Театральные игры

Шукалович Светлана Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №33» г. Петрозаводска

Каждый ребенок – волшебник!

Мы маленьких волшебников

Воспитываем с вами,

Которые глядят на нас

Открытыми глазами.

И внемлют слову каждому

И каждому движению…

А значит очень важно нам

Не подвергать сомнению,

Что вырастет волшебник

Из каждого ребёнка!

И ведь неважно кто он:

Мальчишка иль девчонка,

Задира, шалунишка,

Иль тихий, словно мышка…

Ты сердце по крупиночке,

Но каждому дари!

Чтобы в себя поверив,

Они творить могли.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

В 1 классе я столкнулась с проблемой, волнующей педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у 21% первоклассников возникали страхи, срывы, заторможенность, а у 48% наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствовали навыки произвольного поведения, были недостаточно развиты память, внимание, речь.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в школьном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Самый короткий путь, на мой взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра - оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного язык, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.

Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком - это формировать гармоничную личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей.

Работая в школе, на внеклассных мероприятиях и уроках присутствует мой добрый союзник - Его Величество Театр.

У меня нет театрального образования, но не зря говорят, что учитель и актер имеют родственные души. Все знания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности.

Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития художественно-творческих способностей детей.

           Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время урока, погодные условия, психическое состояние, и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или занимательных игр

Структурные компоненты занятий

Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие речевого аппарата, активизирует подвижность губ и языка. За материалом обращаюсь к книгам по логопедии.

Разработка тембрального диапазона

Сначала используются так называемые “кричалки". Работа с ними требует соблюдения основных правил гигиены голоса. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционными упражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведет к срыву голоса.

Прежде всего, мы учили детей делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленных задач на занятии акцент делался то на дыхание (упражнения «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики », «Колыбельная »), то на артикуляцию (игры «Летний день», «В зоопарке», «В лесу»), то на дикцию (упражнения «Дрессированные собачки», «Птичий двор»), то на интонацию (игра «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка.

Говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом - эти упражнения голосом и речью служат для тренировки воображения.

Такие речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.

Работа над мимикой и жестом

Мимика и жесты говорящего - дополнительное средство воздействия на зрителя. Это естественная способность человека проявлять внутреннее состояние, с помощью жестов досказать то, что невозможно объяснить словами. В работе над выразительностью мимики и жестов провожу различные игры, упражнения и этюды.

Пальчиковая гимнастика

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры". Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр" дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Интонационная выразительность

Все упражнения не только способствуют развитию четкой дикции и умению правильно распределять дыхание, но и помогают отработать интонацию - самую важную и самую сложную составляющую речи актера. Чем контрастнее по содержанию текст, тем разнообразнее его интонации. Для выработки хорошей дикции и выразительности речи использую набор скороговорок, пословиц, стишков.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую мы предлагали детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» и т. д.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Например, предлагали произносить выученную детьми скороговорку, выделяя в ней разные слова: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и т.д. после таких упражнений детям было легче выделять главные (ключевые) слова в более крупных стихотворных текстах.

Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Элементы театра вносят в уроки радостную и непринужденную атмосферу, материал усваивается легче и быстрее, дети до конца занятий бывают активными, сообразительными и что немаловажно - веселыми.

На коротких переменах дети любят разыгрывать сцены, сочиняя собственные сказки, меняя голоса, произносят целые диалоги. В это время я стараюсь не мешать им: появляется первый огонек сценического творчества. Удивительно, равнодушных и стесняющихся нет. В это время, осторожно наблюдая за игрой, подмечаю в характере ребенка новые, порой неожиданные грани.

Мы ходим на спектакли, которые можно увидеть на сцене школы. Вместе с родителями выезжаем в театры города. Вернувшись в класс, обсуждаем постановку, отмечая игру артистов. Рисуем иллюстрации к спектаклям. Так я формирую грамотного зрителя и критика. К родительским собраниям и утренникам готовим премьеры. Родители получают огромное удовольствие от наблюдения за игрой собственных детей.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
  • Происходит развитие различных анализаторов;
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи.
  • Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера;
  • Происходит коррекция поведения;
  • Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Приложение

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ

1. Веселый пятачок:

а)   на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б)   сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в)   пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.

Наклонить голову то к правому, то к левому плечу. Затем катать ее по спине и груди;

Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободы:.

Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широк: открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

4.Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ С МЯГКОЙ АТАКОЙ

БОЛЬНОЙ ЗУБ

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

КАПРИЗУЛЯ

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм... БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ход.Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».

РИТМОПЛАСТИКА

Тень- тень, потетень,

Хлопки руками.

Выше города плетень.

Руки вверх, встать на носки, потянуться.

Сели звери под плетень,

Присесть.

Похвалялися весь день.

Руки к щекам, наклоны головой в стороны.

Похвалялася лиса:

Фигура из пальцев «Лиса».

-Всему свету я краса!

Наклон вперёд, развести руки в стороны.

