СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНЛЯНДИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Храмцова Ольга Анатольевна, методист Центра этнокультурного образования ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

1. Краткая характеристика современной системы общего образования Финляндии.

Система среднего общего образования (perusopetus) Финляндии охватывает всех граждан страны в возрасте от 7 до 16 лет. Обязательное обучение в т.н. основной школе (peruskoulu) начинается в том году, когда ребенку исполняется 7 лет, и продолжается в течение последующих 9 лет.[24]

C 1.1.2015 в Финляндии действует закон, согласно которому все дети до поступления в первый класс основной школы должны пройти в течение года т.н. подготовительное обучение (esikoulu). В декабре 2014 года в стране принят документ – Esiopetuksenopetussuunnitelmanperusteet (Базовый учебный план подготовительного образования), регламентирующий организацию подготовительного обучения на базе дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ или в иной форме, гарантирующей достижение целей подготовительного обучения. [3]

На сегодняшний день девятилетнее общее образование осуществляется в рамках единой структуры, которая не подразумевает разделения на начальное обучение и обучение в средних классах. В Базовом учебном плане общего образования (Perusopetuksenopetussuunnitelmanperusteet), действующем на территории Финляндии с 1.1.2015, определяются цели и задачи обучения на этапах, охватывающих 1-2 классы, 3-6 классы и 7-9 классы.[16]

На различных этапах финской основной школы изучаются такие учебные предметы, как: родной язык и литература (финский или шведский), второй отечественный язык (финский или шведский), иностранные языки, математика, окружающая среда, религия / мировоззрение, музыка, изобразительное искусство, ручной труд, физкультура, история, обществознание, биология, география, физика, химия, здоровьесбережение, домоводство. На всех этапах осуществляется учебное и профессиональное ориентирование обучающихся.[16]

Обучение большинству предметов в течение первых шести лет проводит один и тот же учитель, а в последующие три года – разные учителя-предметники. Учебный год общеобразовательных школ состоит из 190 дней с середины августа до начала июня. Школы работают пять дней в неделю. Минимальное количество учебных часов в неделю варьируется от 19 до 30, в зависимости от уровня и количества изучаемых факультативных предметов. Решения по ежедневным и еженедельным расписаниям принимаются в школах. [16]

Государственные образовательные стандарты определяет Национальное управление образования (Opetushallitus). Эти стандарты содержат целевые установки и основное содержание различных дисциплин, а также принципы оценивания знаний учеников, обучения по коррекционным или компенсаторным программам, принципы деятельности, направленной на поддержку успеваемости, физического, психического и социального благополучия учащихся и кураторства. [24]

В образовательные стандарты включены понятия благоприятной среды обучения, трудовых навыков, а также концепции обучения. Государственные образовательные стандарты обновляются примерно каждые десять лет. [24]

В Финляндии основной вид оценивания учащихся – это постоянное оценивание во время учебы и заключительное оценивание. Постоянное оценивание является частью учебного процесса и проводится с целью поддержки обучающихся и оказания им необходимой помощи. Каждому учащемуся выдается табель успеваемости как минимум раз в год. Для учеников основной школы не проводится никаких государственных контрольных работ. Вместо этого преподаватели на основании целевых установок, содержащихся в учебном плане, отвечают за оценивание по преподаваемым ими предметам. Отметки в свидетельстве по окончанию основной школы, выдаваемом в конце девятого года обучения, ставятся преподавателями. На основании этой заключительной оценки учащиеся могут быть приняты в общеобразовательное учебное заведение второй ступени или в профессиональное учебное заведение. [24]

Учащиеся, успешно завершившие обязательное обучение в основной школе, могут продолжать учёбу в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях второй ступени. Отбор учащихся в общеобразовательные школы второй ступени (lukio – гимназия, лицей) основывается на среднем балле аттестата учащихся, полученного по завершению основной школы. Программа общего образования второй ступени рассчитана на три года, но учащиеся могут выполнить ее за 2 или 4 года. Обучение организовано в модульной форме, не связанной с обучением в классе в соответствии с годовым расписанием, и учащиеся могут сравнительно свободно составлять свои индивидуальные расписания. По каждому курсу дается оценка после его окончания, и после того, как учащийся выполнил требуемое количество курсов, включающих в себя как обязательные, так и факультативные курсы, ему выдается аттестат об окончании общего образования второй ступени. [24]

2. Базовые принципы современной образовательной политики Финляндии в сфере общего образования.

