СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ПУДОЖСКОГО УЧИТЕЛЯ В XIX-НАЧ. XX ВВ.
Костин А. Г., педагог дополнительного образования МКОУ ДОД РДДТ г. Пудожа
1. Профессиональная подготовка и повышение квалификации
Первая школа в Пудоже была открыта в 1836 г., а к концу XIX в. в уезде сформировались кадры учителей-профессионалов. Со временем сложилась система их профессиональной подготовки. До начала XX века большинство пудожских учителей получали специальность в Олонецкой духовной семинарии, а также в Вытегорской учительской семинарии. Но некоторые выезжали на двухгодичные учительские курсы при Петрозаводском трехклассном городском училище, на курсы при Московском учительском доме, при университете Шанявского там же, в Петербурге, Павловске, Гатчине, Выборге. Учительницы ездили на Бестужевские (высшие женские) курсы в Москве и Петербурге. В 1905 г. в Петрозаводске были открыты учительские курсы при местном женском двухклассном училище, что сразу сказалось на уровне подготовки учительниц. А подготовка учителей-мужчин улучшилась после открытия в 1908 году Петрозаводской мужской учительской семинарии.
В 1914 г. из общего числа пудожских учителей-мужчин 29 человек (83,6%) имели специальную подготовку, в т.ч. 23 чел. окончили учительскую семинарию, а 6 чел.- педагогические курсы. Остальные пришли в школу после духовной семинарии, либо «по экзамену», а учителя ремесла и гимнастики за своими плечами имели только начальную школу. А из 29 учительниц только 18 получили учительскую подготовку
Повышению педагогического мастерства способствовали съезды учителей Пудожского уезда. Пудожское земство выделяло деньги на их проведение и печатание подробных отчетов.
В целом образовательный уровень учителей Олонецкой губернии в начале XX в. современники оценивали невысоко. Тем интересней, что среди пудожских учителей уже в XIX веке появлялись новаторы, стремившиеся привнести в свою работу свежие педагогические идеи. Такой учитель работал в Нигижме. Правда, родители учеников отвергли его новаторство, требуя, чтобы их детей обучали, как в старину, по церковным книгам.
2. Материальное положение
Пудожский учитель получал зарплату, на которую он с трудом мог содержать семью.
Тяжелее всего приходилось тем учителям, кто работал в самых маленьких церковно- приходских школах , а именно, школах грамоты. Неудивительно, что в таких школах на место учителя зачастую ставили любого грамотного человека. Добавим сюда еще и нередкие задержки жалованья и отсутствие пенсионного обеспечения. Оно было введено только в 1900 г. и только для части учителей.
Поэтому нередко педагоги бросали свою профессию при первой возможности. Когда была введена должность полицейского урядника, то многие учителя Олонецкой губернии подали заявку на эту должность. А с введением винной монополии многие учителя Олонецкой губернии, как пишет современник, «убежали от своей горькой жизни в сидельцы винных лавок».
Но со временем материальное положение пудожских учителей стало понемногу улучшаться благодаря, в частности, уездному земству, которое неоднократно повышало их зарплату, вводило доплаты за стаж работы, предпринимало другие шаги для поддержки школьных работников.
Многие пудожские учителя выживали за счет подсобного хозяйства - держали домашний скот, занимались хлебопашеством. Кроме того, занимались охотой, рыбалкой, сбором дикорастущих; и в этом отношении мало чем отличались от местных крестьян.
3. Внешкольная деятельность учителей
Пудожские учителя принимали активное участие в культурной жизни города и уезда. Они собирали экспонаты для губернского музея, активно участвовали в переписи населения 1897 г., в создании и творческой деятельности городского любительского театра, принимало участие в благотворительности (помощь больным, бедным, арестантам, погорельцам, воинам действующей армии в военное время).
Они были горячими пропагандистами пчеловодства в уезде, многое сделали для развития библиотечного дела, привлекались к борьбе с холерой и другими эпидемическими заболеваниями.
