Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности

Сичинава Ольга Анатольевна, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», г.Олонец

Образовательный (учебный) проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

Структура работы над проектом.

I. Подготовительный этап работы

  • определение темы исследования;
  • выделение предполагаемых направлений работ;
  • определение проблемы и задач исследования;
  • выдвижение гипотез и способов решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • распределение работы между участниками группового проекта;
  • начало работы по сбору информации.

II. Основной этап.

  • продолжение работы по сбору информации;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта;
  • систематизация и анализ полученных данных;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • подведение итогов, оформление результатов.

III. Заключительный этап.

  • презентация проекта;
  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта;
  • рефлексия.

Проектная деятельность является средством развития личности ребенка, привития интереса к познавательной деятельности.

В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения:

умения в решении проблем: ставить цель; планировать деятельность; выбирать адекватные средства достижения цели; оценивать ход и результат своей деятельности;

исследовательские умения: выдвигать идеи; выбирать лучшее решение;

информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, структурирование, сохранение информации; использовать полученную информацию; представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях;

технологические умения: понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма, иметь установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности;

коммуникативные: ставить цели устной и письменной коммуникации,

общаться в малых группах, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении; соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент; высказываться в ходе обсуждения;

презентационные умения: выступать перед классом; использовать средства передачи информации;

рефлексивные умения: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

Какова же роль педагога, ученика и родителей.

         В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами.

- Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.

Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

На всех этапах родители выступают как помощники. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации.

Организация работы над проектами в во 2 -3 классах (из опыта работы)

«Банк» проектов:

  • «Библиотека», «Детские журналы», «Зимняя страничка» (по предмету литературное чтение)
  • «Узоры и орнаменты на посуде», «Задачи-расчёты» (по предмету математика)
  • «Красная книга», «Богатства, отданные людям» (по предмету окружающий мир)
  • «Рифма», «В шутку и всерьёз», «Поздравь друга», «Семья слов» (по предмету русский язык)

Критерии успеха работы над проектом:

- Достижение конечного результата.

  • Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;
  • Сплоченность участников команды.
  • Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного.

Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.

При оценке успешности ребенка в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

В проектной деятельности ребенка важно повысить его уверенность в достижении цели, сохранить индивидуальность.

Литература

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000г.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005г. № 9.
  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.
    1. Ступицкая М. Работа над проектами и её психолого-педагогический потенциал.// Школьный психолог- 2010.- №2.