Ключевыми понятиями финских общеобразовательных стандартов являются следующие: просвещение, равноправие, демократия, культурное многообразие, устойчивое развитие, человечность. Под человечностью подразумевается стремление к постижению правды, добра, красоты, справедливости и к миру. [16]

В системе общего образования Финляндии признается уникальность личности каждого обучающегося и его право на получение хорошего образования. Современная образовательная политика Финляндии нацелена на обеспечение одинаковых возможностей для всех граждан страны: образование должно быть доступно всем независимо от места их проживания, этнической принадлежности, возраста, социального статуса и т.д. Согласно данным, полученным в рамках реализации Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), в Финляндии разница в результатах между школами составляет всего  5%, т.е. каждая школа добивается успеха. С целью раскрытия интеллектуального потенциала каждого обучающегося и оказания ему поддержки в достижении наилучших результатов в учебе в стране развивается система кураторства и консультирования. [16]

Важными составляющими при организации учебного процесса являются создание безопасной учебной среды и обеспечение т.н. «рабочего мира», т.е. спокойной рабочей обстановки, способствующей взаимодействию всех участников учебного процесса и исключающей различные проявления агрессии, насилия и т.п. Новые стандарты предусматривают повышение двигательной активности обучающихся в процессе учебной деятельности, отказ от «сидячего» образа школьной жизни. [16]

Возрастает роль языков в системе общего образования Финляндии. Полиязычность и поликультурность образовательной среды рассматриваются как ресурс интеллектуального развития всех обучающихся. [16]

Выпускник основной финской школы должен обладать компетенциями в самых разных областях жизни. Он должен уметь самостоятельно мыслить, уметь учиться, уметь взаимодействовать с окружающими людьми и различными техническими средами, уметь позаботиться о себе в повседневной жизни, обладать определенными навыками участия в профессиональной и предпринимательской деятельности, а также в деятельности гражданского общества. Обучение в системе общего образования нацелено на постижение различных явлений жизни в их совокупности и разнообразии. Это предполагает более широкое внедрение форм интегрированного обучения и создание соответствующей образовательной среды, которая базируется на таких принципах, как универсальность, метапредметность и т.д. [16]

Образование в Финляндии является бесплатным на всех уровнях: от дошкольного до вузовского. В частности, финские школьники имеют право на бесплатное питание, бесплатные учебники, бесплатный проезд к месту учебы. Больше всего бюджетных ассигнований финское государство выделяет на поддержание и развитие системы общего образования. Так, в 2013 году расходы на образование в целом составили 12,3 миллиардов евро, из них на общее девятилетнее образование было выделено 4,5 миллиарда евро, на общее образование второй ступени (гимназии, лицеи) – 737 миллионов евро, на вузовское образование – 2,3 миллиарда евро, на профобразование  – 1,8 миллиарда евро и на организацию подготовительного дошкольного обучения – 347 миллионов евро. В 2014 году в основной финской школе обучалось 542 900 школьников, т.е. годовые расходы на одного обучающегося составили в среднем 8 300 евро. [9]

Гражданам Финляндии гарантируется непрерывный цикл обучения в течение всей жизни. С этой целью применяется практика признания полученного ранее образования независимо от того, когда и где ранее гражданин проходил обучение, и на каком этапе жизни оно было прервано. Цель современной образовательной политики Финляндии – не дать человеку «выпасть» из образовательного процесса, особенно если речь идет о подростках и молодежи. Новые стандарты предусматривают т.н. «гибкие» формы обучения в основной школе (joustavaperusopetus, jopo-luokat), позволяющие обучающимся старших классов совмещать получение общего образования первой ступени и начальных профессиональных навыков и т.п. На сегодняшний день по системе гибкого обучения в основной школе Финляндии обучается 1800 человек, для которых организовано 180 учебных групп. Ежегодно на организацию гибкого обучения из государственного бюджета выделяется 6 миллионов евро. Данные расходы себя полностью оправдывают, т.к., по данным статистики, человек, «выпавший» из системы непрерывного образования, в дальнейшем обходится казне в миллион евро.[7]

Финское образование отличается значительной автономностью на всех уровнях. Школы имеют право предоставления образовательных услуг в соответствии со своими административными организационными принципами и видением будущего, при условии выполнения основных функций, предусмотренных законом. Преподаватели имеют сравнительно большую самостоятельность при ведении педагогической работы: они могут сами выбирать методы преподавания, а также учебники и другие учебные материалы. [4]

Принципами управления является информирование, оказание поддержки и финансирование. Деятельность организаторов обучения определяется целевыми установками, предусмотренными законодательством, а также основами государственного образовательного стандарта и квалификационными требованиями. Система базируется на опыте преподавателей и вспомогательного персонала.[4]

Преподаватели в системе образования Финляндии – специалисты высшей квалификации. Получение степени магистра является основным условием при приеме на преподавательскую работу в школе. Высокий уровень образования считается необходимым, так как преподаватели в Финляндии обладают значительной степенью профессиональной автономии.Руководители сферы образования должны иметь квалификацию преподавателя. [24]

Преподаватели играют ключевую роль в повышении качества образования, поэтому постоянное внимание уделяется их образованию до начала преподавательской работы, а также после завершения обучения ведется постоянная работа по повышению квалификации преподавателей. Преподаватели большинства уровней образования должны ежегодно принимать участие в обучении, организуемом работодателем на рабочем месте, так как это является частью их трудового договора. [24]

