Учебно-исследовательская деятельность учащихся на примере педагогического опыта МОУ «Гимназия № 17»

Четчуева Инна Тайстовна, руководитель МО учителей истории и обществознания, учитель обществознания МОУ «Гимназия №17»

Доброго времени суток, уважаемый коллега. Да-да, именно коллега. Возможно, Вы учитель, желающий получить полезные советы по организации учебно-исследовательской деятельности своих учеников, или  родитель, заинтересованный в разностороннем развитии своего ребёнка. А может быть Вы, уважаемый читатель, - школьник, которому просто интересно попробовать себя в исследовательской деятельности. В последние десять лет, я неоднократно была наставником (научным руководителем) исследовательских работ своих учеников по разным социальным дисциплинам: истории, политологии, экономике, правоведению, социологии. Довелось взглянуть на эту деятельность и как маме старшеклассницы, и как маме пятиклассника, только пробующего себя в роли исследователя. Поверьте, что мне есть чем поделиться, подсказать и помочь.

 Начнем с того,  что МОУ «Гимназия №17» имеет большой опыт проектной и учебно-исследовательской деятельности. Ежегодно в школе проходит конференция «Notabene» (в переводе с латинского - «обрати внимание»). Она всегда вызывает особый интерес у учащихся. В последние годы в гимназии активно работает исследовательский центр первой ступени (начальные классы). У всех гимназистов есть возможность представить результаты своей работы на различных конференциях городского и республиканского уровней. С первых месяцев работы в гимназии я увидела интересующихся наукой учеников и начала совершать вместе с ними первые серьёзные шаги в учебно-исследовательской деятельности.

Зачем заниматься исследовательской деятельностью? Посмотрим на этот вопрос с разных позиций.

Что даёт школьнику, его семье и педагогу эта деятельность?

Учебное исследование  позволяет ребёнку приобщиться к новым знаниям, углубить их в определённой области (познавательная компетентность),  требует серьёзного отбора  и анализа материала по теме (информационная компетентность). Автор учится определять цели, задачи, использовать разные методы исследования, оформлять результаты работы и публично представлять ее (коммуникативная, информационная компетентность).  Ребёнок приобретает бесценный опыт практической деятельности, начинает понимать и лучше ориентироваться в современных реалиях, формирует свой взгляд на мир  (общекультурные и ценностно-смысловые компетентности). Повышается самооценка ученика. Как видим, педагог-наставник реализует важные познавательные, развивающие задачи, формирует универсальные умения и навыки.

Некоторые ученики изначально ориентируются на участие в конференциях муниципального, республиканского уровня. На мой взгляд, в этом нет ничего плохого. Однако в последние годы увеличивается число участников конференций, растёт качество работ, меняются требования к представленным исследованиям. Нужно понимать, что конкуренция среди юных исследователей становится очень серьёзной.

 Чем важна исследовательская деятельность для родителей?

Каждый из нас хочет дать своему ребёнку самые разносторонние знания, сформировать умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности.  Зачастую учебно-исследовательская деятельность помогает определиться  с  выбором профиля обучения. Ребёнок занят социально-значимой деятельностью. Эти факторы помогают школе заручиться поддержкой семьи, которая дополнительно мотивирует ученика на учебное исследование.

Как организовать учебно-исследовательскую деятельность и  какие сложности могут возникнуть?

Первая трудность появляется уже  на этапе подготовки к исследованию (диагностический этап): как подобрать участников? К чему нужно быть готовым преподавателю? Вариант первый: на Ваше предложение заняться исследовательской работой откликнулось много желающих. Многолетний опыт показывает, что далеко не каждый ребёнок, в силу разных причин, доведёт задуманную идею до реализации.

Вариант второй: предложение учителя не нашло отклика среди учеников. В этом случае следует индивидуально поработать с ребятами, проявляющими интерес к предмету, желающими попробовать себя в новой деятельности. Задача педагога - мотивировать ученика на работу, показать ему различные «приобретения», которые даёт исследовательская деятельность.

Второй этап - теоретический (этап планирования). Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы, определение источников информации, формулировка цели, постановка задач, составление плана работы по теме исследования. Этот этап включает несколько направлений деятельности.

Во-первых, нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется исследование. Область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Курс обществознания включает в себя основы различных социально-гуманитарных наук: экономики, культурологии, этнографии,  социологии, политологии, правоведения, социальной психологии. Знание этих наук помогают каждому человеку понимать и гармонично вписываться в современное общество, решать возникающие проблемы.

Интересы учащихся в области общественных наук разнообразны, каждый ребёнок самостоятельно определяет для себя  ту предметную область, которая кажется наиболее привлекательной,  интересной и актуальной.

Во-вторых, следует определить  проблему и тему исследования. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования важна. Она  определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.

