Самообразование учителя – профессиональная необходимость

Лапичкова В.П., ученый секретарь БУ «Национальная библиотека Республики Карелия», исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики Карелия

Тимофеева Е.Н., главный библиограф БУ «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Морозова»

     В нашей стране образ Учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога.

     Курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы способствуют развитию учителя как личности и профессионала, но, безусловно, ключевая роль в обеспечении непрерывного процесса образования педагога принадлежит самообразованию. Традиционное самообразование - это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики.

     Именно  чтение дает новые знания, расширяет кругозор. Чтение развивает нас намного больше, чем телевидение, ведь в процессе чтения мы прилагаем умственные усилия, мозг начинает интенсивнее работать. Повышается общая осведомленность о том, что происходит в огромном мире, в нашей стране, в родном городе. Во время чтения совершенствуется грамотность, автоматически запоминается построение предложений, фраз, пунктуации и орфографии. Чтение стимулирует воображение, а то, в свою очередь, положительно влияет на процессы мышления и интеллект.

     Сегодня чтение как процесс претерпевает серьезную трансформацию. Скорость, с которой живет современный человек, меняет все процессы его деятельности, в том числе и процесс чтения. Сегодня изменилась  и сама природа чтения, и технические средства,  которые использует читатель. Чтение книг (обычных, на бумажных носителях) требует вдумчивого погружения в текст, настройки на волну автора, эмоционального сопереживания.  Читать книгу – значит  читать вместе с автором в унисон.  Сегодня мы наблюдаем, что чтение, к которому мы привыкли - медленное,  эмоциональное,  с погружением  в книгу - превращается в поверхностное и рассматривается при этом только как процесс получения информации из различных источников.
     Трансформация чтения началась с появлением гаджетов, позволяющих много читать с экрана. Несмотря на прогнозы, что читать стали меньше, что «чтение стало не модным», «чтение устарело» - чтение с экрана становиться социально престижным. Чтение - это уже способ извлечения из информационной среды новых идей, нестандартных мыслей и мнений. Такой способ чтения становиться доминирующим.
     Появился новый тип читателя - читатель, который «как – бы – читает», задача его успеть как можно больше. По этой причине он старается делать несколько дел одновременно: вести автомобиль и читать (аудиокниги вполне справляются с функцией «чтения»), заниматься на тренажере и читать с экрана или смотреть YouTube и читать комментарии. Чтение в таком виде - это уже дополнение к чему – либо, но не самостоятельный процесс. Книга тоже претерпевает изменения. Появился новый тип книги - книга в пластичной форме. В информационном виде книжная страница позволяет производить любые манипуляции - менять текст, вырезать, компоновать в нужной последовательности, переводить, находить нужные слова.
      Чтение обычных книг и чтение электронных книг – это две большие разницы. Чтение с экрана становится выборочным. Достаточно проглядеть текст, уловить смысл, поймать нужную ссылку. Все доступно. Любой текст можно найти в сети. Усилий запоминать и глубоко погружаться в текст прилагать не нужно. Чтение становится поверхностным, своего рода «проглядывание» с дальнейшей переработкой, изменением и корректировкой текста. Читать и перечитывать целиком текст необязательно. Если что – то непонятно, можно переключиться на другой источник информации.
     Процесс чтения всегда был творческим. Читатель отличался от Нечитателя одним моментом  –  он любил сам процесс, а не результат. Современный же читатель нацелен на результат. Его задача – получить как можно больше информации.
     Даже такое проглядывающее чтение сегодня называют интеллектуальной деятельностью. Чтение с iPad  позволяет читать не текст, а картинку. Появился новый книжный формат: страницу книги сопровождает сочетание текста, графики и звука. Хотя в СМИ отзывы самые негативные: «мультимедийный формат противоречит самому процессу чтения, который основан на отрешении от окружающей реальности и включении воображения как реакции на авторский текст».   

     Нравится нам это или нет, но это уже происходит. Да, меняется тип чтения. Меняется природа чтения. Меняются и сами книги. Но в той или иной форме книги существовать будут всегда. Чтение же бумажных «обычных» книг грозит превратиться в чтение для аристократов, чтение для элиты. Будут претерпевать изменения и сами электронные книги. Однако читатель остается читателем. А это значит, что читать мы и дальше будем.

     Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Но самообразование как стихийный процесс, очевидно, будет неэффективным. Самообразование - это самостоятельный познавательный процесс со всеми присущими ему компонентами: потребностями, интересами, мотивами, способностями, собственно деятельностью. Целесообразно начать с анализа затруднений, сформулировать проблему, изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по выбранной проблеме, спрогнозировать результаты, спланировать этапы работы над темой самообразования. Затем проверить новые методы работы на практике, произвести их отбор и анализ. В итоге оформить результаты по теме, презентовать материалы перед коллегами. И наконец, педагог начинает использовать собственный опыт в работе и заниматься его распространением.

     На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься самообразованием.

     Культура профессионального самообразования  педагога   - один  из элементов  организации всего учебно-воспитательного процесса,  предусматривает многокомпонентную деятельность учителя,  включающую  в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование через  чтение специальной литературы,  углубленное изучение педагогической и психологической литературы.

     Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок:

      повышение качества преподавания предмета,

      разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,

      разработка новых форм, методов и приемов обучения,

      доклады, выступления,

      разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей,

      выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии,

      разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям,

      создание  комплектов педагогических  разработок,

      проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта   по исследуемой проблеме (теме).

     Учителю, разумеется, следует стремиться стать таким учителем, который характеризуется высокой творческой направленностью своих профессиональных интересов, установки которого «пропущены» через профессиональную позицию.

     Ориентация на творческую педагогическую деятельность обеспечивает определенное внутреннее единство, глубокое проникновение в смысл профессии, когда педагог остается воспитателем, находясь за пределами узкофункциональной сферы деятельности. Избирательность таких учителей в потоке информации очень высока. По-видимому, это связано с тем, что учителя этого типа склонны реализовывать полученную информацию для нужд развития своей личности, полагая, что это нужно для профессиональной деятельности: Для воспитателей этого типа полнота жизни, разнообразие, широта интересов — личная и профессиональная необходимость.

     Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно - коммуникационных технологий. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных направлениях человеческой деятельности. Например, при подготовке к урокам литературы интернет - ресурсы позволяют побывать в музее писателя; просмотреть видеоряд его жизни, семьи, эпохи; изучить библиографию; обратиться к исследованиям творчества; выбрать нужную технологию изучения конкретного произведения, формы, приёмы и методы работы, заимствовать интересные дидактические материалы; привлечь учащихся для обсуждения возникших проблем на свой сайт, чтобы осуществить быструю обратную связь в комфортной, аутентичной образовательной среде. Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

Список литературы:

1. Библиотечная энциклопедия. - М. : Пашков дом ,2007. - 1299 с.

2. Кириллова, Н. Медиа-менеджмент как интегрирующая система / Н. Кириллова. - М. : Академ. Проект, 2008. - 412 с.

3. Левитан К.М. Личность педагога: Становление и развитие. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. – 163 с. 

4. Основы теории коммуникации / под ред. М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2005. - 615 с.

5. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. - М. : Вече ; АСТ, 2003. - 560 с.

6. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / А. В. Соколов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 461 с.