Международная организация Gems Education Solutions (GES) в сентябре 2014 года опубликовала исследовательский отчет «Индекс эффективности системы образования» (Efficiency Index Report). «Индекс» исследует влияние инвестиций на качество образования в 30 странах. Его составители попытались ответить на вопрос, в какой стране мира один доллар инвестиций в образование приносит больше всего знаний каждому ученику. GES ранжировала эффективность инвестиций в образование на основе сравнения результатов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA с оплатой труда учителей. Согласно исследованию, с точки зрения эффективности инвестиций в образование Финляндия находится на первом месте среди других стран. Средняя годовая зарплата финского учителя c 15-летним опытом работы составляет 42 810$.[17]

3. Оценивание результатов обучения на национальном и международном уровне.

В Финляндии основной вид оценивания учащихся – это постоянное оценивание во время учебы и заключительное оценивание. Постоянное оценивание является частью учебного процесса и проводится с целью оказания поддержки и помощи обучающемуся. Каждому ученику выдается табель успеваемости как минимум раз в год (lukuvuositodistus). Оценивание в 1-7 классах может проводиться либо в словесной форме (описание достижений обучающегося в соответствии с установленными стандартом критериями), либо в цифровой форме (используется оценка от 5 до 10, государственные критерии разработаны для оценки 8, что соответствует значению «хорошо»).[16]

Для учеников основной школы (1-9 классы) не проводятся итоговые государственные контрольные работы. Вместо этого преподаватели на основании целевых установок, содержащихся в учебном плане, отвечают за оценивание по преподаваемым ими предметам. Отметки в свидетельстве об окончании основной школы (päättötodistus), выдаваемом в конце девятого года обучения, ставятся преподавателями. На основании этой заключительной оценки учащиеся могут быть приняты в общеобразовательное учебное заведение второй ступени (гимназию, лицей) или в профессиональное учебное заведение. Государственные образовательные стандарты содержат руководящие указания по оцениванию всех учебных предметов. Одной из задач общего образования является развитие у учащихся способности к самооцениванию.[16]

Общее образование второй ступени (гимназия, лицей) заканчивается единым государственным экзаменом, состоящим из четырех обязательных письменных экзаменов: по родному языку и на выбор из трех следующих дисциплин – второй государственный язык, иностранный язык, математика и одна дисциплина из предметов, например, гуманитарных или естественных наук. Выпускники также могут дополнительно включать в единый государственный экзамен экзамены по выбору. После сдачи единого государственного экзамена и выполнения всей программы общего образования второй ступени, учащимся выдается аттестат, в котором перечислены подробно все экзамены и зачёты, которые учащийся сдал, а также полученные оценки. [24]

Финляндия регулярно принимает участие в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая оценивает знания 15-летних школьников по основным предметам. Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development) проводит оценивание по системе PISA каждые три года (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015). В 2012 году Финляндия в рейтинге PISA по математической грамотности занимала 12 место, по читательской грамотности – 6 место, по естественнонаучной грамотности – 5 место. В 2006 году Финляндия, по оценке образовательных достижений учащихся PISA, занимала первое место по естественнонаучной грамотности, и вторые места по читательской и математической грамотности.[18]

Понижение грамотности финских обучающихся по оценке PISA, произошедшее за последние 10 лет, стало поводом для серьезного анализа ситуации и выработки соответствующей государственной стратегии. В частности в 2014-2015 году Министерство образования и культуры Финляндии реализовало проект ”Tulevaisuudenperuskoulu” («Основная школа будущего»), цель которого состояла в выявлении причин снижения результатов PISA и выработке рекомендаций по улучшению ситуации в ближайшей перспективе. Были проанализированы в т.ч. образовательные достижения школьников на национальном уровне за последние несколько лет, уровень школьной демократии и равноправия, экономическая политика и бюджетное финансирование в сфере общего образования, положение национальных меньшинств в системе общего образования, самочувствие школьников в современной школьной образовательной среде и их мотивация к учебе, применяемые в школе методы и методики обучения, организация учебного процесса, подготовка учителей, включая повышение их квалификации и др. Полученные  к 1.6.2015 (дата завершения проекта) результаты дают участникам образовательного процесса довольно четкие ориентиры в т.ч. по совершенствованию образовательной среды в системе общего образования, отбору и внедрению в учебный процесс лучших образовательных практик. [19]

4. Лучшие практики в системе общего образования Финляндии.