К выбору темы исследования нужно подходить серьёзно. С одной стороны, она должна вызывать интерес  у ребёнка, с другой, быть актуальной, иметь выход в практическую область, должна быть связана с современным состоянием общества. Интересно изучать проблемы, появляющиеся (обостряющиеся) «здесь и сейчас».

Часто темы исследований рождаются прямо на уроках. Например,  при изучении темы «Деньги» ребята самостоятельно характеризовали  особенности современной денежной системы и появление криптовалюты -Bitcoin. Новое экономическое явление сразу вызвало интерес, желание исследовать его более глубоко. Так  появилась тема «Новые деньги – Bitcoin», исследованию которой посвятил свою работу один из 11-тиклассников  (эта работа стала победителем и призером на республиканской и городских конференциях 2014 – 2015 учебного года).

Темой исследования может стать любая актуальная проблема общества: проблема «отцов и детей», демографическая,  проблема межнациональных отношений, экономического  состояния  республики Карелия и другие. Исследование этих вопросов привело к появлению разных тем по экономике  («Перспективы рынка труда Республики Карелия»,  «Некоторые приемы визуального мерчендайзинга на примере магазина «Oodji», «Профессиональные предпочтения старшеклассников МОУ «Гимназия №17» и рынок труда»),  социологии («Проблема отцов и детей: вчера и сегодня», «Гендерная дискриминация в политической сфере – миф или реальность?»,  «Определение уровня этнической толерантности в подростковой среде гимназии №17», «Современная семья: возможные перспективы развития», «Проблема бытового национализма среди молодежи г. Петрозаводска: миф или реальность?», «Основные проблемы семейно-брачных отношений глазами старшеклассников МОУ «Гимназия №17» г. Петрозаводска»), политологии:  «Образ идеального политика глазами старшеклассников», «Формирование имиджа современного политика: секрет успеха», «Полиграфическая печатная продукция как средство политической агитации на выборах в Законодательное Собрание РК в 2011 году»), правоведению («Подростковая преступность в Петрозаводске»).

Большим подспорьем является то, что наши гимназисты принимают участие в международных проектах, у них появляется уникальная возможность увидеть общественную проблему с точки зрения иностранцев. Так появились работы «Современная семья глазами российских, бельгийских и американских старшеклассников», «Влияние рекламы на молодежь России и Японии", «Россия и ВТО: взгляд предпринимателей Карелии».

Зачастую в качестве проблемы для исследования может выступить банальная вещь: например, использование шпаргалки («Роль шпаргалок в учебном процессе»). Проблема может изучаться на материале ближнего окружения исследователя («Литературные пристрастия учеников и родителей 7А класса»). Объектом исследования может стать семья ученика. На примере этой малой группы можно изучать самые разные общественные процессы: например социальную мобильность («Социальная мобильность на примере моей семьи»).

Интересны исследования по истории. В основе работы может быть краеведческий материал, документы Национального архива РК, Национального музея РК, семейный архив, воспоминания очевидцев. Последний источник лег в основу работы«Один день в истории страны: 9 мая 1945 года».

На начальном этапе мы формулируем только «рабочую» тему, но к концу исследования она приобретает завершённый вид.

Начиная исследование, каждый ученый выдвигает предположение (гипотезу), требующую проверки. Формулирует  цели и задачи исследования. Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Обычно формулировку цели начинают со слов:  доказать, обосновать, разработать, объяснить, определить, установить. Из поставленной цели вытекают задачи исследования. Задача исследования – выбор путей и средств  достижения цели. Задачи формулируют со слов:  провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.), выявить, определить, установить, изучить.

Метод исследования – это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические (сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью.

Третий этап учебно-исследовательской деятельности - практический этап. Ребята выполняют исследования согласно плану (собирают теоретический материал, выполняют эксперимент, проводят анкетирование, интервьюирование, обрабатывают информацию) и оформляют научно-исследовательскую работу. Учитель выступает в роли консультанта и помощника.

Завершающий этап -  рефлексивный (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ).  На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для защиты научно-исследовательской работы. В Петрозаводске есть широкие возможности представить свое исследование. Это и внутришкольные конференции, конференции различного уровня: «Будущее Петрозаводска», «Будущее Карелии», «Мое экономическое открытие», «Человек в истории XX века», Молодежный экономический форум и др.

Формирование основ культуры исследовательской деятельности проходит непросто. Среди педагогов не всегда встречаешь понимание и осознание важности этого направления деятельности. Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  требует обеспечить формирование у учащихся компетенций и компетентностей не только в предметных областях, но и в учебно-исследовательской и проектной деятельности. Эта деятельность становится неотъемлемой частью учебного процесса. Каждому педагогу предстоит освоить для себя технологию проектной работы. Не нужно бояться этого, помните  известное латинское изречение «Viam supervadet vadens»  («Дорогу осилит идущий») и у Вас все получится.