Речевая культура как основа формирования коммуникативной личности

С.Л. Игнатьева, учитель русского языка и литературы МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина»

Насущной проблемой современной школы становится  воспитание речевой культуры: поток разного рода информации, захлестнувший наших детей, требует умения отбирать необходимое, использовать уместное. Сказывается и недостаточный объём самостоятельного чтения.  Между тем, как в «Письмах о добром и прекрасном»  писал академик  Д. С. Лихачев,  наша речь — «важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она „затягивает“».

     Цель моей работы – создание «предпосылок к заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами, формирование умения общаться (не только говорить, но и слушать другого), вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами»[1]. 

     Научить пользоваться  богатейшими возможностями языка, умело выбирать именно те языковые средства, которые позволят вести диалог в предлагаемых обстоятельствах, – эту задачу я решаю  как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности.  В своей работе я выделяю три блока, взаимосвязанные и поддерживающие друг друга: так называемая «активная» грамматика (Л. В. Щерба), работа с текстом и внеурочная деятельность.

     Формирование коммуникативной личности требует иного подхода к содержанию  современного урока русского языка.  Учить нужно тому,  что, прежде всего, понадобится в общении говорящему или пишущему, поэтому, по мнению Т. В. Пармёновой,   необходимо осуществить переход от анализа языковых единиц к их синтезу в речи, от анализа готовых текстов к созданию собственных, а  значит, от пассивной грамматики  к грамматике динамической, активной, о необходимости обучения которой писал  Л. В. Щерба. Такое изучение грамматики содействует   развитию   ассоциативного   и   логического   мышления школьников, интенсивному развитию  речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей,  развивает  языковое  и  речевое  чутье, делает более осознанной работу по выбору языковых средств при формировании собственного высказывания.

На второй ступени обучения, учитывая особенности возраста, я сохраняю  традиционный уровневый принцип изучения языка, деление материала по темам, но использую  дополнительные материалы, обучая видеть связь одной части речи или синтаксической конструкции с другими средствами выражения.  Например, в  качестве разминки, «зарядки для ума», в начале урока  предлагаю ученикам сравнить два слова.  Это могут быть паронимы или слова, образованные одинаково, или синонимы разной стилевой окраски и т.д.  Всегда интересно детям попробовать выразить одну и ту же мысль разными способами, используя уже знакомые и ещё не изученные синтаксические конструкции. Вместо привычных проверочных работ использую, например,  следующие задания: предлагаю охарактеризовать слово  с точки зрения разных разделов грамматики,  усложняю грамматическое задание творческим.  Поисковое, развивающее, опережающее обучение – это  мощный толчок в развитии интереса к языку.

Старшеклассники, по мнению психологов,  проявляют больший интерес к предметам естественнонаучного цикла.  Однако развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать  мысли в более точные и яркие словесные формы.  Поэтому в старших классах, особенно в классе гуманитарного профиля, строю работу на функционально-коммуникативной основе. Главное в такой работе – идти от текста.  Текст – центральная  единица обучения. «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» (М. М. Бахтин).

Важными приёмами работы по развитию коммуникативной компетентности  я считаю комплексный анализ текста, включающий разные виды комментария, работу с ключевыми словами, тематические сетки,  выстраивание синонимических и антонимических цепочек;  работу с деформированным текстом, который учащиеся восстанавливают, используя изученный материал;  стилистический или лингвистический эксперимент. На материале текстов можно повторять, обобщать и углублять знания о системе языка, активизируя средства всех языковых уровней в их взаимодействии.  Обязательная часть урока (как русского языка, так и литературы) – это словарная работа, позволяющая  расширить словарный запас учеников, вырабатывающая привычку обращаться к словарю или справочнику при необходимости.  

Для расширения круга чтения, приобретения читательского опыта у нас в школе  разработан элективный курс «Время читать!» (уроки внеклассного чтения в 6-8 классах). Только в художественном произведении можно наблюдать язык и как живую речь, и как литературную норму. Мало знать правила и нормы русского языка. Не менее важно читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности. На уроке литературы помимо традиционных форм работы использую  новые, требующие активного участия учеников: форум, читательская конференция, методика «Реклама книги», обзор новинок, обмен книгами, читательский дневник.

Внеурочная деятельность  помогает решать те же проблемы, но другими средствами.          Современные педагогические технологии отдают предпочтение формам и методам обучения, содействующим  выявлению и формированию компетенций учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов. Метод проектов в сочетании с традиционными методами обучения можно рассматривать в качестве дидактического средства, которое организует самостоятельную работу ученика, изменяет его отношение к собственной деятельности в развитой информационной среде. Отмечу проекты «Школьная Пушкинская Энциклопедия»,  «Улицы литературного Петрозаводска», «Семейный фотоальбом»[2], а также постоянно действующий на сайте школы проект «Проба пера».

Помимо уже привычного для нас конкурса «Русский медвежонок», участия в предметных олимпиадах, существуют и другие интересные и полезные игры и конкурсы. Я организовала и провожу в школе с 2012 года международные дистанционные конкурсы «Грамотей-марафон», «Грамотей-спринт» (проверка орфографической зоркости) и «Почитай-ка» (проверка уровня сформированности читательских умений школьников в соответствии с требованиями ФГОС).

Организация исследовательской деятельности стала для меня обязательной частью работы. За 3 года моими учениками  выполнены следующие работы:    «Улицы литературного Петрозаводска»,   «История улицы Пушкинской в Петрозаводске», «Сколько лет Национальной библиотеке?», «Сравнительный анализ языка современных  объявлений  и объявлений начала XX века», «Непереводимый Есенин». 

Необходимо отметить традиции по изучению наследия А. С. Пушкина, которыми богата наша  школа: Лицейский вечер, литературные гостиные, Пушкинские уроки. Эти воспитательные мероприятия требуют от школьников тщательной подготовки: обращения к специальной литературе, отбора материала, построения собственного высказывания на заданную тему. Рукописные журналы, конкурсы чтецов и инсценировки литературных произведений позволяют создать ситуацию успеха для тех учеников, которые не всегда успешны на уроке.    К самым важным, серьёзным результатам деятельности следует отнести развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных компетенций учеников,  положительную динамику уровня обучаемости,  повышение познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, пробуждение  интереса к самостоятельному чтению, развитие проектной и исследовательской деятельности.  Деятельностный  подход к обучению помогает  успешно решать  проблемы активного, творческого восприятия учащимися знаний, развития ихобразовательных компетентностей.


[1] Парменова Т.В. Практическая функциональная грамматика русского языка // Specimina philologiae Slavicae. Band 127. Verlag Otto Sagner. Munchen, 2000.

[2]Работы вошли в сборник «Времён связующая нить. Семейные воспоминания о Великой Отечественной войне…  Книга третья». – Петрозаводск: ДТДиЮ, 2012 г.