Профсоюз работников образования Финляндии Opetusalan Ammattijärjestö OAJ совместно с выставочным центром Messukeskus регулярно проводят для педагогических работников сферы образования национальный конкурс на лучшие образовательные практики под названием ”Osaa & jaa” (букв. «Умей и делись (своими умениями)»). Конкурс организуется в связи с ежегодной презентацией лучших достижений в образовательной сфере Educa на базе выставочного центра Messukeskus (www.educamessut.fi), главный приз конкурса составляет 3 000 евро.[10]

Победителями конкурса ”Osaa & jaa” 2014 стали Juho и TanjaNorrenaиз основной школы Коккола, разработавшие свою систему организации проектной деятельности ”Luottamuksenkehä” (букв. «Круг доверия»). В основу системы Norrena положена идея о том, что работа школьников в ходе реализации проекта может осуществляться под руководством учителя, в сотрудничестве с учителем и как самостоятельная работа. Задача учителя состоит в определении степени готовности обучающегося к самостоятельной работе и включении его в тот или иной «круг доверия». Конечной целью является наиболее полное раскрытие творческого потенциала школьников. Подробнее с системой можно ознакомиться через сетевые ресурсы: www.juhonorrena.fi,
https://www.youtube.com/watch?v=N-F5X87rPqE.

В 2013 году в конкурсе ”Osaa & jaa” победила гимназия Сейняйоки (Seinäjoenlukio) с системой организации образовательной деятельности ”Maailmaulottuvillasi” (букв. «Весь мир доступен тебе»). В течение шести недель преподаватели гимназии осуществляли совместную образовательную деятельность по нескольким учебным предметам (математика, экономическая география, история и обществознание, психология, здоровьесбережение, изобразительное искусство), объединив их в интегрированный курс, в рамках которого было рассмотрено семь глобальных тем от основ демографической политики до перспектив устойчивого развития. В основу образовательной деятельности была положена идея т.н. «обучения на базе явлений» (ilmiöpohjainenoppiminen). Данная педагогическая модель предусматривает отказ от деконтекстуализации содержания образования, т.е. раздельного изучения учебных дисциплин вне их взаимосвязи и связи с явлениями реальной жизни, и основывается на горизонтальной междисциплинарной интеграции. [12]

«Изучение явлений» реальной жизни в учебном процессе становится настоящим трендом финской общеобразовательной школы. Во многих общеобразовательных организациях второй ступени (гимназии, лицеи)  роль учителя заключается, главным образом, в выборе направления познавательной деятельности. Поиск необходимого учебного материала, его систематизация, анализ и презентация на уроке осуществляются самими обучающимися. По такой модели, в частности, проходит обучение английскому языку в языковой гимназии г. Хельсинки Helsinginkielilukio. [14]

На 2016 год для выставки Educa заявлено направление ”Opettaja 2.0.  – Päivitetty versio” (букв. «Учитель 2.0 – Обновленная версия»). На образовательных форумах, сопровождающих проведение выставки, будут обсуждаться вопросы использования новейших информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, в т.ч. образовательные возможности различных социальных сетей и др. (режим доступа: http://www.messukeskus.com/Sites1/Educa/Kavijat/Sivut/default.aspx).

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является насущной необходимостью  для финской общеобразовательной школы. Управление образованием г. Хельсинки планирует к 2019 году выделить каждому учителю ноутбук с возможностью одновременного выхода в Интернет, а также увеличить количество компьютеров в учебных классах в расчете на одного ученика (на сегодняшний день на 2-3 обучающихся приходится один компьютер). На эти цели столичная система образования планирует потратить 30 миллионов евро в течение последующих четырех лет. Кроме того, в Финляндии поощряется использование в учебном процессе личных гаджетов обучающихся: свои iPad'ы и iPhon'ы, по мнению специалистов, повышают мотивацию школьника к учебе, поскольку снимают стресс, вызванный необходимостью осваивать на уроке незнакомую технику.[1]

Внедрение ИКТ в школьную жизнь кардинально меняет само представление о школе. В ближайшем будущем на смену привычным школьным классам придет специально организованная учебная среда, предусматривающая наличие в школе помещений для совместной деятельности учителя и всех обучающихся, для работы в группах, для индивидуальной работы, для отдыха и др. Примером такой инновационной образовательной среды может служить финансируемый Национальным управлением образования Финляндии проект базовой школы университета Оулу (Oulunnormaalikoulu, Ouluuniversityteachertrainingschool) под названием UBIKO. [21]

Финская общеобразовательная школа ближайшего будущего будет функционировать по системе "living lab" (School's Living Laboratory), предусматривающей расширенное взаимодействие образовательных организаций с внешними организациями (предприятиями, компаниями, университетами и др.), организацию на их базе учебной деятельности и практики и т.п. Кроме того, планируется расширенное использование образовательных ресурсов музеев и других учреждений науки и культуры. [19]  

