РУБРИКА: Зеленская Ю.Н.
В отечественной историографии неоднократно предпринимались попытки показать вклад железнодорожного транспорта в достижение Победы в Великой Отечественной войне. Большинство исследователей интересует производственная сторона этой проблемы: переход к работе в условиях военного времени, организация и проведение эвакуационных перевозок, увеличение объемов транспортируемых грузов и т.д. Однако в последние годы появились работы, освещающие материально-бытовые условия жизни железнодорожников. Поскольку работники железнодорожного транспорта в годы войны были приравнены по своему положению к военнослужащим, большой научный интерес представляет статья К.А. Насонова «Социальное обеспечение военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны: сущность, содержание и современное значение»[1]. Данная статья была опубликованная на страницах журнала «Вестник Военного университета» в 2010 году. Под социальным обеспечением автор статьи подразумевает «деятельность органов государственной власти и военного управления, командиров, начальников всех уровней… по реализации установленных для военнослужащих, а также лиц, приравненных к ним… и членам их семей правовых, политических, экономических и иных мероприятий, проводимых в интересах гарантированного обеспечения материально-бытовых условий, льгот и их законных интересов[2]». Далее автор пишет: «Большое внимание партия и правительство на протяжении всех лет войны уделяло улучшению питания детей, сохранению их здоровья. Нормы на отдельные продукты питания по детским продовольственным карточкам были приравнены к нормам снабжения рабочих и служащих, а в отдельных случаях были выше норм снабжения взрослых иждивенцев. Во время Великой Отечественной войны была организована для детей воинов Красной Армии и Флота, а также детей – сирот сеть суворовских и нахимовских училищ, специальных детдомов и детских приемников-распределителей» [3]. В рамках темы нашего выступления, нас интересует вопрос: в каких условиях находились дети железнодорожников Кировской магистрали в годы войны? Прифронтовая полоса создала для деятельности Кировской железной дороги особые условия. От эффективности работы дороги зависели боеспособность армий Карельского фронта и Северного флота, проведение эвакуации, а также поставки и транспортировка союзнических грузов из Мурманского порта в центральные регионы страны. Тяжелые материально-бытовые условия, сверхурочная работа вынуждали родителей отправлять детей в интернаты. В годы войны сеть школ-интернатов при Кировской железной дороге расширялась. Если осенью 1941 г. в связи частичной с эвакуацией школ на дороге осталось 6 школ с 750 учащимися и 3 детских сада. В 1942 г. в связи с кадровой проблемой железнодорожники стали возвращаться вместе со своими семьями, поэтому потребовалось открытие дошкольных и школьных учреждений. К 1943 г. было открыто 3 детских сада на 376 чел., 8 школ на 1470 чел. и 4 интерната на 340 чел[4] (школа №34 ст. Мудьюга, школа №7 ст. Малошуйка, школа №30 ст. Имандра, школа №19 ст. Кузема). В 1944 г. было открыто еще 4 интерната (школа №20 ст. Глазаниха, школа №13 ст. Надвоицы, школа №18 ст. Кемь, школа №26 ст. Кандалакша) и 1 интернатская группа при начальной школе №32 на станции Шонгуй. На 1944 г. в интернатах находилось 775 чел., из них 77 воспитанников детских домов[5]. Согласно отчетам Отдела Учебных заведений Управления Кировской железной дороги, интернаты не были подготовлены для проживания там детей. Они размещались в относительно приспособленных зданиях, за исключением интерната при школе №30. Он находился в жилом доме. Повсеместно отсутствовали предметы первой необходимости. Вместо кроватей стояли топчаны. В некоторых спальнях не было тумбочек, стульев. Не хватало столов для подготовки детьми домашнего задания. Практически не было постельного белья. В интернате №18 не было ни 1 одеяла, ни 1 подушки. В интернате №13 не было матрасов и подушек[6]. При всех интернатах работали кухни и столовые, за исключением интерната №30, где дети питались в железнодорожной столовой. Не хватало кухонной и столовой посуды. В интернате № 7 было только 5 небольших кастрюль, требовавших ремонта, в 34-м интернате на 90 чел. в наличии было только 20 тарелок и 20 ложек. В интернатах было организовано трехразовое питание. Дети получали 400 гр. хлеба, еще 50 гр. выдавали в школе. Как отмечается в источниках, более организовано осуществлялось питание детей в интернатах №13, 20, 26. Однако и там случались перебои со снабжением продуктами. В интернатах №7 и 34 все 2-е полугодие 1943 г. детей кормили фасолью и вместо овощей давали турнепс. Часто со складов привозили испорченные продукты. Овощей практически не выдавали. Совершенно не получали молочных продуктов, кофе, какао, рыбу. Не регулярно давали сахар и чай. Своих подсобных хозяйств у интернатов не было[7]. Дети принимали посильное участие в решении бытовых вопросов. Старшие привлекались к разгрузке вагонов с дровами для школ. Например, воспитанники интерната №13 заготовили в лесу 50 куб. дров. А в интернате №3 силами детей было разделано более 300 куб. дров для столовой и кухни. Младшие воспитанники интернатов носили воду для кухни. Также ребята участвовали во всех воскресниках. Зимой помогали очищать железнодорожные пути от снега[8]. Дети, проживавшие в интернатах, практически не виделись с родителями. Только единиц забирали домой на выходные. Поэтому самыми близкими людьми для них становились воспитатели, многие из которых работали в этих же школах. Наряду с развитием трудовых навыков особое внимание воспитатели уделяли патриотическому и нравственному воспитанию. Документы НАРК свидетельствуют о том, что в интернатах отмечались даты красного календаря, проводились беседы о героях Красной армии, о работе железной дороги в годы войны, о детях-героях, чести школы. Воспитанники читали брошюры, газеты, обсуждали такие произведения, как «Радуга», «Они сражались за Родину», «Непокоренные». Так, например, в интернатах №7, 34 работали кружки: драматический, хоровой, оборонный. Воспитанники принимали участие в платных концертах для населения. Вырученные деньги от 4 концертов в размере 2,5 тыс. руб. пошли в помощь детям семей фронтовиков[9]. Таким образом, дети железнодорожников Кировской магистрали ощутили на себе все тяготы войны. Оторванные от семьи, родного дома, они оказались на государственном обеспечении. Сложившаяся в интернатах сложная ситуация объясняется следующими причинами. Во-первых, условия прифронтовой полосы требовали максимального напряжения сил и местных ресурсов для организации бесперебойной работы дороги. Во-вторых, в годы войны, система дорожного снабжения была разрушена. Кировская дорога оказалась оторванной от органов Госбанка. Следовательно, проведение расчетно-финансовых операций становилось невозможным. И без того тяжелое положение на дороге, осложнялось постоянными налетами вражеской авиации. Однако вера в Победу, сплоченность детских коллективов помогли преодолеть условия военного времени. [1] Насонов К.А. Социальное обеспечение военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны: сущность, содержание и современное значение//Вестник Военного университета – 2010. - №3. – С.65-70 [2] Там же. С.67 [3] Там же С.69 [4] Национальный Архив Республики Карелия (далее - НАРК). Ф.Р-528.Оп.13.Д.4/29.Л.163-164 [5] НАРК. Ф.Р-528.Оп.12.Д.162/1442.Л.15 [6] Там же. Л.15-15 об. [7] Там же.Л.15 об. [8] Там же. Л.16 об. ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАБОТНИКОВ КИРОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