Похвалялся зайка:

Фигура из пальцев «Заяц».

-Поди, догоняй-ка!

Прыжки на месте.

Похвалялися ежи:

Фигура из пальцев «Ёж».

-У нас шубы хороши!

Погладить себя по телу.

Похвалялся медведь:
Могу песни я петь!

Имитация походки медведя.

-Доброе утро!-

Руки в стороны.

                     птицы запели.

Фигура из пальцев «Птица».

Добрые люди встали с постели.

Руки вверх, встать на носки, потянулись.

Прячется вся темнота по углам.

Наклоны в стороны, прикрываем глаза поочерёдно правой и левой рукой.

Солнце взошло

Снизу вверх поднимаем «круглые» руки.

               и идёт по делам.

Ходьба на месте.

В руки дудочку беру,
Туру- туру- туру!

Имитируем игру на дудочке.

Созываю детвору,

Манящие движения руками.

Туру- туру- туру!

Имитация игры на дудочке.

Поиграю на баяне,
Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Потанцуйте, зайки, с нами,

Прыжки на месте.

Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Я на скрипочке играю,
Тили-тили-тили!

Имитация игры на скрипке.

Скачут зайки на лужайке,

Прыжки на месте.

Тили- тили- тили!

Имитация игры на скрипке.

А потом на барабане,
Бам- бам- бам!

Имитация игры на барабане.

В страхе зайки разбежались по кустам!

Бег на месте.

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

ИГРА СО СВЕЧОЙ

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только за ставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Цель.Та же.

Ход игры.Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

---Осторожно — пузыри!

Ой, какие!

Ой, смотри! Раздуваются!

Блестят!

Отрываются!

Летят!

Мой — со сливу!

Мой — с орех!

Мой — не лопнул дольше всех.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка
И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Руки через стороны вверх - вдох.

Больше спать не захотел.

Руки через стороны вниз - выдох.

Шевельнулся, потянулся,

Руки вверх, смотрим на пальцы, встаём на носочки.

Взвился вверх и полетел.

Плавные движения руками.

Солнце утром лишь проснётся,

Вверх поднимаем «круглые» руки.

Бабочка кружит и вьется.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.

Ёжик в бане вымыл ушки,

Фигура из пальцев «Ёж», трём ладонями уши.

Шею, кожицу на брюшке.

Трём ладонями шею, живот.

И сказал еноту ёж:

Фигура из пальцев «Енот»(собака) и «Ёж».

-Ты мне спинку не потрёшь?

Трём ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ц».  Цветы

Наши нежные цветки

Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях.

Распускают лепестки.

Медленно раскрываем пальцы.

Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Плавные движения кистями вправо- влево.

Наши алые цветки
Закрывают лепестки.

Медленно соединяем пальцы в щепоть.

Тихо засыпают,

Опускаем кисти вниз, руки согнуты перед собой в локтях.

Головой качают.

Качаем кистями, руки перед собой согнуты в локтях.

РАБОТА НАД МИМИКОЙ И ЖЕСТАМИ

Изобразить (зрителям угадать) :

  • утюг
  • будильник
  • чайник
  • телефон
  • кофемолку.

Изобразите походку человека :

  • хорошо пообедавшего
  • у которого жмут ботинки
  • неудачно пнувшего кирпич
  • с острым приступом радикулита
  • одного оставшегося ночью в лесу.

Мимикой и звуками изобразить :

  • встревоженного кота
  • грустного пингвина
  • восторженного кролика
  • хмурого орла
  • разгневанного поросенка.

Прочитать стихотворение "Идет бычок, качается..." словно :

  • оправдываясь перед товарищем
  • обиделись на бабушку
  • хвастаетесь перед ребятами
  • рассердились на младшего брата
  • испугались собаки.

Изобразить пантомимой пословицу 

  • "На чужой каравай рот не разевай"
  • "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь"
  • Дареному коню зубы не смотрят"
  • "Доброе слово и кошке приятно".

Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах.

«Испорченный телефон» — играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух;

«Ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.;

Вариант «ручного мяча» — дети стоят в кругу, в центре —ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;

«Змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку;

«Фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией; цель — отработка интонации;

«Главное слово» — дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

СКОРОГОВОРКИ

Сшила Саша Сашке шапку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках

Шесть мышат в камышах шуршат.

Сыворотка из-под простокваши.

Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!

Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Слишком много ножек у сороконожек.

Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

На дворе — трава, на траве — дрова.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.

У калитки — маргаритки, подползли к ним три улитки.

По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.

Мокрая погода размокропогодилась.

Полпогреба репы, полколпака гороха.

Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.

У Кондрата куртка коротковата.

Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.

Литература

1.  Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

2.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3.  Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.

4.  Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006.

5.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.–М., 1991.

6.  Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992.

7.  Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

8.  Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.

9.  Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

10.  Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1983.

11.  Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей// Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

12.  Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.

13.  Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

14.  Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.

15.  Новоселова С.Л. Игра дошкольника / - М., 1989.

16.  Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

17.  Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. .

18.  Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.

19.  Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972.

20.  Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.