РЕЭВАКУАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИРОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В 1944 Г.

Зеленская Юлия Николаевна, преподаватель кафедры отечественной истории ПетрГУ

В годы Великой Отечественной войны Кировская железная дорога находилась в прифронтовой зоне. От эффективности работы магистрали зависели оперативность переброски воинских соединений, поставки продовольствия и медикаментов войскам Карельского фронта и Северного флота, транспортировка союзнических грузов в центральные районы страны, эвакуация.

В первые месяцы войны коллектив Кировской железной дороги проводил на фронт или отправил в эвакуацию с оборудованием и материально-технической базой многих своих специалистов (машинистов, мастеров ремонтных бригад, кочегаров и т.д.). Им на смену  пришли молодые кадры.  Специфика же работы на железной дороге требовала наличия специальных знаний и умений. Поэтому с первых дней войны вопрос подготовки квалифицированных специалистов приобрел особую остроту.

До начала Великой Отечественной войны Кировская железная дорога располагала своей стационарно-учебной базой. Подготовка специалистов с отрывом от производства осуществлялась в Лодейнопольском механическом техникуме, Волховстроевском техникуме и технической школе, выпускавших паровозных машинистов и дежурных по станции. На основе этих учебных заведений была развернута курсовая сеть по подготовке  работников массовых профессий.

В первые недели войны возникла необходимость перебазирования техникумов в тыл, подальше от линии фронта. В августе 1941 г. учебные заведения дороги вместе с преподавателями были эвакуированы вглубь страны[1].

Образовательные учреждения дороги вернулись из эвакуации только осенью 1944 г.

5 октября 1944 г. в Волховстрой  из г. Молотова (г. Пермь) прибыл Волховстроевский техникум. Перед преподавательским составом предстала ужасающая картина. Находясь в зоне военных действий и воздушных бомбардировок, оба здания техникума  были серьезно повреждены: крыши пробиты осколками зенитных снарядов, окна выбиты, двери разрушены. Не эвакуированный учебный и хозяйственный инвентарь был полностью уничтожен[2].

В 1943 г. учебное помещение техникума было передано Управлением Северной железной дороги под классы, организованного в этом же году железнодорожного училища №1[3]. Под мастерские использовалось помещение бывшей железнодорожной электростанции. В 1944 г. здание общежития техникума было занято под конторы хозяйственных единиц дороги и железнодорожной милиции. К моменту возвращения техникума из эвакуации из общежития удалось  переселить только контору Начальника депо и освободить комнаты отдыха паровозных бригад. Таким образом, вместо 2 корпусов техникум получил в свое распоряжение  только 2 этажа общежития, не отремонтированных и не обеспеченных инвентарем. Собственными силами была проведена работа по приспособлению 2-х этажей к зиме. Были утеплены фанерой и опилками окна и двери, приведена в порядок система центрального отопления, изготовлены парты, табуретки и классные доски[4]. Однако, несмотря на проведенный косметический ремонт, здание общежития техникума требовало капитального ремонта. В план восстановительных мероприятий на 1945 г. были включены замена чердачных перекрытий, пораженных грибком и устройство кольцевого дренажа[5]. В 1945 г. балки чердачного перекрытия были заменены железными, отремонтирована крыша. В техникуме возобновилось водоснабжение и отопление. Организации, которые занимали здание техникума, за исключением железнодорожной милиции, в 1945 г. были переведены в другие здания[6].

В 1944-1945 учебном году в техникуме обучались 4 группы, из них три группы 1 курса (82 чел.) и одна группа 2 курса (27 чел.)

Преподавательский состав техникума в 1944-1945 учебном году состоял, включая начальника техникума и его заместителя по учебной работе, из 11 человек, из них штатных преподавателей – 9, совместителей – 3. Четыре штатных преподавателя имели высшее образование, два – среднетехническое и два преподавателя были производственниками-практиками (заведующий мастерскими и инструктор производственного обучения)[7].

Учебный план 1944-1945 учебного года предполагал выполнение (без деления на группы) 1478 час. Выполнено же было 1109 час. Невыполнение учебного плана было вызвано рядом причин. Во-первых, отсутствием преподавателя по истории и поздним приездом преподавателей из эвакуации. Преподаватель по строевой, огневой и тактической подготовке начал работать только с конца октября  1944 г., преподаватель телеграфии – только с конца ноября 1944 г., преподаватель электротехники – с 8 января 1945 г. Отсутствие или позднее вступление в работу преподавателей восполнялось внесением в расписание дополнительных часов по другим предметам. В 1944-1945 учебном году запланированная нагрузка была  перевыполнена по черчению, химии, физике и другим предметам[8].

Во-вторых, учебные занятия сокращались или отенялись в связи с хозяйственными работами, не допускавшими промедления (выгрузки и переноска дров к зданию техникума)[9].

