Ресурсный центр музея – новые возможности

Зубарева Светлана Леонидовна, зав. ресурсным центром МИИ РК

В музей приходят за удовольствием, но это удовольствие для просвещенных людей. В современном обществе, при бурном информационном росте, даже специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.

1. Музей Изобразительных искусств Республики Карелия набирает слушателей на курсы дистанционного обучения. Курсы предназначены для дистанционной подготовки сертифицированных музейных специалистов, повышения квалификации работников системы образования и обучения в вузах РФ по гуманитарным направлениям, а также для заинтересованных ценителей искусства. На данный момент времени музей осуществляет обучение по трем курсам:

  • «От впечатления к пониманию: введение в основы визуальной грамотности»,
  • «Язык Изобразительного искусства»,
  • «Искусство Древней Руси».


Курс «От впечатления к пониманию: введение в основы визуальной грамотности».

Автор курса: Б.А. Столяров – заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, доктор педагогических наук, профессор, член Союза художников России.

В этом курсе делается акцент на то, что успешность коммуникации современного человека во многом зависит от знания и понимания используемых средств визуального языка объектов зрительного восприятия, т.е. от нашей визуальной грамотности. При активном увеличении потока зрительной информации, формируемого дизайном окружающей среды, Интернетом, TV, журналами и газетами, рекламой, шоу бизнесом, спортом и т. д., именно визуальная грамотность и формируемая на ее основе визуальная культура определяют мировосприятие человека и стратегию освоения им глобального мира. Тем самым, постулат «учиться смотреть и видеть» является ключевой установкой в формировании визуальной грамотности. Курс рассчитан на 7 лекций: «Информационное содержание среды нашего обитания», «Как мы видим окружающий мир», «Визуальная грамотность – основа восприятия окружающей среды», «От знака и символа к визуальному образу», «Язык как средство постижения визуального образа» и «Визуальный образ как текст».

Курс «Язык Изобразительного искусства»

Автором курса так же является Б.А. Столяров - заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, доктор педагогических наук, профессор, член Союза художников России.

Изобразительное искусство относится к числу важнейших и увлекательнейших видов художественного творчества. Через увлечение им, в процессе своего развития, проходит буквально каждый человек. Однако это увлечение часто ограничивается детским возрастом и последующая ступень восприятия произведений изобразительного искусства, требующая не только начальных навыков изобразительной деятельности, но и развитого визуального мышления, интеллекта, традиционно представляет определенную проблему. Ее не компенсируют ни школьные уроки изобразительного искусства, ни эпизодические посещения художественного музея, ибо в первом случае акцент делается на усвоение навыков уже упомянутой изобразительной деятельности, во втором – преимущественно на содержательном контексте музейного памятника.

Очевидно, что постижение яркого, а порой и пестрого мира изобразительного искусства должно представлять собой осмысленный процесс, который следует начинать с постижения основ его жанрово-видовой и языковой специфики. Усваивая ее, мы учимся «читать», то есть постигать средства, с помощью которых художник воплощает свое произведение, смыслы изобразительных текстов. Благодаря навыкам такого «чтения», устанавливаются более прочные взаимосвязи с окружающей нас действительностью. Курс включает семь лекций: «Язык в культуре и искусстве», «Точка, линия, форма и пространство как основные элементы изображения», «Линия и форма в природе, архитектуре, изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве», «Свет и тень в природе и в искусстве», «Цвет в природе и изобразительном искусстве», «Ритм в окружающем человека мире, в архитектуре, народном и изобразительном искусстве» и «Фактура в природе, народном и изобразительном искусстве».

Курс «Искусство Древней Руси»

Автор курса Бойко А.Г., кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования и музейной педагогики факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А.Г.Герцена, зав. сектором информационно-образовательного содержания деятельности Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства.

В курсе дается краткое общее представление об исторических основах развития художественной культуре Древней Руси.

Вторая тема дистанционного курса посвящена формированию основ древнерусской культуры, временам язычества, выбора новой веры и христианства. Рассказ об особенностях православного храма позволяет постичь суть архитектурного наследия Древней Руси.

Третья тема посвящена иконе как явлению русской духовной жизни и художественной культуры, её месту в системе религиозных ценностей и музейной форме ее бытования.

Представлена краткая история русской средневековой иконописи с необходимыми параллелями из монументального искусства Древней Руси.

Курс включает в себя три большие темы изложенный в девяти лекциях. Это вечные темы для православного мира: «Вера. Красота. Храм», «Символический мир и эстетика древнерусской иконы» и «Иконы и монументальное искусство в контексте истории и культуры Древней Руси».

Справки и запись по тел.:78-37-13

Выдается сертификат о прохождении дистанционного обучения.

Заявки отправлять на адрес e-mail: izomuseum@mail.ru

С указанием: название курса, ФИО обучающегося, данные обучающегося: место работы или учебы, адрес e-mail, телефон для связи.

2. Студия компьютерной графики и анимации «Облака»

В мире современных технологий компьютерная графика становится все популярнее, она используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов и порталов в Интернете, в рекламе, кино и т. д.

Все большее число учащихся проявляет желание творить свою виртуальную реальность, используя имеющиеся графические пакеты. При анализе тенденции и художественного уровня таких "творений", как удачных, так и менее удачных, размещенных в Интернете, демонстрируемых по телевидению, приходится констатировать, что во многом "оборвалась времен связующая нить". Преемственности художественных, этических и эстетических традиций часто не наблюдается. "Поколение.ru” создающее свою виртуальную реальность, не напитано традициями ни национальной, ни мировой художественной культуры. Очень велик разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий. С детства погрузившись в виртуальную культуру в том виде, в котором она сейчас существует, в пласт традиционной мировой культуры дети входят поверхностно, не напитывая ею душу, т.е. только на уровне информации, с иссушающим душу рационализмом, не понимая, что этим не только обедняют себя, но и создают психологические проблемы, которые им придется решать во взрослой жизни. В Ресурсном центре МИИ РК организована студия компьютерной графики и анимации «Облака». Курс компьютерной графики для подростков, основанный на традиционных культурологических ценностях, с использованием новейших технологий как средства для творческого самовыражения, возможно, способен стать такой связующей нитью. Именно этой цели призвана служить предлагаемая программа. Кроме того внимание уделяется психологической стороне вопроса: как увлечь детей, помочь им чувствовать свою успешность, заинтересовать как сюжетом изображения, так и самим творческим процессом.

Цели студии:способствовать развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов, способствовать развитию у учащихся интереса к изобразительному искусству средствами информационных технологий, повышению компетентности учащихся в вопросе создания произведений средствами компьютерной графики, способствовать формированию интереса к наследию изобразительного искусства, способствовать ознакомлению учащихся с основными типами графических изображений, способам их обработки.

Студия «Облака» работала в течение 2013-2014 учебного года. За это время она очень хорошо себя зарекомендовала. Мы участвовали и побеждали в конкурсах мультимедийных ресурсов и нацелены на дальнейшую творческую работу в новом учебном году.