В рамках реализации проекта Министерства образования и культуры Финляндии ”Tulevaisuudenperuskoulu” («Основная школа будущего») 2014-2015 был создан интернет-сайт http://www.tulevaisuudenkoulu.net/, на страницах которого публикуются материалы, отражающие лучшие общеобразовательные практики в плане использования в учебном процессе средств ИКТ. В частности, на сайте размещены презентации проектов и технологий, применение которых позволяет учителям и обучающимся использовать материалы блогосферы на уроках обществознания, создавать при помощи программы iMovie учебные видеофильмы, шифровать информацию при помощи QR–кодов, проводить обучение по методике Flipped classroom («перевернутый класс»), задействовать на уроке возможности Altered reality и т.д. [19]   

Лучшие практики системы общего образования Финляндии  находят также свое отражение на сайте Национального управления образования Hyvätkäytännöt (https://hyvatkaytannot.oph.fi/etusivu/). В числе прочего, на сайте предлагается описание практик «обучения равных равными» (vertaisopetus, в т.ч. обучение младших школьников и дошкольников старшими школьниками), интеграции мигрантов в финскую образовательную и трудовую среду, налаживания взаимодействия семьи и школы, обучения основам предпринимательства, применения дистанционных технологий, методик частичного языкового погружения, использование технологии World Café и т.п. Всего на сайте представлено описание 247 образовательных практик.

Одним из достоинств финской системы образования является высокая культура организации сетевого взаимодействия учителей, позволяющая практически в режиме реального времени знакомиться с лучшими достижениями коллег и применять их в своей профессиональной деятельности.

5. Риски на пути к совершенству.

В начале 2015 года британский центр политических исследований Center for Policy Studies опубликовал статью шведского ученого Gabriel Heller Sahlgren под заголовком "Real Finnish Lessons: The True Story of an Education Superpower", основные положения которой позднее были изложены на страницах крупнейшего шведского издания ”Dagens Nyheter”. В статье содержалось предостережение в адрес органов управления образованием Швеции, касающееся «восторженного» перенесения финского опыта на шведскую почву без серьезного анализа существующих политических и экономических условий. [10] 

По мнению Sahlgren, достигнутые к 2006 году в системе образования Финляндии успехи явились результатом упрочения в школьном образовательном процессе роли учителя, что, в свою очередь, стало следствием экономического и культурного развития страны в определенном направлении. Так, на протяжении всей истории независимой Финляндии учителя пользовались в обществе огромным уважением, воспринимались народом как национальные просветители,  вследствие чего профессию учителя стремились получить лучшие представители финской нации. Кроме того, конкурс на учительские специальности всегда был и остается одним из самых высоких. Не удивительно, что в мировых профессиональных рейтингах финские учителя занимают первые места. Если к этому добавить то трудолюбие и упорство, с которым финны достигали в послевоенные годы своего экономического благополучия, а потом сохраняли и развивали его, получится национальная установка на получение хорошего образования как гарантии стабильности экономического успеха и невозврата к бедности. Во все времена вплоть до начала 21 века учитель сохранял в обществе и в школе роль лидера, организатора, руководителя и т.п., а сама школа была достаточно авторитарна по своему устройству. [10] 

Sahlgren считает, что ослабление финской системы образования в плане национальных и международных достижений началось в тот момент, когда в школу начали активно внедряться модели т.н. «равноправного» взаимодействия учителя с учеником. Школьное образование оказалось неготовым к функционированию в условиях, диктуемых свободой выбора и мотивацией учеников, а не четкими установками учителя. Равноправие учителя и ученика в системе школьного образование оказалось на сегодняшний день в значительной степени риском для образования, а не его движущей силой, как предполагалось. Возможно, это дело будущего, к которому, конечно же, нужно стремиться уже сегодня. [10] 

Еще один риск, заложенный в системе современного общего образования, связан с возможным усилением радикализации молодой части финского общества. Доцент университета Ювяскюля Sakari Suutanen считает, что внедряемая сегодня в школьную жизнь система тотального электронного контроля за посещаемостью и успеваемостью школьников Wilma снижает ответственность обучающихся за результаты своей деятельности, уподобляет образовательную организацию надзорно-контрольному органу, исключающему участие молодых людей в планировании учебного процесса и т.п. Suutanen с ностальгией вспоминает 80-е годы прошлого века, когда при каждой школе существовал школьный совет, половину членов которого составляли ученики школы: они принимали активное участие в планировании школьной жизни, что способствовало формированию у них ответственности за принимаемые решения и консолидации школьных сообществ. [13] 

Радикализации молодежи, по мнению ученого, способствует также раздельное изучение религий в тех случаях, когда обучающиеся выбирают в качестве учебного предмета не мировоззрение, позволяющее приобщиться в познавательном плане к разным конфессиям и культурам, а конкретное вероисповедание. Также Suutanen критикует содержание учебного предмета история в основной школе, где акцент делается на истории Финляндии, и в значительно меньшей степени освещаются мировые исторические события. Гендерному расслоению общества способствует разделение мальчиков и девочек на уроках физкультуры. Определение квот по национальному признаку при поступлении в вузы негативно сказывается на формировании у молодежи толерантного отношения к людям другой этнической принадлежности и т.д. Sakari Suutanen указывает на то, что в других развитых странах мира подобные практики не применяются, на что финским органам управления образованием стоит обратить серьезное внимание.[13] 

