Речевая культура как основа формирования коммуникативной личности
С.Л. Игнатьева, учитель русского языка и литературы МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина»
Насущной проблемой современной школы становится воспитание речевой культуры: поток разного рода информации, захлестнувший наших детей, требует умения отбирать необходимое, использовать уместное. Сказывается и недостаточный объём самостоятельного чтения. Между тем, как в «Письмах о добром и прекрасном» писал академик Д. С. Лихачев, наша речь — «важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она „затягивает“».
Цель моей работы – создание «предпосылок к заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами, формирование умения общаться (не только говорить, но и слушать другого), вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами»[1].
Научить пользоваться богатейшими возможностями языка, умело выбирать именно те языковые средства, которые позволят вести диалог в предлагаемых обстоятельствах, – эту задачу я решаю как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности. В своей работе я выделяю три блока, взаимосвязанные и поддерживающие друг друга: так называемая «активная» грамматика (Л. В. Щерба), работа с текстом и внеурочная деятельность.
Формирование коммуникативной личности требует иного подхода к содержанию современного урока русского языка. Учить нужно тому, что, прежде всего, понадобится в общении говорящему или пишущему, поэтому, по мнению Т. В. Пармёновой, необходимо осуществить переход от анализа языковых единиц к их синтезу в речи, от анализа готовых текстов к созданию собственных, а значит, от пассивной грамматики к грамматике динамической, активной, о необходимости обучения которой писал Л. В. Щерба. Такое изучение грамматики содействует развитию ассоциативного и логического мышления школьников, интенсивному развитию речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по выбору языковых средств при формировании собственного высказывания.
На второй ступени обучения, учитывая особенности возраста, я сохраняю традиционный уровневый принцип изучения языка, деление материала по темам, но использую дополнительные материалы, обучая видеть связь одной части речи или синтаксической конструкции с другими средствами выражения. Например, в качестве разминки, «зарядки для ума», в начале урока предлагаю ученикам сравнить два слова. Это могут быть паронимы или слова, образованные одинаково, или синонимы разной стилевой окраски и т.д. Всегда интересно детям попробовать выразить одну и ту же мысль разными способами, используя уже знакомые и ещё не изученные синтаксические конструкции. Вместо привычных проверочных работ использую, например, следующие задания: предлагаю охарактеризовать слово с точки зрения разных разделов грамматики, усложняю грамматическое задание творческим. Поисковое, развивающее, опережающее обучение – это мощный толчок в развитии интереса к языку.
Старшеклассники, по мнению психологов, проявляют больший интерес к предметам естественнонаучного цикла. Однако развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать мысли в более точные и яркие словесные формы. Поэтому в старших классах, особенно в классе гуманитарного профиля, строю работу на функционально-коммуникативной основе. Главное в такой работе – идти от текста. Текст – центральная единица обучения. «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» (М. М. Бахтин).
Важными приёмами работы по развитию коммуникативной компетентности я считаю комплексный анализ текста, включающий разные виды комментария, работу с ключевыми словами, тематические сетки, выстраивание синонимических и антонимических цепочек; работу с деформированным текстом, который учащиеся восстанавливают, используя изученный материал; стилистический или лингвистический эксперимент. На материале текстов можно повторять, обобщать и углублять знания о системе языка, активизируя средства всех языковых уровней в их взаимодействии. Обязательная часть урока (как русского языка, так и литературы) – это словарная работа, позволяющая расширить словарный запас учеников, вырабатывающая привычку обращаться к словарю или справочнику при необходимости.
Для расширения круга чтения, приобретения читательского опыта у нас в школе разработан элективный курс «Время читать!» (уроки внеклассного чтения в 6-8 классах). Только в художественном произведении можно наблюдать язык и как живую речь, и как литературную норму. Мало знать правила и нормы русского языка. Не менее важно читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности. На уроке литературы помимо традиционных форм работы использую новые, требующие активного участия учеников: форум, читательская конференция, методика «Реклама книги», обзор новинок, обмен книгами, читательский дневник.
Внеурочная деятельность помогает решать те же проблемы, но другими средствами. Современные педагогические технологии отдают предпочтение формам и методам обучения, содействующим выявлению и формированию компетенций учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов. Метод проектов в сочетании с традиционными методами обучения можно рассматривать в качестве дидактического средства, которое организует самостоятельную работу ученика, изменяет его отношение к собственной деятельности в развитой информационной среде. Отмечу проекты «Школьная Пушкинская Энциклопедия», «Улицы литературного Петрозаводска», «Семейный фотоальбом»[2], а также постоянно действующий на сайте школы проект «Проба пера».
