РУБРИКА: Карельский институт развития образования - педагогам Карелии


Традиции хорового пения в Карелии: сохранить и приумножить

Хузина Наталья Михайловна, методист отдела аттестации ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования», доцент кафедры хорового дирижирования Петрозаводской государственной консерватории им А.К. Глазунова, Почетный работник общего образования

В июне 2013 года в Петрозаводске прошел большой Международный Праздник песни, в котором приняли участие хоровые коллективы из районов Карелии, других регионов России, а также зарубежные гости. Этому грандиозному событию предшествовала большая организационная работа. По инициативе Министерства культуры РК и при активном участии сотрудников Центра национальных культур в течение марта – апреля 2013 года в районах республики проводился смотр-конкурс творческих коллективов. Членам жюри, в состав которого вошли хормейстеры – руководители хоровых коллективов, фольклористы - ученые, специалисты - преподаватели консерватории, предстояло не столько определить лучшие коллективы, сколько дать оценку состоянию хорового дела на современном этапе. Впервые за многие годы после упразднения художественной самодеятельности как важнейшего социально значимого института в обществе вновь поднимается вопрос о роли хорового пения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании, а также творческом развитии человека. Еще живы в памяти людей, особенно старшего поколения, яркие события культурно-художественной жизни Республики, когда проводились смотры-конкурсы хоровых коллективов, фестивали, приуроченные к знаменательным датам и государственным праздникам, Дни культуры районов в Петрозаводске. Все это оставляло неизгладимый след в сердцах, как участников мероприятий, так и зрителей – поклонников хорового искусства. Но, прежде всего это служило повышению исполнительского уровня хористов. Здесь необходимо вспомнить имена людей, благодаря которым увлечение пением в отдельно взятых коллективах в дальнейшем переросло в массовое движение. Конечно, в первую очередь следует отметить деятельность Г.Е. Терацуянца на посту председателя Хорового общества Карелии. Благодаря его усилиям была налажена методическая помощь руководителям хоровых коллективов в районах республики, куда он регулярно выезжал и делился опытом работы. Хоровая капелла профсоюзов под управлением Лии Фулиди, хор студентов Петрозаводского госуниверситета под управлением Георгия Терацуянца, народный хор слюдяной фабрики им. 8 марта под руководством Сергея Нечаева – вот далеко неполный перечень коллективов, силами которых на протяжении нескольких десятилетий велась обширная концертно-просветительская работа по всей республике. Такая творческая деятельность, направленная на широкую слушательскую аудиторию, несомненно, служила развитию интереса к хоровому пению, благодаря чему наша республика до сих пор удерживает статус певческой. Безусловно, во многом процветанию хоровой самодеятельности способствовали специальные учебные заведения – Петрозаводское музыкальное училище им. К.Э. Раутио и государственная консерватория, ныне носящая имя А.К. Глазунова. Выпускники этих образовательных учреждений в течение многих лет ведут успешную, необходимую обществу работу. Многие хормейстеры имеют основательные достижения, их труд отмечен почетными наградами и званиями. Например, Любовь Сажина - Заслуженный работник культуры Карелии, руководитель академического женского хора «Кантабиле» на протяжении 25 лет, Виктор Васильев – руководитель Поморского народного хора. Несомненно, в этом мы видим продолжение славных традиций, заложенных представителями старшего поколения хормейстеров, таких как, С.Н. Легков, ныне профессор Петербургской консерватории, А.А. Мазанова, профессор кафедры дирижирования Петрозаводской консерватории.

