РУБРИКА: Карельский институт развития образования - педагогам Карелии


Шаги на пути к эффективности. Продолжаем движение

Середкина О.С., методист ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования

Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты,  и работающих в сложных социальных контекстах с 2013 года официально является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики.

Проблема обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех детей вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей - одна из ключевых для современного образования.

Данная проблема сегодня, как никогда, актуальна для российского образования. В течение ряда лет сравнительные международные исследования образовательных достижений на разных ступенях школьного обучения (PIRLS, PISA) демонстрируют значительный разрыв в результатах отечественных школьников в зависимости от экономического и образовательного ресурса их родителей[1]. Причем социально-экономическое положение и образование родителей выступают ведущими факторами, определяющими достижения ученика, а следовательно, его дальнейшую образовательную и жизненную траекторию.

Не менее важный вывод международных сравнительных исследований: дети из семей с разными социально-экономическими возможностями обучаются в разных школах. То есть выделяются группы школ, собирающие детей из наименее обеспеченных слоев общества, и те школы, в которых обучают своих детей наиболее обеспеченные семьи. Данные международных исследований показывают значительную разницу в результатах учеников этих школ: уровень достижений последовательно снижается с увеличением числа экономически неблагополучных семей. Работая в сложном социальном контексте (специфический контингент учащихся и низкий социально-экономический потенциал их семей), школы, как правило, не имеют необходимого потенциала для обеспечения высоких результатов: кадровых ресурсов, образовательных стратегий, педагогических технологий [2, 3] ("Контекстуализация образовательных результатов  школ". 131014-01-kontekst_obr_shkol.ppt . "Программы улучшения результатов школ с низким качеством образования, работающих в сложном социальном контексте: политика и практика". Косарецкий С.Г. 131014-02-Kosaretskiy_SG.pptx.  "Программы поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах. Международный опыт". 03-Косарецкий С.Г., Пинская М.А., Груничева И.Г. 131014-03-Kosaretskiy_Pinskaya_Grunicheva.ppt.)

В 2009 году Центром социально-экономического развития школы Института образования национального исследовательского университета Высшей Школы Экономикиинициирован и реализуется в сотрудничестве с образовательной системойРеспублики Карелия проект «Школы, работающие в сложных социальных контекстах: возможности улучшения результатов».

Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования национального исследовательского университета Высшей Школы ЭкономикиМарина Пинская. Зарубежным партнером проекта выступает Институт образования Лондонского университета. Консультантом проекта стала профессор Альма Харрис - заместитель директора Лондонского центра управления в образовании.

Пилотными территориями и школами проекта в Республике Карелия служат МБУ Петрозаводского городского округа «Центр развития образования», МОУ «Средняя школа №2», МОУ «Средняя школа №7», МОУ «Средняя школа №9», МОУ «Средняя школа №14», МОУ «Основная школа №19», МОУ «Средняя школа №20», МОУ «Средняя школа №35», МОУ «Средняя школа №36» и МОУ «Заозерская СОШ №10», МОУ «СОШ№7» и МОУ «СОШ№2» города Кондопога Республики Карелия.

Задачи проекта весьма интересны. Это разработка методов выявления школ, работающих в сложном социальном контексте и наиболее остро нуждающихся в поддержке; разработка инструментов диагностики основных и сопутствующих факторов, определяющих низкие учебные результаты в этих школах; разработка программ, позволяющих развить потенциал данных школ и улучшить их результаты.

На первом этапе проекта по результатам анализа статистических данных выделены кластеры проблемных школ; разработан инструментарий социологического обследования и педагогической деятельности для исследования в отобранных школах.

На втором этапе проведена диагностика в школах региона, исследованы особенности контингента школ, работающих в проблемных социальных контекстах, динамика учебных достижений, образовательные стратегии и педагогические технологии, применяемые в школах.

В 2014 году в ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» реализуется дополнительная профессиональнаяобразовательная программа повышения квалификации«Разработка и внедрение стратегии школам, работающим в сложных социальных контекстахи показывающие низкие образовательные результаты». Основной целью данного курса является повышение профессиональной компетентности педагогических работников, заместителей руководителей, руководителей ОУ, формирование готовности к целесообразному выбору и использованию современных образовательных технологий, практическое освоение приемов самодиагностики, диагностики и планирования повышения качества обучения и преподавания, овладение навыками организации управленческой команды. Освоение программы и технологий, изучаемых в рамках данного курса, позволяет расширить возможности создания программы улучшения результатов образовательной организации.