Экономическая ситуация в стране и мире накладывает свой отпечаток на функционирование системы финского общего образования: в стране происходит закрытие школ и лицеев в малонаселенных муниципалитетах, слияние школ первой и второй ступени с увеличением количества обучающихся в классах и т.п. Так, за последнее время в стране образовалось около 600 т.н. «общих школ» (yhteiskoulu), в которых младшие и старшие классы, а иногда и гимназии функционируют в одном здании. Учителя выражают беспокойство по поводу образования подобных «мамонтовых» учебных заведений (mammuttikoulu), в которых число обучающихся превышает 1000 человек. В 2009 году в Финляндии было всего 3 школы с такой наполняемостью. Муниципальное руководство объясняет укрупнение, как правило, нехваткой средств. Например, в Лаппеэнранта в течение последних 7 лет на ремонт детских садов и школ было выделено 60 миллионов евро, без закрытия и слияния школ эта сумма была бы больше в разы. [11], [15]   

Одной из проблем, требующих решения, остается проблема налаживания взаимоотношений между учителями, учениками и родителями. Новые стандарты предусматривают развитие различных форм сотрудничества семьи и школы, взаимодействия учителя и ученика в процессе решения учебной задачи, однако на практике учителя часто сталкиваются с негативным отношением обучающихся к школе и педагогам, которое проявляется в отказе от сотрудничества на уроке, оскорбительных комментариях в адрес учителя, обмане и т.п. Со стороны родителей педагоги сталкиваются с неправомерной отрицательной оценкой уровня их профессионализма, очернением профессионального и человеческого достоинства, оскорбительными словесными выпадами и т.д. Согласно результатам исследования, проведенного TeemuKauppi в университете Ювяскюля, подобные инциденты происходят во многих школах, при том, что каждая школа утверждает вместе с родителями и учениками довольно жесткие школьные правила (не портить школьное имущество, проводить школьные перемены на школьном дворе, не шуметь и не бегать по школьному зданию, не пользоваться в школе мобильными телефонами и др.), выставляет обязательную оценку за поведение в школе и имеет законное право на три вида наказания школьника: оставление после уроков, удаление с урока, временное отчисление из учебного заведения. [23] 

В Финляндии действуют довольно жесткие санитарно-эпидемиологические нормы, в соответствии с которыми в школах регулярно проводятся замеры уровня загрязненности школьной среды. В ходе проверок регулярно выявляются т.н. «плесневые» школы (homekoulu), школы с превышение уровня загрязнения воздуха во внутренних помещениях (по некоторым данным, примерно половина всех школ), классы с повышенным уровнем шума и т.п. На решение этих проблем требуется выделение значительных финансовых средств из бюджета государства, о чем было заявлено на заседании парламентской комиссии в мае 2013 года. [20] 

Одну из причин, приведших к ухудшению образовательных достижений финских учащихся по оценке PISA за последние 9 лет, финские специалисты видят в отсутствии у детей мотивации к учебе. Министр образования Финляндии Krista Kiuru в интервью эстонской газете ”Postimees” заявила о том, что желание учиться у детей возникнет только тогда, когда они ощутят себя членами благополучного общества. Построение общества благополучия или благосостояния – одна из целей политики современного финского государства в сфере социальной защиты, здравоохранения и образования, при этом благополучие не воспринимается как система предоставляемого гражданину готового пакета услуг и возможностей, а подразумевает под собой создание условий для полноправного участия каждого члена общества в решении вопросов, касающихся его жизни, здоровья, образования, занятости и т.д. Начало этому, по мнению министра, должно быть положено в школе путем привлечения детей к активному участию в учебном процессе. На соответствующее развитие школьной учебной среды правительство Финляндии планирует выделять до 12 миллионов евро в год. [2] 

Проблема отсутствия мотивации к учебе у финских школьников рассматривалась также в рамках реализации проекта Министерства образования и культуры Финляндии ”Tulevaisuudenperuskoulu” («Основная школа будущего») 2014-2015, цель которого состояла в выявлении причин снижения результатов PISA и выработке рекомендаций по улучшению ситуации в ближайшей перспективе. Было установлено, что школа перестала играть в жизни школьника ту роль, которую она играла еще несколько лет назад: школа создавала среду, в которой происходила социализация обучающихся, здесь они находили друзей, обсуждали насущные проблемы, учились взаимодействовать в коллективе и т.п. Сегодня все эти задачи решаются в социальных интернет-сетях, а школа воспринимается как место, куда зачем-то нужно идти за знаниями, которые спокойно можно получить, сидя дома за компьютером. Именно пассивная передача знаний от учителя к ученику снижает мотивацию обучающихся, необходимо дать ребенку возможность добывать эти знания самому под руководством учителя в условиях креативной образовательной среды. [2] 