Учителя В. Желаев и Г. А. Студитов были зачинателями пудожского краеведения. Произведения учителя ремесленного класса Нигижемской школы Н. М. Игнатьева экспонировались на всероссийских выставках. А. Н. Куняев (д. Корбозеро) выпустил в Петрозаводске книгу «Стихотворения народного учителя». М. С. Стратоников (д. Семеново) организовал и долгое время возглавлял потребительское общество. К. Притыкин (Коскосалма) был автором ряда интересных публикаций в губернской печати о жизни водлозёров. А. И. Аверкин (Колодозеро) стал инициатором создания первой в уезде пожарной дружины.
Самый известный пудожский учитель дореволюционного времени, Н. В. Кофырин (д. Песчаное) организовал местное потребительское общество, а затем кредитное товарищество, по его инициативе открылась библиотека, была построена пристань. В губернской печати Кофырин опубликовал ряд интереснейших краеведческих материалов.
4. Поощрения и наказания
За свою работу лучшие пудожские учителя получали похвальные отзывы, благодарность от начальства. В исключительных случаях - государственные награды, например, медаль «За усердие» или орден святой Анны с формулировкой: «в награду особо усердного исполнения в течение 25 лет обязанностей по обучению в народных школах».
За добросовестный труд пудожские педагоги могли получить денежное поощрение, как это было в 1914 г., когда многие из них получили прибавку к жалованью на 5-10 рублей за успехи учеников в переплётном деле, церковном пении, а также за организацию школьных хоров. Некоторые пудожские учителя получали звание «почетный гражданин».
Безусловно, положение учителей в значительной мере зависело от начальства, которое могло их поощрить, но могло и наказать. Надзор над учебно-воспитательной частью и за «корректным поведением педагогов» в земских школах осуществлял инспектор народных училищ. Известны случаи, когда он был инициатором увольнения учителей по разным, в т. ч. политическим мотивам (чтение запрещенной литературы, связь со ссыльными и т. д.).
Что касается церковно-приходских школ, то надзор над ними осуществлял Пудожский уездный наблюдатель церковных школ. Кроме того, контролирующие функции имел уездный училищный совет, решавший и кадровые вопросы, т. е. назначение, перемещение и увольнение учителей.
Костин А. Г., педагог дополнительного образования МКОУ ДОД РДДТ г. Пудожа
1. Профессиональная подготовка и повышение квалификации
Первая школа в Пудоже была открыта в 1836 г., а к концу XIX в. в уезде сформировались кадры учителей-профессионалов. Со временем сложилась система их профессиональной подготовки. До начала XX века большинство пудожских учителей получали специальность в Олонецкой духовной семинарии, а также в Вытегорской учительской семинарии. Но некоторые выезжали на двухгодичные учительские курсы при Петрозаводском трехклассном городском училище, на курсы при Московском учительском доме, при университете Шанявского там же, в Петербурге, Павловске, Гатчине, Выборге. Учительницы ездили на Бестужевские (высшие женские) курсы в Москве и Петербурге. В 1905 г. в Петрозаводске были открыты учительские курсы при местном женском двухклассном училище, что сразу сказалось на уровне подготовки учительниц. А подготовка учителей-мужчин улучшилась после открытия в 1908 году Петрозаводской мужской учительской семинарии.
В 1914 г. из общего числа пудожских учителей-мужчин 29 человек (83,6%) имели специальную подготовку, в т.ч. 23 чел. окончили учительскую семинарию, а 6 чел.- педагогические курсы. Остальные пришли в школу после духовной семинарии, либо «по экзамену», а учителя ремесла и гимнастики за своими плечами имели только начальную школу. А из 29 учительниц только 18 получили учительскую подготовку
Повышению педагогического мастерства способствовали съезды учителей Пудожского уезда. Пудожское земство выделяло деньги на их проведение и печатание подробных отчетов.
В целом образовательный уровень учителей Олонецкой губернии в начале XX в. современники оценивали невысоко. Тем интересней, что среди пудожских учителей уже в XIX веке появлялись новаторы, стремившиеся привнести в свою работу свежие педагогические идеи. Такой учитель работал в Нигижме. Правда, родители учеников отвергли его новаторство, требуя, чтобы их детей обучали, как в старину, по церковным книгам.