В процессе реализации программы были организованы и проведены:экспертно-методический семинар «Шаги на пути к эффективности»иинформационно-методический семинар «Что такое эффективная школа» на базе ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования».Семинар «Мероприятия по созданию системы индивидуализации обучения в условиях современной школы. Экстраполяция опыта тьюторства» проходил в городе Олонец. Программы семинаров предусматривали лекционные занятия, мастер-классы, презентации проектов программ образовательных организаций по переходу в эффективный режим работы.

Завершением деятельности по реализации программы «Разработка и внедрение стратегии школам, работающим в сложных социальных контекстахи показывающие низкие образовательные результаты» стал Региональный семинар «Шаги на пути к эффективности - продолжаем движение». Все мероприятия в рамках реализации программы повышения квалификации были проведены совместно с НИУ «Высшая школа экономики» (г.Москва) и МБУ Петрозаводского городского округа «Центр развития образования» в рамках Плана мероприятий по поддержке школ Республики Карелия, работающих в сложных социальных условиях» (утв. Приказом Министерства образования РК № 951 от 25.09.2013 г.) и комплексного проекта «Разработка и внедрение стратегии сопровождения школ РК, работающих в сложных социальных контекстах и показывающих низкие образовательные результаты».Семинар проходил на базе МОУ «Средняя школа № 9» и МОУ «Средняя школа № 7» Петрозаводсого городского округа, в котором кроме опыта Петрозаводских школбыл представлен опыт реализации программы перехода в эффективный режим работы образовательных организаций Московской области (на примере школы №12 города Железнодорожный), а также прошли тренинги с лидерами проессиональных педагогических сообществ под руководством научного сотрудника Центра социально-экономического развития школы Института образования национального исследовательского университета Высшей Школы ЭкономикиИ.Г. Грничевой.

Также хотелось отметить, что в соответствии с Приказом Министерства образования РК № 551 от 20.05.14 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, региональными инновационными площадками» ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» разработал и представил на конкурс заявку на признание организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфереобразованияорганизаций, а также их объединений, региональными инновационными площадками «Разработка и внедрение региональной стратегии помощи школам, работающим в особых социальных контекстах и показывающих низкие образовательные результаты», стратегической цельюкоторого является сокращение разрыва в качестве образования между наиболее и наименее успешными школами и обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от места жительства, социально-экономического статуса семьи.

В настоящее время в пилотных территориях развернута работа по созданию региональных, муниципальных и школьных программ усиления потенциала школ и улучшения их результатов.

Итогом реализации проекта станет выявление необходимых условий и возможных механизмов перехода школы в более эффективный режим работы как за счет реорганизации процессов внутри отдельной школы, так и с опорой на сетевое взаимодействие в ходе разработки программ улучшения.

Разработанные модели школьных программ в дальнейшем будут распространены и более широко внедрены в региональной системе образования.

Ведь для того чтобы школьной системе добиться успеха, следует повысить качество преподавания своих педагогов. А для этого им необходимо создать все условия!

Список литературы:

  1. Груничева И.Г., Пинская М.А., Косраецкий С.Г. Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты как часть национальной образовательной политики. Обзор мирового опыта//Журнал "Вопросы образования", № 3, 2012 год. 
  2. Пинская М. А., Косарецкий С. Г., Крутий Н. С.Учёт контекстной информации при оценке качества работы школы // Народное образование. 2012. № 5. С. 31-35.
  3. Пинская М.А., Крутий Н.С., Косарецкий С.Г., Фрумин И.Д. Школы, работающие в сложных социальных контекстах. 
  4. Фрумин И.Д., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Социально-экономическое и территориальное неравенство учеников школ/Журнал "Народное образование", № 1, 2012 год.
  5. Фрумин И.Д. Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей// Журнал "Вопросы образования", № 3, 2011 год.
  6. Фрумин И.Д., Пинская М.А., Косарецкий С.Г., Плахотнюк Т. Школы в сложных социальных контестах: тонущие и борющиеся.