СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ И УРОК. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК И МУЗЕЙ

Гольденберг М.Л., к.п.н., директор Национального музея Республики Карелия

Музей чаще всего служил для урока иллюстрацией, внешним видеорядом, а иногда межу ними существовала  просто смысловая пропасть. Конечно, музей и урок, несмотря на свою природную консервативность, развиваются, но порой вектора этого развития не пересекаются.

Учителя в основном относятся к музейной сфере как к внеклассной или внеурочной работе. Встречаются даже такие, которые передают своих учеников музейному работнику, а сами не присутствуют на экскурсии. В свою очередь, и музей порой не готов продуктивно работать с учениками, испытывая методические трудности: экскурсии не имеют четкой целевой установки, оторваны от образовательного, а порой и воспитательного процесса. Учебные интерактивные комплексы пока еще редкость в музеях.

Современный урок вынужден сегодня отвечать новые вызовам, которые ставит перед ним время. Школа и ее ядро урок теряют монополию на знания. Учитель раньше стоял на пьедестале образования в одиночестве. Теперь его потеснили интернет, репетиторы, частная сфера. Учитель вынужден искать новые методы и педагогические площадки. Иначе он проиграет в конкуренции на интерес. Учитель должен сегодня быть интересным. Административного, должностного ресурса теперь недостаточно.

Современный урок остается в фокусе обсуждения не только педагогической общественности. Такова уж участь педагогической науки. О ней имеют право судить все, кто находится в историческом процессе.

Дискуссия идет в различных СМИ, но наиболее продуктивно она ведется на страницах профессиональных журналов.[1] Коренные изменения охватили не только нашу страну, но и весь мир. Учитель порой не понимает, что живет в меняющемся мире, но работает в неменяющейся школе, исповедует мертвые  догмы.

Учитель уже не может работать как раньше. Качество образования – вот главный критерий его деятельности. Постоянный личностный рост, изобретательность и способность к инновационному творчеству, способность формировать и развивать творческие группы, способность к непрерывному обучению – таковы требования к современному педагогу. 

Что же такое современный урок? Это, прежде всего актуальный урок, обращенный к современным людям, которым надо помочь самим разобраться в существующих проблемах.

Это урок, на котором царят деловая атмосфера и доброжелательные отношения, взаимоуважение учителя и учеников, это рациональное распределение учебного времени, достижение целей урока, его результативность, это урок, на котором есть динамика, эмоция, интеллект.

Не может считаться современным уроком процесс, в ходе которого чуть ли не молотком вбиваются в головы детей чужие слова, чужие мысли, оторванные от реальности. На таком уроке дети пассивны. Они напоминают сосуды, которые учитель наполняет словесным фаршем.

Каждый урок учитель должен доказывать его значимость и востребованность в реальной жизни. Иначе у учеников возникает естественный вопрос: «Зачем нам все это?». Если у учителя нет ответа на этот вопрос, он не должен работать в школе.

Современный учитель истории – это мыслящий самостоятельно, интеллектуально развитый человек, опирающийся на здоровую шкалу ценностей. Личность воспитывается личностью. Только  яркая, интересная личность, способна передать свое увлечение историей воспитанникам. Если учителю не интересна его работа, то детям урок будет неинтересен втройне.

Современный урок должен быть эффективным, а не эффектным. Учитель солист должен уступить место учителю-дирижеру. Технология урока  должна включать в себя современный арсенал средств и методов обучения и воспитания.

Что такое современный музей? Трудность в том, что по степени консервативности музей может конкурировать только с уроком. Прежде всего, и музей, и учитель должны быть интересными. В музее учитель должен чувствовать себя не гостем. Учителя, использующие возможности музея, обычно досконально знают его постоянную экспозицию, не пропускают временные выставки, а порой и вхожи в фонды. Они не отправляют своих учеников просто на экскурсию. Школьники идут в музей работать. Они имеют опережающее задание. Для этого им надо предварительно встретиться с музейным работником. Вот один из примеров задания школьникам:

- Составьте отчет о посещении выставки «Александровский завод»

  • Составьте тематическую структуру основных разделов выставки
  • Какую продукцию выпускал завод? Проанализируйте для этого предметы на выставке и рассказ музейного работника.
  • Составьте словарь терминов и понятий, относящихся к этой теме
  • Сделайте научное описание одного из предметов (наименование и назначение предмета, технология и материал, из которого он сделан, примерное время изготовления)
  • Какие персоналии вам запомнились?
  • Оцените работу экскурсовода (уровень общения, владение речью, управление группой, логичность, научность, эмоциональный уровень...)

