Тьюторское сопровождение образовательного процесса в сельской школе

Забродина Ирина Юрьевна, заведующая Центром модернизации образования ГАУ ДПО «Карельский институт развития образования», кандидат педагогических наук

В последние годы в связи с модернизацией образования, введением нового образовательного стандарта  появилось большое разнообразие педагогических практик, открылись широкие возможности для появления множества систем обучения, удовлетворяющих различным образовательным устремлениям, стали широкодоступными новые образцы детско-взрослого взаимодействия. На наш взгляд, зарождение идеи индивидуализации образования в школе вызвано не только изменением общественных условий, возникающих в связи с представлениями о современном человеке, но и возникает в ответ на определенную профессионально-педагогическую проблематику, связанную с необходимостью постановки учащегося в активную познавательную и личностную позицию по отношению к образовательному процессу. Представляется, что тьюторское сопровождение школьника в настоящее время является оптимальной педагогической стратегией, отвечающей требованиям современной системы образования.

Скептическое отношение некоторых учителей и руководителей к возможности организации тьюторского сопровождения в карельских школах разбивается о реальную практику педагогической деятельности.  В нашей республике есть те, кто проникся идеей тьюторства, кто видит в принятии и реализации этой позиции большие перспективы для развития своего образовательного учреждения или своего собственного профессионального потенциала.

В качестве иллюстрации к сказанному хотелось бы  рассказать об эксперименте Летнереченской школы Беломорского района Республики Карелия по теме «Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности учащихся в условиях сельской школы». Инновационная деятельность по указанной теме началась в конце 2011 года, в 2012 году завершился первый подготовительный этап эксперимента, в 2013-2014 гг. начался второй, собственно экспериментальный этап.  

Еще в 2012 году в школе была проведена реорганизация структуры управления в соответствии с задачами эксперимента. В штат школы введены ставки тьюторов. Так, на сегодняшний день, в школе 5 педагогов выполняют функциональные обязанности тьюторов: тьютор, организующий внеурочную деятельность учащихся начальной школы, тьютор для детей с ОВЗ, тьютор для одаренных детей, тьютор в системе профориентации для выпускников основной школы, тьютор дошкольного образования. Педагоги-тьюторы и коллектив школы проходят  повышение квалификации на тьюторских курсах и в ходе постоянно действующего семинара, организованных отделом психологии и педагогики ГАУ ДПО «Карельский институт развития образования».

С самых первых дней проекта педагогическая деятельность тьюторов направлена на реализацию принципа индивидуализации образования, на развитие познавательных интересов каждого сопровождаемого ребенка. Это вынуждает педагогов постоянно расширять набор применяемых педагогических методов и техник. Кроме того, в практике школы воспроизводится пробно-поисковый режим работы тьютора, позволяющий опытным и экспериментальным путем выявлять эффективные приемы тьюторского сопровождения. Тьюторы  используют  как традиционные технологии работы, так и те, которые пока еще не являются традиционными: технологию педагогической диагностики, технологию тьюториала, технологию проектно-исследовательской деятельности, технологию развития познавательного интереса, технологию профориентационной работы.  Усилия педагогов-тьюторов направлены на то, чтобы предоставить ученикам возможность в образовательном процессе вести себя свободно и активно, ценить и принимать собственные самостоятельные действия. Этому способствует продвижение учеников по индивидуальным образовательным маршрутам, разработанным учениками совместно с тьюторами.

У тьюторов в Летнереченской школе несколько важных задач: они помогают ученику в определении эффективности обучения через развернутое оценивание, консультируют по вопросам образовательного движения, осуществляют сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов (в том числе и маршрутов коррекционно-развивающего обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья), организуют обратную связь, помогают оформлению образовательной инициативы. Кроме того, очень значима роль тьютора в качестве помощника в самоопределении старшеклассника относительно своего дальнейшего образования - у выпускника школы снижается риск попадания «не в то» образовательное учреждение и «не на ту» специальность.

Такая организация деятельности приносит свои первые плоды. Значительно повысился уровень академической успеваемости и эмоционального принятия роли школьника у учащихся начальной школы, сопровождаемых тьютором.

Педагогу-тьютору, работающему с детьми с ОВЗ, удалось зафиксировать и развить познавательный интерес детей, требующих особого педагогического внимания.

Большие успехи показывают одаренные дети, выступая на конкурсах не только республиканского, но и федерального уровня. Эта категория детей в Летнереченской школе наиболее ярко проявляет поддерживаемую педагогом-тьютором образовательную инициативу. Школьная газета – творческий продукт деятельности одаренных детей Летнереченской школы получила признание на уровне всей республики.

Выпускники основной школы находятся на завершающем этапе своего профессионального самоопределения. В соответствии с их потребностями, возможностями и образовательным запросом в школе открыт профильный класс. Выпускники 9 класса, завершившие свое обучение в школе, поступили в учреждения системы среднего профессионального образования в соответствии со своими интересами и склонностями, при поддержке и понимании родителей. Возможные конфликты с родителями, не желающими отпускать своих детей из поселка (что часто имеет место в сельских школах) были своевременно предупреждены благодаря профессиональной работе тьютора с родителями.

В 2014 году в Летнереченской школе, после создания комплекса «школа – сад», появился педагог-тьютор для дошкольников. Целями деятельности тьютора является включение детей с особенностями в развитии в интегрированное образовательное пространство и формирование осознанного родительства. Кроме того, педагог-тьютор дошкольного образования приступила к реализации проекта по теме «Выявление и развитие предпосылок одаренности у  детей дошкольного возраста в условиях дошкольных групп». В рамках этого проекта в детском саду создаются условия для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Выявление творческих и интеллектуальных способностей детей, формирование разновозрастных детских групп по интересам, открытие соответствующих кружков и студий, подготовка педагогов к работе по направлениям детских интересов – все это первые результаты реализации проекта педагогом-тьютором.

Таким образом,  на данном этапе в Летнереченской школе проводятся целенаправленные инновационные изменения в организации и содержании образовательного процесса:

  • вносятся изменения в порядок формирования учебного плана школы, направленные на привлечение обучающихся в процедуру формирования внеурочного компонента образовательного деятельности;
  • активно используются технологии открытого образования: технологии организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
  • идет реализация принципа вариативности образования за счет привлечения ресурсов дополнительного образования; за счет привлечения ресурсов других партнерских организаций;
  • осуществляется перестройка взаимоотношений обучающихся с педагогами, происходит частичный переход на тьюторские модели педагогического сопровождения;
  • создаются условия для формирования индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ;
  • опытные педагоги с ярко выраженной гуманистической направленностью регулярно консультируют школьников по всем интересующим их вопросам.

Конечно, это только начало пути. Полагаем, что следующим шагом, в соответствии с проектной идеей Летнереченской школы, будет расширение качественного функционала тьюторской деятельности и количественного состава тьюторов.

Опыт Летнереченской школы и других образовательных учреждений Карелии, реализующих элементы тьюторского сопровождения, внушает надежду на то, что лучшие идеи глобального процесса модернизации образования могут быть успешно воплощены в практической деятельности наших школ,  получить поддержку педагогической общественности и свое дальнейшее распространение.