Невыполнение плана практических занятий было связано с подготовкой мастерских. Занятия в мастерских начались только в конце ноября 1944 г.[10] К этому времени силами студентов и преподавателей техникума был настлан деревянный пол, исправлена штукатурка и сделана побелка, отремонтированы оконные рамы и двери, сложен обогревательный очаг и проведена электросиловая линия. Остро ощущался недостаток учебного оборудования и инструмента. Оборудование солярной мастерской позволяло одновременно заниматься только 13 ученикам[11].

Основными формами методической работы было обсуждение вопросов учебной и воспитательной деятельности на педагогическом совете или в предметно-методической комиссии. На заседаниях предметно-методической комиссии заслушивались приказы и распоряжения Центрального управления учебных заведений НКПС (ЦУУЗ НКПС).

В 1944-1945 учебном году преподаватели техникума прослушали лекцию профессора Ленинградского Института усовершенствования учителей о педагогической системе А.С. Макаренко. Сотрудничество с Ленинградским Институтом усовершенствования учителей имело важное значение для педагогического коллектива техникума.   В рассматриваемый период техникум не получал ни одного педагогического журнала, «Учительской газеты», на страницах которых освещались актуальные вопросы теории и практики учебно-воспитательной работы[12].

Техникум осуществлял политико-воспитательную работу. Были организованы подготовка настенных газет, организован агитколлектив, проводилась ежедневная читка газет в учебных группах, приобретены музыкальные инструменты и осуществлена запись в кружок Струнного Великорусского Оркестра и т.д.[13]

2 октября 1944 г. вернулся из эвакуации Лодейнопольский механический техникум.

Техникум готовил специалистов по направлениям «Паровозное хозяйство» и «Вагонное хозяйство». В первые дни войны техникум был эвакуирован в г. Молотов, а затем на станцию Шаля Свердловской железной дороги[14]. 12 июля 1941 г. учебное здание техникума было разрушено, сброшенными противником, осколочными и зажигательными бомбами[15].

Осенью 1944 г. здание техникума восстанавливалось силами педагогического коллектива и обучающихся техникума. Для проведения восстановительных работ использовались трофейные строительные материалы. Управление Кировской железной дороги выделило для ремонта несколько платформ досок, стекол, арматуру и т.д.[16] Были настланы новые полы, остеклены оконные рамы, навешены двери, отремонтировано центральное водяное отопление. В результате, в учебном здании удалось разместить 7 кабинетов и частично оборудовать их. Также были организованы учебные мастерские[17]. Студенты и преподаватели техникума, проявившие активность в ремонтных работах, были награждены нагрудными значками «Ударнику Сталинского призыва», «Отличный восстановитель» и государственными премиями[18].

Косметический ремонт, произведенный силами преподавателей и студентов техникума, не мог полностью восстановить полное функционирование учебного здания. В 1945 г. была перекрыта крыша учебного здания. Внутренние помещения были отштукатурены и побелены. Восстановлены системы водоснабжения и водяного отопления. Капитальный ремонт здания был внесен в смету ремонтных работ на 1946 г.[19]

В 1944-1945 учебном году в учебном корпусе техникума были размещены 7 кабинетов (паровозный, физики и электротехники, военный, автотормозной, истории народов СССР, библиотека, спортивный зал и учебные мастерские). «Автотормозной кабинет» был обеспечен необходимым минимумом плакатов частей действующих тормозов и разрезными моделями. В учебном кабинете по истории народов СССР были в наличии исторические карты, альбомы, плакаты и картины по истории ВКП(б), по истории гражданской войны, социалистическому строительству и Великой Отечественной войне. Остальные учебные кабинеты были не полностью оснащены учебно-методическими пособиями. В «паровозном кабинете» был не полный комплект паровозных деталей и плакатов по конструкции паровозов. В кабинете физики приборы для проведения опытов имелись только по двум разделам учебного плана («Законы постоянного тока» и «Электромагнитизм»)[20].

Для осуществления предусмотренного учебным планом образовательного процесса техникуму не хватало кабинета черчения, технологической, физической, химической и автотормозной лабораторий, производственной базы для обучения токарному, литейному и кузнечному делу[21].

В мастерских техникума были установлены 30 пар тисков. В течение учебного года в мастерских были установлены 1 токарный станок, 1 точильный станок и 2 кузнечных станка[22]. Из фондов Управления Кировской железной дороги в мастерские техникума поступили 20 тисков, 1 сверлильный станок и слесарный инструмент[23].