Опережающее задание может быть проблемным. Учитель корректирует задание с учетом уровня познавательных возможностей учащихся. Ясно одно, что ученик с любыми психолого-педагогичепскими особенностями,  в современный музей приходит на полноценный урок. Кстати, за эту работу он получает оценку, критерий которой учитель согласует с сотрудником музея.

Национальный музей Республики Карелия проводит у себя совместные педагогические советы со школами Петрозаводска. Педсовет в музее принимает решение. Чаще всего это программа сотрудничества школы и музея. В нее входит система целенаправленного сотрудничества учебного заведения и музея:

  • Проведение учебных дней школы в музее
  • Семинары с учителями
  • Обмен информацией о мероприятиях
  • Проведение массовых мероприятий
  • Научное руководство исследовательской деятельности школьников
  • Осуществление музейной практики учащихся
  • Работа с родителями

Некоторые школы Петрозаводска побывали на педсовете в музее 3-4 раза (13-й лицей, 1-й лицей, 30-я гимназия…) 16 апреля 2013 года 1-й лицей провел в музее родительское собрание с участием председателей родительских комитетов.

Сегодня в Национальном музее есть пять интерактивных классов:

  1. В гостях у древнего племени
  2. Средневековая Карелия
  3. Крестьянская изба
  4. Городской салон
  5. Натуральное хозяйство

В каждом классе можно реализовать десятки тем уроков. Они снабжены мебелью, интерьерами по теме, многочисленными новоделами, изготовленными специально для учебных занятий. В этих интерактивных классах проводятся мастер-классы, занятия с семьями.

Особо хочу подчеркнуть проведение в музее учебных дней. Параллель классов приходит в Национальный музей на 3-4-5 уроков:

Урок литературы (зал фольклора, эпос «Калевала», русские былины и Заонежье)

Урок русского языка (развитие речи учащихся на любой теме)

Урок географии (камни и минералы Карелии, воды и недра Карелии)

Урок иностранного языка (англичане, французы в Карелии, Чарльз Гаскойн – лучший металлург Европы на Александровском заводе)

Урок биологии (губернаторский парк, карельская береза)

Урок физики (производство пушек, ядер, якорей на Александровском заводе)

Урок химии (центры металлургии, руды Карелии)

Урок математики (коллекция мер и весов)

Урок физкультуры ( лыжи на петроглифах)

Урок истории ( около 200 тем)

Каждому ученику выдается планшет и бумага для удобства ведения записей в ходе уроков в музее. Учебные дни пользуются популярностью. Работа с спланирована со многими школами, а с 30-й школой реализуется проект.

Музейный проект «Натуральное хозяйство» предполагает в проведение в музее специальных уроков по истории рыбной ловле, охоте, огородничеству. Создана база для проведения занятий по особенностям освоение Карелии человеком. Просо, ячмень, пшеница, овес – как эти культуры культивировались в Карелии? Все занятия проходят в игровой методике. Создан аудиобанк. Практически создана база для проведения уроков, которой нет ни в одной школе.

Современный музей и современная школа должны быть не просто партнерами. Они должны ставить общие задачи. Конечно, музей должен быть методически подготовленным к работе по-новому. Школа не  просто масса для выполнения плана по посетителям. Нужна системная и глубокая работа. Музей – образовательная и воспитательная площадка. Открытость музея для учебно-воспитатедьной работы и поворот школы к музею – доктринальные установки для реализации принципа быть современными. Не все школы города осознали эту необходимость. Музей должен последовательно вести работу с каждой школой или интернатом.

Уже второй год музей проводит конкурс на лучшего школьного партнера. Такой же конкурс проходит и для дошкольных учреждений.

Скоро в Национальном музее появится «Музей для семьи». Реализация этого проекта даст новый импульс для современного урока в современном музее.


[1] Алексеева, Л.В. Вводные уроки: их роль и место в обучении истории/ Алексеева Л.В.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. -№7. – С. 39-41. Каракурчи, Ю. В. Мультимедийные средства обучения на уроках истории / Каракурчи Ю. В.// Преподавание истории в школе. - 2009. - № 7. - С. 48-49. Короткова, М.В. Нетрадиционные формы уроков/ Короткова М.В.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - №7. - С.28-36. Смекалкина, У. Каков он, современный урок истории? /Смекалкина, У.// Учитель. - 2007. - №3. - С. 51-53. Стрелова, О. Ю. Современный урок истории /Стрелова О. Ю.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - № 1. - С. 48-57. и др.