Визуализация как средство мотивации устного и письменного иноязычного общения

Минина Александра Александровна, учитель английского языка МКОУ СОШ №1 г. Пудожа Республики Карелия

 

Каждый раз, разрабатывая урок, учитель стремится к тому, чтобы сделать учебный материал  более увлекательным, доступным и запоминающимся.

Как это достичь? Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания, работать с ними,оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  высокие результаты по предмету?
            Для решения этой задачи существует огромный набор приемов, методов обучения, форм организации мыслительной деятельности обучаемых, информационных и других педагогических технологий, которые смогли бы заинтересовать обучающихся и мотивировать их учебную деятельность на уроке. Ещё одним конструктивным решением этого вопроса является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы организовать учебную и внеурочную   работу (а это занятия клуба любителей   английского языка «Лингва», которому  более 30 лет) так, чтобы она вызывала познавательную потребность школьников  в   изучении  английского языка. 

Как сделать урок интересным, мне подсказали сами ученики.     Однажды я принесла на урок английского языка свои картины. На уроке  мы обсуждали тему «Путешествие». Я показала свои работы  ребятам, рассказала о своих поездках и походах и увидела неподдельный интерес к работам – желание школьников расспросить,  оценить картину и даже попробовать   повторить работу…. Одним словом, обратила внимание на положительную реакцию детей и стала знакомить их со своим творчеством.

   Картина, рисунок  или фотография  всегда вносят оживление в урок. Дети с интересом слушают рассказ по картине, которая помогает им понять смысл иностранной речи, загораются желанием ответить на вопросы по содержанию картины, выразить свои чувства и эмоции.  К тому же  зрительная  информация запечатлевается в памяти ребенка легко и надолго.      

И сегодня  я  готова поделиться с Вами своим опытом, личными наработками и открытиями по использованию моих творческих работ.

В моей педагогической деятельности одним из таких открытий  стало использование на уроке и вне его  визуальных пособий в виде моих личных фотоматериалов, рисунков и картин.

Для школьников это не просто картина или серия картин неизвестного им человека, а картины,   созданные их учителем, и   ученики воспринимают эти картины   совсем по-другому. Преимущество творческих работ учителя состоит в том, что они на уроке   являются  теперь методическим материалом. Картины, фотографии,  рисунки    становятся педагогическим средством – начинают выступать как  методические пособия, которые позволяют создавать учебные    ситуации  и вызывают потребность говорить на  английском языке.   

Школьники начинают невольно, подсознательно и не только с точки зрения эстетической - красиво или некрасиво - учиться анализировать произведение. Происходит непроизвольное осмысление увиденного, умение говорить о нем с   помощью английского языка. 

Одновременно школьники  учатся быть аналитиками любого художественного произведения. Формирующиеся навыки могут быть использованы на уроках истории, МХК, ИЗО, литературы.

Перед учениками ставлю  задачу – нарисовать картину словами.       Школьники рисуют словесную картину на английском языке. Эмоциональность ребенка выражается  в словах, интонациях …  А  в системно – деятельностном подходе важную роль    играет  формирование у ребенка эмоционального восприятия, которое развивает активный интерес и познавательную потребность

Таким образом,  на основе конкретной учебной задачи формируется целая серия универсальных учебных действий, в том числе «чтение» произведения искусства.

Картины, фото  являются не только важным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью них создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.Эти  пособия  дают возможность обеспечить мотивационно - побудительный уровень общения. Они также способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти.

 Мной  создан тематический вокабуляр – словарь слов, выражений и фраз, которые школьники   используют в высказывании, речевом общении.   (цвета,  формы и линии, материалы для рисования,  некоторые направления живописи, школы,  течения, выражения отношения к произведению искусства)

Учащимся предлагаются следующие задания по работе с картиной, рисунком:

  • придумать /предложить название  картине;
  • ответить на вопросы  учителя/ одноклассника;
  • расспросить о картине;  
  • описать картину, рисунок, фото (с опорой и без неё);
  • выразить мнение; 
  • сравнить - какая работа нравится больше;  
  • выразить  своё отношение к работе  и творчеству автора-учителя  …

            Успешное применение     творческих работ на уроке английского языка  зависит от таких факторов, как желание учителя искать и находить свой эффективный  метод обучения английскому языку, педагогическое мастерство учителя, правильная организация им всей учебной и воспитательной деятельности. 

Применение на уроке иностранного языка и вне его  методических пособий, созданных учителем, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:….

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению, познанию;
  • развитие творческой деятельности эстетического характера;

Метапредметными результатами являются:…..

  • умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью;
  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Предметными результатами являются:

в говорении:

–  умение описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

–  расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение;

в аудировании:

воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов;

в чтении:

–  умение читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; с полным и выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;

в письменной речи:

–  умение писать личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;

–  умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.

Бурное развитие  информации ставит перед обучением новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. В рамках коммуникативного метода существует немало способов мотивировать учащихся на общение.Активные методы обучения  побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.