Помимо уже привычного для нас конкурса «Русский медвежонок», участия в предметных олимпиадах, существуют и другие интересные и полезные игры и конкурсы. Я организовала и провожу в школе с 2012 года международные дистанционные конкурсы «Грамотей-марафон», «Грамотей-спринт» (проверка орфографической зоркости) и «Почитай-ка» (проверка уровня сформированности читательских умений школьников в соответствии с требованиями ФГОС).
Организация исследовательской деятельности стала для меня обязательной частью работы. За 3 года моими учениками выполнены следующие работы: «Улицы литературного Петрозаводска», «История улицы Пушкинской в Петрозаводске», «Сколько лет Национальной библиотеке?», «Сравнительный анализ языка современных объявлений и объявлений начала XX века», «Непереводимый Есенин».
Необходимо отметить традиции по изучению наследия А. С. Пушкина, которыми богата наша школа: Лицейский вечер, литературные гостиные, Пушкинские уроки. Эти воспитательные мероприятия требуют от школьников тщательной подготовки: обращения к специальной литературе, отбора материала, построения собственного высказывания на заданную тему. Рукописные журналы, конкурсы чтецов и инсценировки литературных произведений позволяют создать ситуацию успеха для тех учеников, которые не всегда успешны на уроке. К самым важным, серьёзным результатам деятельности следует отнести развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных компетенций учеников, положительную динамику уровня обучаемости, повышение познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, пробуждение интереса к самостоятельному чтению, развитие проектной и исследовательской деятельности. Деятельностный подход к обучению помогает успешно решать проблемы активного, творческого восприятия учащимися знаний, развития ихобразовательных компетентностей.
[1] Парменова Т.В. Практическая функциональная грамматика русского языка // Specimina philologiae Slavicae. Band 127. Verlag Otto Sagner. Munchen, 2000.
[2]Работы вошли в сборник «Времён связующая нить. Семейные воспоминания о Великой Отечественной войне… Книга третья». – Петрозаводск: ДТДиЮ, 2012 г.
С.Л. Игнатьева, учитель русского языка и литературы МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина»
Насущной проблемой современной школы становится воспитание речевой культуры: поток разного рода информации, захлестнувший наших детей, требует умения отбирать необходимое, использовать уместное. Сказывается и недостаточный объём самостоятельного чтения. Между тем, как в «Письмах о добром и прекрасном» писал академик Д. С. Лихачев, наша речь — «важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она „затягивает“».
Цель моей работы – создание «предпосылок к заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами, формирование умения общаться (не только говорить, но и слушать другого), вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами»[1].
Научить пользоваться богатейшими возможностями языка, умело выбирать именно те языковые средства, которые позволят вести диалог в предлагаемых обстоятельствах, – эту задачу я решаю как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности. В своей работе я выделяю три блока, взаимосвязанные и поддерживающие друг друга: так называемая «активная» грамматика (Л. В. Щерба), работа с текстом и внеурочная деятельность.
Формирование коммуникативной личности требует иного подхода к содержанию современного урока русского языка. Учить нужно тому, что, прежде всего, понадобится в общении говорящему или пишущему, поэтому, по мнению Т. В. Пармёновой, необходимо осуществить переход от анализа языковых единиц к их синтезу в речи, от анализа готовых текстов к созданию собственных, а значит, от пассивной грамматики к грамматике динамической, активной, о необходимости обучения которой писал Л. В. Щерба. Такое изучение грамматики содействует развитию ассоциативного и логического мышления школьников, интенсивному развитию речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по выбору языковых средств при формировании собственного высказывания.
На второй ступени обучения, учитывая особенности возраста, я сохраняю традиционный уровневый принцип изучения языка, деление материала по темам, но использую дополнительные материалы, обучая видеть связь одной части речи или синтаксической конструкции с другими средствами выражения. Например, в качестве разминки, «зарядки для ума», в начале урока предлагаю ученикам сравнить два слова. Это могут быть паронимы или слова, образованные одинаково, или синонимы разной стилевой окраски и т.д. Всегда интересно детям попробовать выразить одну и ту же мысль разными способами, используя уже знакомые и ещё не изученные синтаксические конструкции. Вместо привычных проверочных работ использую, например, следующие задания: предлагаю охарактеризовать слово с точки зрения разных разделов грамматики, усложняю грамматическое задание творческим. Поисковое, развивающее, опережающее обучение – это мощный толчок в развитии интереса к языку.