Библиотека техникума насчитывала 2625 томов. Для учебного процесса техникум был обеспечен учебниками по русскому языку, геометрии и тригонометрии, черчению, паровозному делу и математическими задачниками. По курсу механики и машиноведение в библиотеке были учебники, соответствовавшие учебной программе  высшей школы. По остальным предметам в библиотеке имелось по 10-12 экземпляров учебных изданий. Художественной литературы в библиотеке практически не было. Значительно лучше был оснащен отдел политической литературы. При библиотеке техникума работал читальный зал. Через библиотеку выписывалось более 100 экземпляров газет и журналов.

При возвращении техникума из эвакуации со станции Шаля в Лодейное Поле, в нем обучалось на I курсе 2 чел., на II курсе – 20 чел и на III курсе - 42 чел. По плану, утвержденному ЦУУЗм НКПСосенью 1944 г. техникум должен был принять на I курс 30 студентов[24].

В 1944-1945 учебном году в техникуме обучались 5 студенческих групп: две группы I курса (51 чел.), одна группа II курса (23 чел.) и две группы III курса (44 чел.) Основная часть студентов техникума были уроженцами Молотовской области. Прибыв в КФССР весте с техникумом, они столкнулись с трудностями в развертывании работы техникума в условиях города, по которому проходил передний край обороны. Поэтому они стремились вернуться на прежнее место жительства.

Преподавательский состав техникума, включая начальника техникума и его заместителя по учебной работе, состоял из 11 человек, в том числе пять преподавателей были выделены из аппарата Управления Кировской железной дороги.  Пять преподавателей техникума имели высшее образование, три преподавателя – среднетехническое, один – среднее педагогическое образование и два преподавателя были опытными производственниками-практиками. Преподаватели-практики вели производственное обучение и учебный курс по устройству и ремонту паровозов[25].

В течение первого учебного полугодия в техникуме отсутствовал военный преподаватель военного дела. Он начал работу только с 20 февраля 1945 г.[26]

На уровне преподавания учебных дисциплин сказывался маленький педагогический стаж (до 1 года) у преподавателей таких общетехнических и специальных предметов, как технология металлов, механика, электротехника, курса провозов и тяговых расчетов.

Повышение квалификации преподавателей в 1944-1945 учебном году осуществлялось по ежемесячным индивидуальны планам, в которые входили изучение истории ВКП(б) и научных работ классиков марксизма и ленинизма, изучение и разработка тем по самообразованию[27].

В рамках воспитательной работы были организованы коллективная читка газет, выпуск стенгазет, группы по изучению докладов И.В. Сталина. Среди преподавателей был организован кружок по изучению истории партии[28].

Таким образом, после возвращения из эвакуации учебные заведения Кировской железной дороги столкнулись с серьезными проблемами: здания техникумов были разрушены и нуждались в капитальном ремонте; не хватало учебно-методических пособий; педагогические коллективы не были полностью укомплектованы. Невзирая на трудности, техникумы продолжили свою работу и осуществили набор студентов на первые курсы на 1944-1945 учебный год. Специалисты, подготовленные в техникумах Кировской железной дороги, выполнили свой профессиональный долг и внесли свой вклад в Победу над врагом.


[1] Национальный архив Республики Карелия (далее – НАРК). Ф.П-8. Оп.1. Д.678. Л.132.

[2] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1446. Л.66.

[3] НАРК. Ф.П-8. Оп.1. Д.1276. Л.17.

[4] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1446. Л.66.

[5] НАРК. Ф.П-8. Оп.1. Д.1276. Л.17об.

[6] НАРК. Ф.П-8. Оп.1. Д.1632. Л.47об.

[7] НАРК. Ф.П-8. Оп.1. Д.1276. Л.17об.

[8] НАРК. Ф.П-8. Оп.1. Д.1276. Л.17об.

[9] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1445. Л.4.

[10] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1445. Л.4.

[11] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1446. Л.67

[12] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1445. Л.12.

[13] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1446. Л.16.

[14] Петрозаводскому колледжу железнодорожного транспорта 80 лет//Наш путь. Вестник Петербургского государственного университета путей сообщения – 22 июня 2010 г. - №10. – С.3.

[15] Кузница кадров возрождается//Кировская магистраль. – 23 ноября 1944 г. - №135. – С.2.

[16] НАРК. Ф.П-8. Оп.1. Д.1276. Л.17.

[17] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1446.Л.3, 25.

[18] НАРК. Ф.П-8. Оп.1. Д.1276. Л.17.

[19] НАРК. Ф.П-8. Оп.1. Д.1632. Л.47.

[20] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1446. Л.3об.

[21] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1446. Л.4.

[22] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1445. Л.49.

[23] НАРК. Ф.П-8. Оп.1. Д.1276. Л.17.

[24] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1445. Л.25.

[25] НАРК. Ф.П-8. Оп.1. Д.1276. Л.16об.

[26] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1445. Л.28.

[27] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1446. Л.7об.

[28] НАРК. Ф.Р-528. Оп.12. Д.162/1446. Л.7об.