Проводимые в Финляндии исследования свидетельствуют о том, что насыщение современной общеобразовательной школы ИКТ-средой тормозится недостаточной компьютерной грамотностью учителей, а также их предпочтениями в пользу традиционных бумажных учебных материалов. Так, в 2013 году на закупку электронных учебных материалов было израсходовано всего 4%  бюджетных средств, выделенных на эти цели. Выход из сложившейся ситуации – в повышении квалификации учителей и широком внедрении в учебный процесс лучших ИКТ-практик. Обучающиеся также зачастую не хотят переходить на электронные учебные материалы, объясняя свое желание учиться по традиционным бумажным учебникам силой привычки и боязнью перед «зависанием» электронной техники по причинам, которые сложно предугадать и устранить. Эта проблема может быть решена путем усовершенствования технологий и обеспечения школ качественным программным обеспечением.[8], [22]   

6. Факторы, делающие систему финского общего образования эффективной.

Несмотря на имеющиеся в образовательной системе Финляндии проблемы, уровень получаемого в стране общего образования остается одним из самых высоких в мире. Эффективность функционирования системы финского общего образования во многом определяется в т.ч. пониманием следующих позиций [25], [26]:

- образование имеет большую общественную значимость, является залогом будущего успеха как отдельного гражданина, так и общества в целом;

- высокий уровень образования должен быть одинаково доступен всем;

- образование – это не место, а процесс;

- цель образования – научить учеников оперировать полученными знаниями при решении новых задач;

- все дети способны добиться успеха;

- необходимо внимательно относиться к отбору преподавателей, их профессиональной подготовке, постоянно повышать квалификацию учителей;

- необходимо четко согласовывать на длительные периоды времени политические принципы во всех сферах общественной жизни, в т.ч. в сфере образования, последовательно исполнять эти принципы.

В финском парламенте создана специальная комиссия по вопросам будущего – Tulevaisuusvaliokunta. В 2014 году комиссия сформулировала два основных принципа, которых должна придерживаться система финского образования в ближайшем будущем:

- старательность важнее одаренности, каждый способен на достижение определенных результатов в изучении математики, языков и т.д., не будучи при этом математическим гением или полиглотом, старание должно поощряться;

- внутри каждого человека скрыт цветок – то позитивное умение, в котором именно он способен раскрыться во всей своей красе, задача школьного образования состоит в том, чтобы дать этому цветку прорасти и расцвести. [6]

Источники информации:

  1. Aalto, Maija Helsingin koulut sijoittavat miljoonia mobiililaitteisiin – oppilaille esimerkiksi tabletteja / Helsingin Sanomat 30.3.2015. – Режим доступа: http://www.hs.fi/kaupunki/a1427427831758
  2. Aro, Jessikka Kiuru virolaislehdelle Suomen heikentyneestä Pisa-sijoituksesta: Koululaisilla motivaation puutetta / YLE Ulkomaat 19.11.2014. – Режим доступа:http://yle.fi/uutiset/opetusministeri_kiuru_koulujen_maara_uhkaa_vaheta__oppositio_kantaa_raskaan_vastuun/7856092
  3. Esiopetuksen opetussuunnitelman perusteet 2014. – Режим доступа: http://www.oph.fi/download/163781_esiopetuksen_opetussuunnitelman_perusteet_2014.pdf
  4. Finnish education in a nutshell // Ministry of Education and Culture, Finnish National Board of Education, CIMO, 2013. – Режим доступа: http://www.oph.fi/download/146428_Finnish_Education_in_a_Nutshell.pdf
  5. Hara, Jyrki Tutkija varoittaa Ruotsia Suomen koulutusmallista / YLE Ulkomaat  21.4.2015. – Режим доступа: http://yle.fi/uutiset/tutkija_varoittaa_ruotsia_suomen_koulutusmallista/7943916
  6. Hietanen, Olli Visiontia peruskoulun tulevaisuudesta / Tulevaisuuden peruskoulu. Opetus- ja kulttuuriministeriön julkaisuja 2015:8. – Режим доступа:http://www.minedu.fi/export/sites/default/OPM/Julkaisut/2015/liitteet/okm8.pdf?lang=fi
  7. Kluukeri, Iina Jopo-luokista hyviä tuloksia: peruskoulu loppuun ja vainu opiskelupaikasta / YLE Kotimaa 8.5.2015. – Режим доступа: http://yle.fi/uutiset/jopo-luokista_hyvia_tuloksia_peruskoulu_loppuun_ja_vainu_opiskelupaikasta/7977920
  8. Koulujen sähköiset oppimateriaalit askarruttavat myös opettajia / YLE Turku Uutisluokka 28.4.2015. -  Режим доступа: http://yle.fi/uutiset/koulujen_sahkoiset_oppimateriaalit_askarruttavat_myos_opettajia/7957939?ref=leiki-uu
  9. Koulutuksen talous 2013. Koululaitoksen käyttömenot kasvoivat hieman vuonna 2013 / Tilastokeskus. – Режим доступа: http://www.stat.fi/til/kotal/2013/kotal_2013_2015-05-08_fi.pdf
  10. Laaja-alainen osaaminen. – Режим доступа: http://www.oph.fi/download/165207_laajaalainen_osaaminen_juliste.pdf
  11. Lappeenrantaan mammuttikoulu / YLE Etelä-KarjalaРежим доступа: http://yle.fi/uutiset/lappeenrantaan_mammuttikoulu/5544225
  12. Maailma ulottuvillasi – globaalikasvatuskokonaisuus lukiossa, 2011.– Режим доступа: http://files.kotisivukone.com/seinajoenlukio.palvelee.fi/glob_open_opas.pdf
  13. Malminen, Ulla Dosentti: Suomen koululaitos voi ruokkia nuorten radikalisoitumista/ YLE Kotimaa  8.12.2014. – Режим доступа: http://yle.fi/uutiset/dosentti_suomen_koululaitos_voi_ruokkia_nuorten_radikalisoitumista/7675468
  14. Malminen, Ulla Tulevaisuuden koulu luopuu ontosta pänttäämisestä ja pulpetissa jumittamisesta/ YLEHelsinkiРежим доступа: http://yle.fi/uutiset/tulevaisuuden_koulu_luopuu_ontosta_panttaamisesta_ja_pulpetissa_jumittamisesta/7898818
  15. Pajunen, Ilpo Opetusministeri Kiuru: Koulujen määrä uhkaa vähetä – oppositio kantaa raskaan vastuun /YLEKotimaa 9.3.2015. – Режим доступа:http://yle.fi/uutiset/opetusministeri_kiuru_koulujen_maara_uhkaa_vaheta__oppositio_kantaa_raskaan_vastuun/7856092  
  16. Perusopetuksen opetussuunnitelman perusteet 2014. – Режим доступа: http://www.oph.fi/download/163777_perusopetuksen_opetussuunnitelman_perusteet_2014.pdf
  17. Takala, Anna Tutkimus: Suomessa tehokkain koulu – "Kuulostaa puhtaalta tutkijamatematiikalta" / YLE Kotimaa  Режим доступа: http://yle.fi/uutiset/tutkimus_suomessa_tehokkain_koulu__kuulostaa_puhtaalta_tutkijamatematiikalta/7451868
  18. THE FINNISH SUCCESS IN PISA – AND SOME REASONS BEHIND IT 2. PISA 2003 / Authors and Institute for Educational Research, University of Jyväskylä, 2007. – Режим доступа: https://ktl.jyu.fi/julkaisut/julkaisuluettelo/julkaisut/2007/d084
  19. Tulevaisuuden peruskoulu. Opetus- ja kulttuuriministeriön julkaisuja 2015:8. – Режим доступа:http://www.minedu.fi/export/sites/default/OPM/Julkaisut/2015/liitteet/okm8.pdf?lang=fi
  20. Tuomikoski, Mikko Koulujen melutilanne huolettaa opetusalalla – sisäilmaongelmat ajoivat metelin ohi /YLE Kotimaa 11.5.2015. – Режим доступа:http://yle.fi/uutiset/koulujen_melutilanne_huolettaa_opetusalalla__sisailmaongelmat_ajoivat_metelin_ohi/7981620
  21. Режим доступа: http://www.slideshare.net/heikkikontturi/ubiko
  22. Vain murto-osa lukiolaisista haluaisi tabletin / YLE Turku 28.4.2015. -  Режим доступа: http://yle.fi/uutiset/vain_murto-osa_lukiolaisista_haluaisi_tabletin/7959522
  23. Väitös: Peruskoulun opettajia kiusaavat sekä oppilaat että vanhemmat / Ilta-Sanomat Режим доступа: http://www.iltasanomat.fi/kotimaa/art-1431308782863.html
  24. Система образования Финляндии – основные положения // Министерство образования и культуры Финляндии, Национальное управление образования Финляндии, Центр содействия международной мобильности студентов и преподавателей CIMO, 2013. – Режим доступа: http://www.oph.fi/download/151280_education_in_finland_russian_2013.pdf
  25. Шляйхер, Андреас Что делает систему образования эффективной? – Режим доступа: http://web-in-learning.blogspot.ru/2013/04/pisa.html
  26. Эффективность в образовании. – Режим доступа: http://scandinews.fi/business/story/2015/01/30/370-effektivnost-v-obrazovanii.-novyie-shkolnyie-czennosti