Старшеклассники, по мнению психологов, проявляют больший интерес к предметам естественнонаучного цикла. Однако развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать мысли в более точные и яркие словесные формы. Поэтому в старших классах, особенно в классе гуманитарного профиля, строю работу на функционально-коммуникативной основе. Главное в такой работе – идти от текста. Текст – центральная единица обучения. «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» (М. М. Бахтин).
Важными приёмами работы по развитию коммуникативной компетентности я считаю комплексный анализ текста, включающий разные виды комментария, работу с ключевыми словами, тематические сетки, выстраивание синонимических и антонимических цепочек; работу с деформированным текстом, который учащиеся восстанавливают, используя изученный материал; стилистический или лингвистический эксперимент. На материале текстов можно повторять, обобщать и углублять знания о системе языка, активизируя средства всех языковых уровней в их взаимодействии. Обязательная часть урока (как русского языка, так и литературы) – это словарная работа, позволяющая расширить словарный запас учеников, вырабатывающая привычку обращаться к словарю или справочнику при необходимости.
Для расширения круга чтения, приобретения читательского опыта у нас в школе разработан элективный курс «Время читать!» (уроки внеклассного чтения в 6-8 классах). Только в художественном произведении можно наблюдать язык и как живую речь, и как литературную норму. Мало знать правила и нормы русского языка. Не менее важно читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности. На уроке литературы помимо традиционных форм работы использую новые, требующие активного участия учеников: форум, читательская конференция, методика «Реклама книги», обзор новинок, обмен книгами, читательский дневник.
Внеурочная деятельность помогает решать те же проблемы, но другими средствами. Современные педагогические технологии отдают предпочтение формам и методам обучения, содействующим выявлению и формированию компетенций учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов. Метод проектов в сочетании с традиционными методами обучения можно рассматривать в качестве дидактического средства, которое организует самостоятельную работу ученика, изменяет его отношение к собственной деятельности в развитой информационной среде. Отмечу проекты «Школьная Пушкинская Энциклопедия», «Улицы литературного Петрозаводска», «Семейный фотоальбом»[2], а также постоянно действующий на сайте школы проект «Проба пера».
Помимо уже привычного для нас конкурса «Русский медвежонок», участия в предметных олимпиадах, существуют и другие интересные и полезные игры и конкурсы. Я организовала и провожу в школе с 2012 года международные дистанционные конкурсы «Грамотей-марафон», «Грамотей-спринт» (проверка орфографической зоркости) и «Почитай-ка» (проверка уровня сформированности читательских умений школьников в соответствии с требованиями ФГОС).
Организация исследовательской деятельности стала для меня обязательной частью работы. За 3 года моими учениками выполнены следующие работы: «Улицы литературного Петрозаводска», «История улицы Пушкинской в Петрозаводске», «Сколько лет Национальной библиотеке?», «Сравнительный анализ языка современных объявлений и объявлений начала XX века», «Непереводимый Есенин».
Необходимо отметить традиции по изучению наследия А. С. Пушкина, которыми богата наша школа: Лицейский вечер, литературные гостиные, Пушкинские уроки. Эти воспитательные мероприятия требуют от школьников тщательной подготовки: обращения к специальной литературе, отбора материала, построения собственного высказывания на заданную тему. Рукописные журналы, конкурсы чтецов и инсценировки литературных произведений позволяют создать ситуацию успеха для тех учеников, которые не всегда успешны на уроке. К самым важным, серьёзным результатам деятельности следует отнести развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных компетенций учеников, положительную динамику уровня обучаемости, повышение познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, пробуждение интереса к самостоятельному чтению, развитие проектной и исследовательской деятельности. Деятельностный подход к обучению помогает успешно решать проблемы активного, творческого восприятия учащимися знаний, развития ихобразовательных компетентностей.
[1] Парменова Т.В. Практическая функциональная грамматика русского языка // Specimina philologiae Slavicae. Band 127. Verlag Otto Sagner. Munchen, 2000.
[2]Работы вошли в сборник «Времён связующая нить. Семейные воспоминания о Великой Отечественной войне… Книга третья». – Петрозаводск: ДТДиЮ, 2012 г.