2. Материальное положение
Пудожский учитель получал зарплату, на которую он с трудом мог содержать семью.
Тяжелее всего приходилось тем учителям, кто работал в самых маленьких церковно- приходских школах , а именно, школах грамоты. Неудивительно, что в таких школах на место учителя зачастую ставили любого грамотного человека. Добавим сюда еще и нередкие задержки жалованья и отсутствие пенсионного обеспечения. Оно было введено только в 1900 г. и только для части учителей.
Поэтому нередко педагоги бросали свою профессию при первой возможности. Когда была введена должность полицейского урядника, то многие учителя Олонецкой губернии подали заявку на эту должность. А с введением винной монополии многие учителя Олонецкой губернии, как пишет современник, «убежали от своей горькой жизни в сидельцы винных лавок».
Но со временем материальное положение пудожских учителей стало понемногу улучшаться благодаря, в частности, уездному земству, которое неоднократно повышало их зарплату, вводило доплаты за стаж работы, предпринимало другие шаги для поддержки школьных работников.
Многие пудожские учителя выживали за счет подсобного хозяйства - держали домашний скот, занимались хлебопашеством. Кроме того, занимались охотой, рыбалкой, сбором дикорастущих; и в этом отношении мало чем отличались от местных крестьян.
3. Внешкольная деятельность учителей
Пудожские учителя принимали активное участие в культурной жизни города и уезда. Они собирали экспонаты для губернского музея, активно участвовали в переписи населения 1897 г., в создании и творческой деятельности городского любительского театра, принимало участие в благотворительности (помощь больным, бедным, арестантам, погорельцам, воинам действующей армии в военное время).
Они были горячими пропагандистами пчеловодства в уезде, многое сделали для развития библиотечного дела, привлекались к борьбе с холерой и другими эпидемическими заболеваниями.
Учителя В. Желаев и Г. А. Студитов были зачинателями пудожского краеведения. Произведения учителя ремесленного класса Нигижемской школы Н. М. Игнатьева экспонировались на всероссийских выставках. А. Н. Куняев (д. Корбозеро) выпустил в Петрозаводске книгу «Стихотворения народного учителя». М. С. Стратоников (д. Семеново) организовал и долгое время возглавлял потребительское общество. К. Притыкин (Коскосалма) был автором ряда интересных публикаций в губернской печати о жизни водлозёров. А. И. Аверкин (Колодозеро) стал инициатором создания первой в уезде пожарной дружины.
Самый известный пудожский учитель дореволюционного времени, Н. В. Кофырин (д. Песчаное) организовал местное потребительское общество, а затем кредитное товарищество, по его инициативе открылась библиотека, была построена пристань. В губернской печати Кофырин опубликовал ряд интереснейших краеведческих материалов.
4. Поощрения и наказания
За свою работу лучшие пудожские учителя получали похвальные отзывы, благодарность от начальства. В исключительных случаях - государственные награды, например, медаль «За усердие» или орден святой Анны с формулировкой: «в награду особо усердного исполнения в течение 25 лет обязанностей по обучению в народных школах».
За добросовестный труд пудожские педагоги могли получить денежное поощрение, как это было в 1914 г., когда многие из них получили прибавку к жалованью на 5-10 рублей за успехи учеников в переплётном деле, церковном пении, а также за организацию школьных хоров. Некоторые пудожские учителя получали звание «почетный гражданин».
Безусловно, положение учителей в значительной мере зависело от начальства, которое могло их поощрить, но могло и наказать. Надзор над учебно-воспитательной частью и за «корректным поведением педагогов» в земских школах осуществлял инспектор народных училищ. Известны случаи, когда он был инициатором увольнения учителей по разным, в т. ч. политическим мотивам (чтение запрещенной литературы, связь со ссыльными и т. д.).
Что касается церковно-приходских школ, то надзор над ними осуществлял Пудожский уездный наблюдатель церковных школ. Кроме того, контролирующие функции имел уездный училищный совет, решавший и кадровые вопросы, т. е. назначение, перемещение и увольнение учителей.