Сегодня мы по праву можем гордиться коллективами, которые возглавляют молодые хормейстеры. Вот уже в течение девяти лет ведет свою работу Академический женский хор «Глория», созданный на базе ГАУ ДПО «Карельский институт развития образования» в 2005 году. В составе коллектива – педагоги-музыканты общеобразовательных и музыкальных школ, музыкальные руководители детских садов, а также студенты, которых объединяет любовь к хоровому пению. Руководит хоровым коллективом выпускница, ныне аспирантка Петрозаводской государственной консерватории Альбина Хузина. Хор «Глория» принимает активное участие в концертной жизни города и республики. В 2011 году коллектив стал Лауреатом Всероссийского конкурса «Поющая Россия» в Санкт-Петербурге, в 2013 было получено звание Лауреата Международного конкурса им Г. Терацуянца за лучшее исполнение сочинения карельского композитора В.А. Кончакова. В репертуаре хора произведения отечественной и зарубежной классики, духовная музыка, обработки народных песен, сочинения современных композиторов. На базе коллектива проводятся мастер-классы для учителей музыки, а также семинары по вопросам истории и теории хорового исполнительства для хормейстеров из районов Карелии. Слушатели имеют возможность не только получить теоретические знания, но и наблюдать практические занятия, включающие распевание хора, работу над репертуаром, а также организационные моменты. Творческий коллектив – это сложный организм, здесь нет мелочей. Руководителю необходимо проводить огромную работу по объединению отдельных членов в единое целое под названием хор. За прошедшие с момента основания девять лет в коллективе сложились свои традиции, что наполняет повседневную жизнь яркими красками, делает общение участников более теплым. Коллектив много делает в плане художественно-эстетического и патриотического воспитания молодежи. В 2012 году хору «Глория» решением творческой комиссии Министерства культуры РК присвоено Почетное звание «Народный коллектив самодеятельного художественного творчества».

Большую известность не только в республике, но и в России имеет мужской хор под управлением Алексея Умнова - выпускника Петрозаводской государственной консерватории. За сравнительно небольшой срок своего существования этот коллектив завоевал любовь поклонников хорового пения и получил признание профессионалов на самом высоком уровне. Мужской хор является Лауреатом многочисленных Всероссийских и Международных конкурсов, участником культурно-художественных проектов. В частности, коллектив осуществил серию концертных поездок по районам Карелии.

Особо хочется сказать о работе детских хормейстеров. Коллективы, руководимые ими, являются победителями Республиканских, Всероссийских и Международных конкурсов. Опыт наших коллег широко востребован в музыкально-педагогической среде не только в Карелии, но и за ее пределами. Такой положительный опыт, думается, необходимо систематизировать и обобщить, и не только с позиций вокально-хоровой работы, но также в плане организации детского хорового коллектива как уникальной культурно-развивающей среды, в плане создания педагогического коллектива как сообщества единомышленников. В качестве примера можно привести опыт музыкально-педагогических коллективов, таких как, хоровые студии «Теллерво» Дворца творчества детей и юношества, руководитель И.В. Белковская, «Фантазия» Дома творчества №2, руководитель И.Б. Лобаскина; хор «Лаулу» Детской музыкально-хоровой школы, руководитель С.М. Архипова.

Сегодня, подводя итоги проведенной работы, мы вынуждены признать тот ущерб, который нанесла недальновидная политика и отказ от такого могучего средства воспитания как хоровое пение. К счастью, в настоящее время наметилась положительная тенденция к возрождению славных традиций. Проведение праздника песни совпало с радостным для любителей хорового пения событием – воссозданием Всероссийского хорового общества. Эту новость восторженно встретили, как профессионалы, так и многомиллионная аудитория поклонников. Надо отметить, что Карелия в чем-то даже опередила это событие, здесь уже зарегистрирована общественная организация «Хоровое общество Карелии», которая плодотворно работает и объединяет не только хормейстеров, но и представителей различных организаций, комитетов, союзов. Хочется надеяться, что дело не закончится только одними декларациями, резолюциями и т.д. и общество увидит реальные шаги в направлении возрождения хорового движения.

