Создание сети этнокультурных центров и организаций по сохранению культурного наследия в Республике Карелия

Чубурова Алина Анатольевна, методист БУ «Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия», координатор проекта «ЕСНО» (Network of Ethno-Cultural and Heritage Organizations)

На территории Республики Карелия проживают представители 150 национальностей, но коренными народами являются карелы, вепсы и русские. Защита, сохранение и развитие культуры и языка карелов и вепсов является приоритетной задачей для органов власти Республики Карелия, т.к. эти народы, несмотря на свой статус коренного населения, являются национальными меньшинствами.  К коренным народам Карелии причисляют также родственный карелам и вепсам народ – финнов-ингерманландцев, проживающих на территории республики многие десятилетия и также нуждающихся в особой защите в области прав на собственную культуру и язык.

В Республике Карелия есть три национальных района, где численность коренного населения, карелов, превышает численность других народов. Также есть сельские поселения с преобладающим числом коренного населения – карелов, вепсов, русских или финнов.

На территории национальных районов и сельских поселений с преобладающим коренным населением действуют учреждения культуры с разным юридическим статусом, использующие в своей деятельности этнокультурный компонент, который помогает привлечь местное сообщество, а также гостей и туристов к популяризации и развитию культуры и языка коренного народа.

По результатам мониторинга деятельности региональных учреждений культуры, Министерство культуры Республики Карелия обозначило некоторые основные проблемы развития этнокультурной деятельности на подведомственной ему территории. Среди прочих стоит отметить: недостаточный уровень профессиональной компетенции специалистов этнокультурных центров; слабая материально-техническая база; отсутствие налаженной партнёрской связи между учреждениями культуры. Все эти проблемы, по мнению представителей Министерства культуры, мешают развитию деятельности учреждений культуры.

Для решения части вышеупомянутых проблем в течение нескольких лет разрабатывался проект «ЕСНО» (аббревиатура от английского “NetworkofEthno-CulturalandHeritageOrganizations”, что в переводе на русский язык означает «Создание сети этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия»). Данный проект был поддержан в рамках реализации программы приграничного сотрудничества «Европейский инструмент соседства и партнерства КАРЕЛИЯ».

Проект «ЕСНО» стартовал в феврале 2014 года. Кроме основной задачи по созданию сети этнокультурных центров в рамках проекта реализуется еще два направления: 1) обучение руководителей и сотрудников этнокультурных центров; 2) улучшение материально-технической базы соответствующих учреждений.

Улучшение материально-технической базы – это ремонты в некоторых этноцентрах, приобретение оборудования, необходимого для развития их деятельности, закупка оборудования для налаживания и поддержания связи между этноцентрами и координаторами проекта.

Под обучением специалистов этноцентров подразумеваются проектировочно-обучающие семинары, на которые приглашаются лекторы и эксперты из России, Финляндии, Эстонии. Традиционно семинары проходят в течение трёх дней, первых из которых посвящён лекциям о территории, на которой проходит семинар, о культуре, языке, современном положении народа, проживающего в данном регионе. Второй и третий дни посвящены практическим занятиям с модераторами и экспертами. Все семинары обязательно сопровождаются культурной программой: знакомством с территорией, презентацией музыкальной культуры, национальной кухни и прочее.

Одной из целей, на достижение которой работают этнокультурные центры Карелии, является социальное и экономическое развитие территории. Обязательным условием является также вовлечение в деятельность этноцентров местного населения, а также региональных учреждений культуры и образования.

На сегодняшний день под эгидой проекта развивается деятельность этнокультурных центров в Пряжинском и Олонецком национальных муниципальных районах. В перспективе – вовлечение в сетевое взаимодействие представителей других муниципальных образований, реализующих в образовательной и культурно-просветительской деятельности этнокультурную составляющую.