2 этап – осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

3 этап – рефлексия.Обобщение материала, подведение итогов.

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  • Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии, очень много. + Ромашка вопросов, инсерт, фишбон (рыбная кость), дерево предсказаний, денотатный граф, +- интересно, сводная таблица, шесть шляп, диаманта, РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), письмо по кругу, «лови ошибку», «поляна снежинок», кубик и другие.

Я остановлюсь на тех, которые применяю на своихуроках в начальной школе.

1. Таблица: Знаю – Хочу узнать – Узнал

Прием применим для работы с текстом на протяжении урока.

Пример. Урок окружающего мира, на стадии вызова.

Учитель с учащимися определяют тему урока. Это «Насекомые».

Учитель: Я предлагаю Вам заполнить таблицу и работать с ней на протяжении всего урока.Что Вы знаете о насекомых?

(Ребята работают в группах, заполняя первую графу таблицы)

(Проверка заполнения первого столбца. Ответы детей.)

Учитель: Ребята, а чтобы вы хотели узнать о насекомых?

(Ребята работают в группах, составляя вопросы и заполняя вторую графу таблицы)

(Проверка заполнения второго столбца)

Учитель: Итак, тема урока? («Насекомые»). Я предлагаю на время убрать таблицы и попробовать, включаясь в урок, поискать ответы на возникшие по нашей теме вопросы….

Ну, а теперь пришло время вернуться к нашим таблицам, которые мы использовали вначале нашего урока. Сможете ли Вы сейчас ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

(Работаем в группе, заполняем таблицу).

2. Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Например: Почва – это …

                                         … земля

                                         … растительная земля

                                        … вещество

                                         … суша, а не вода

                                         … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения, и идет работа.

3. Прием "Верные и неверные высказывания"

На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.

На стадии размышления:

  1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
  2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
  3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".

Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают, верно или неверно данное высказывание.

4. Кластер

Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

По мере записи появляется вот такая графическая структура, которая отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

5. Приём «Инсерт»

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для васзнакомым?

- Чтонового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталосьнепонятным?

6. Техника постановки вопросов

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

Задание: прочитайте текст и задайте 2 тонких и 2 толстых вопроса друг другу.

7. Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Уточняющие вопросы - Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Обычно начинаются со слов: «Как вы относитесь…».

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза. «Что будет, если…» «Что бы изменилось, если…»

Практические вопросы – направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Обычно начинаются со слов: «Где вы в обычной жизни могли наблюдать …», «Как бы вы поступили…».

Прием постановки вопросов хорош на стадии Рефлексии.

8. Бортовой журнал

Пример: урок окружающего мира, 4 класс, тема «Тундра»

Задание: Мир птиц тундры разнообразней, чем мир зверей. Чем же привлекает этот суровый край такое множество птиц? Пользуйтесь для поиска материалом из учебника (указаны страницы) и заполняйте бортовой журнал.

9. Прием «Фишбоун»

«Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Суть приема «Фишбоун» (рыбья косточка) состоит в постановке проблемы, которая изучается  на уроке, в определении ее аспектов  и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему. 

Пример: урок окружающего мира, 4 класс, тема «Тундра»

Задание: Приведите примеры отрицательного влияния человека на почву тундры, используйте материал учебника (указаны страницы). Составьте фишбоун по одной из проблем.

10. Прием «Шесть шляп»

Пример: урок окружающего мира, 4 класс, тема «Тундра»

Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа. Мыслим фактами, цифрами.

Расскажите о тундре только фактами, цифрами.

Желтая шляпа. Позитивное мышление.

Подумайте, что помогает животным тундры переносить суровую зиму.

Черная шляпа. Проблемы.

Приведите примеры отрицательного влияния человека на почву тундры.

Красная шляпа. Эмоции.

Подумайте, какое эмоциональное настроение вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнет природа?

Зеленая шляпа. Творчество.

Какие меры помогут сохранить природу тундры?

Синяя шляпа. Философия.

Обобщите высказывания других групп.

На стадии рефлексии можно применять и такие формы работы

Итак, приёмы развития критического мышления на уроках позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

В основе технологии лежит системно-деятельностный подход к обучению. Урок построен так, чтобы включить каждого ребенка в учебно-познавательную деятельность. Такой урок заставляет учеников задуматься, учит находить пути решения проблемы, развивает коммуникативные навыки.

Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

            

Литература

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К.Селевко. – Москва: Народное образование, 2005. – 535 с.
  2. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О.Загашев. – Санкт-Петербург: Альянс-Дельта, 2003. -284 с.

3. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/ispolzovanie-tekhnologii-kriticheskogo-myshleniya