Возвращаясь к смотру-конкурсу, заметим, что несмотря ни на какие трудности, хоровое пение в Карелии живет. Люди хотят и любят петь. Тем не менее, есть проблемы, которые требуют скорейшего решения. Нам всем впереди предстоит большая кропотливая работа по преодолению тех негативных последствий, которые сегодня очевидны. Члены жюри обратили внимание на то, что за последние два десятилетия заметно сократилось количество академических хоров, значительно упал уровень их исполнительской культуры. Эти проблемы и явились центральными в разговоре с хормейстерами. Активное участие коллег в круглых столах по итогам смотра-конкурса позволяет сделать некоторые выводы. В частности, руководители коллективов показали свою готовность к конструктивному диалогу и поиску эффективных форм работы, что следует рассматривать как положительный момент. Большинство руководителей выразили необходимость и потребность в обновлении и расширении своих профессиональных возможностей. Среди наиболее важных проблем на первый план выступают вопросы вокально-хоровой работы, формирования репертуарной политики, а также вопросы, связанные с жизнедеятельностью любого творческого коллектива. Сегодня современному руководителю, для того чтобы быть успешным и эффективным, недостаточно владения только профессионально значимыми умениями и навыками, необходимо владеть комплексом, включающим в себя психолого-педагогические аспекты, организаторские способности, владение и широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий и многое другое. По мнению членов жюри, назрела необходимость создания системы повышения квалификации для хормейстеров через проведение специальных курсов, обучающих семинаров, мастер-классов, творческих мастерских по обмену опытом. Республика в этом плане располагает большими возможностями. Например, кафедра хорового дирижирования Петрозаводской консерватории готова предоставить разнообразные формы методической, научно-теоретической и практической помощи руководителям хоровых коллективов. Кроме того, многие члены кафедры являются руководителями коллективов и готовы выехать в районы не только с культурно-просветительской миссией, но и поделиться своим опытом. Также полезным и целесообразным представляется восстановление системы отчетных мероприятий для коллективов – это проведение смотров и фестивалей на различных уровнях (городском, районном, зональном, республиканском), организация творческих встреч, что, несомненно, будет служить мощным стимулом к творческой деятельности и позитивно сказываться на результатах работы.

Проведенный смотр-конкурс обнажил целый ряд проблем, связанных с отсутствием финансирования творческих коллективов и их принадлежностью к тому или иному учреждению. Речь идет о коллективах, существующих на общественных началах и не имеющих ни помещения для репетиционных занятий, ни финансирования - даже для оплаты труда руководителя. Конечно, эти вопросы в первую очередь должны быть адресованы органам местного самоуправления. Например, в таких условиях существует хоровой коллектив из Суоярви, которым многие годы руководит Г.П. Капитонова. За годы совместной творческой работы участники сроднились, они дорожат своим коллективом, искренне преданы своему руководителю. Их деятельность должна рассматриваться как социально значимая, а на деле – полное равнодушие к людям, причем старшего возраста. Кстати к вопросу о хорах ветеранов. За последние годы наметилась тенденция притока в хоровые коллективы участников старшего и даже преклонного возраста и это требует особого подхода к организации их деятельности. Наверное, следует подумать также о проведении для этой возрастной категории специальных фестивалей, которые наполнили бы жизнь пожилых людей новыми красками и смыслами. Настоящим открытием смотра-конкурса стало выступление хора ветеранов из города Сортавала. Члены жюри единодушно отметили высокий уровень исполнительской культуры, безукоризненно подобранный репертуар, аккуратный внешний вид в соответствии со статусом коллектива, умение держаться на сцене, хороший контакт с дирижером. Такими коллективами стоит гордиться   - это хороший пример для подражания. С самой хорошей стороны хочется отметить Медвежьгорский район, который был представлен рядом коллективов, как народно-певческой, так и академической направленности. Высокую оценку получила кропотливая работа хормейстера В.И. Бжезовской, руководителя академического женского хора «Вдохновение» и вокального ансамбля из поселка Пиндуши. Эти коллективы ведут в районе большую просветительскую работу, принимают участие в фестивалях художественного творчества. Как всегда на высоте было выступление академического хора из Кондопоги, которым руководит молодой хормейстер, выпускница кафедры хорового дирижирования Петрозаводской государственной консерватории Алена Терех.

К сожалению, как показывает практика, некоторые коллективы, стремясь выжить любыми путями, вынуждены заниматься, чем придется, в частности, идут по пути создания различных шоу-программ, по пути отказа от хора как долгосрочного проекта в пользу организации временных коллективов по случаю. Таким образом, теряется традиция воспитания певческого коллектива как единого слитного организма, главной ценностью которого являются люди. Наблюдаемая тенденция ведет к отходу от самого понятия «академическое пение», что сказывается в первую очередь на вокально-певческой манере коллектива, а также ведет к исключению из репертуара лучших образцов хоровой классики и как следствие к его обеднению.

В процессе общения участников Круглого стола «Хоровое творчество в XXI веке» были не только озвучены проблемы, но и намечены пути их решения.

Праздник песни стал для петрозаводчан и гостей Республики настоящим событием культурно-художественной жизни, он продемонстрировал общественности пример сплоченности, единения, а главное - любви к хоровому пению и потребности к самовыражению через песню.