Визуализация как средство мотивации устного и письменного иноязычного общения
Минина Александра Александровна, учитель английского языка МКОУ СОШ №1 г. Пудожа Республики Карелия
Каждый раз, разрабатывая урок, учитель стремится к тому, чтобы сделать учебный материал более увлекательным, доступным и запоминающимся.
Как это достичь? Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания, работать с ними,оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?
Для решения этой задачи существует огромный набор приемов, методов обучения, форм организации мыслительной деятельности обучаемых, информационных и других педагогических технологий, которые смогли бы заинтересовать обучающихся и мотивировать их учебную деятельность на уроке. Ещё одним конструктивным решением этого вопроса является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности.
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы организовать учебную и внеурочную работу (а это занятия клуба любителей английского языка «Лингва», которому более 30 лет) так, чтобы она вызывала познавательную потребность школьников в изучении английского языка.
Как сделать урок интересным, мне подсказали сами ученики. Однажды я принесла на урок английского языка свои картины. На уроке мы обсуждали тему «Путешествие». Я показала свои работы ребятам, рассказала о своих поездках и походах и увидела неподдельный интерес к работам – желание школьников расспросить, оценить картину и даже попробовать повторить работу…. Одним словом, обратила внимание на положительную реакцию детей и стала знакомить их со своим творчеством.
Картина, рисунок или фотография всегда вносят оживление в урок. Дети с интересом слушают рассказ по картине, которая помогает им понять смысл иностранной речи, загораются желанием ответить на вопросы по содержанию картины, выразить свои чувства и эмоции. К тому же зрительная информация запечатлевается в памяти ребенка легко и надолго.
И сегодня я готова поделиться с Вами своим опытом, личными наработками и открытиями по использованию моих творческих работ.
В моей педагогической деятельности одним из таких открытий стало использование на уроке и вне его визуальных пособий в виде моих личных фотоматериалов, рисунков и картин.
Для школьников это не просто картина или серия картин неизвестного им человека, а картины, созданные их учителем, и ученики воспринимают эти картины совсем по-другому. Преимущество творческих работ учителя состоит в том, что они на уроке являются теперь методическим материалом. Картины, фотографии, рисунки становятся педагогическим средством – начинают выступать как методические пособия, которые позволяют создавать учебные ситуации и вызывают потребность говорить на английском языке.
Школьники начинают невольно, подсознательно и не только с точки зрения эстетической - красиво или некрасиво - учиться анализировать произведение. Происходит непроизвольное осмысление увиденного, умение говорить о нем с помощью английского языка.
Одновременно школьники учатся быть аналитиками любого художественного произведения. Формирующиеся навыки могут быть использованы на уроках истории, МХК, ИЗО, литературы.
Перед учениками ставлю задачу – нарисовать картину словами. Школьники рисуют словесную картину на английском языке. Эмоциональность ребенка выражается в словах, интонациях … А в системно – деятельностном подходе важную роль играет формирование у ребенка эмоционального восприятия, которое развивает активный интерес и познавательную потребность
Таким образом, на основе конкретной учебной задачи формируется целая серия универсальных учебных действий, в том числе «чтение» произведения искусства.
Картины, фото являются не только важным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью них создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.Эти пособия дают возможность обеспечить мотивационно - побудительный уровень общения. Они также способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти.
Мной создан тематический вокабуляр – словарь слов, выражений и фраз, которые школьники используют в высказывании, речевом общении. (цвета, формы и линии, материалы для рисования, некоторые направления живописи, школы, течения, выражения отношения к произведению искусства)
Учащимся предлагаются следующие задания по работе с картиной, рисунком:
- придумать /предложить название картине;
- ответить на вопросы учителя/ одноклассника;
- расспросить о картине;
- описать картину, рисунок, фото (с опорой и без неё);
- выразить мнение;
- сравнить - какая работа нравится больше;
- выразить своё отношение к работе и творчеству автора-учителя …
Успешное применение творческих работ на уроке английского языка зависит от таких факторов, как желание учителя искать и находить свой эффективный метод обучения английскому языку, педагогическое мастерство учителя, правильная организация им всей учебной и воспитательной деятельности.
Применение на уроке иностранного языка и вне его методических пособий, созданных учителем, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:….
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению, познанию;
- развитие творческой деятельности эстетического характера;
Метапредметными результатами являются:…..
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметными результатами являются:
в говорении:
– умение описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение;
в аудировании:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов;
в чтении:
– умение читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; с полным и выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
в письменной речи:
– умение писать личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
– умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Бурное развитие информации ставит перед обучением новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. В рамках коммуникативного метода существует немало способов мотивировать учащихся на общение.Активные методы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Минина Александра Александровна, учитель английского языка МКОУ СОШ №1 г. Пудожа Республики Карелия
Каждый раз, разрабатывая урок, учитель стремится к тому, чтобы сделать учебный материал более увлекательным, доступным и запоминающимся.
Как это достичь? Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания, работать с ними,оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?
Для решения этой задачи существует огромный набор приемов, методов обучения, форм организации мыслительной деятельности обучаемых, информационных и других педагогических технологий, которые смогли бы заинтересовать обучающихся и мотивировать их учебную деятельность на уроке. Ещё одним конструктивным решением этого вопроса является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности.
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы организовать учебную и внеурочную работу (а это занятия клуба любителей английского языка «Лингва», которому более 30 лет) так, чтобы она вызывала познавательную потребность школьников в изучении английского языка.
Как сделать урок интересным, мне подсказали сами ученики. Однажды я принесла на урок английского языка свои картины. На уроке мы обсуждали тему «Путешествие». Я показала свои работы ребятам, рассказала о своих поездках и походах и увидела неподдельный интерес к работам – желание школьников расспросить, оценить картину и даже попробовать повторить работу…. Одним словом, обратила внимание на положительную реакцию детей и стала знакомить их со своим творчеством.
Картина, рисунок или фотография всегда вносят оживление в урок. Дети с интересом слушают рассказ по картине, которая помогает им понять смысл иностранной речи, загораются желанием ответить на вопросы по содержанию картины, выразить свои чувства и эмоции. К тому же зрительная информация запечатлевается в памяти ребенка легко и надолго.
И сегодня я готова поделиться с Вами своим опытом, личными наработками и открытиями по использованию моих творческих работ.
В моей педагогической деятельности одним из таких открытий стало использование на уроке и вне его визуальных пособий в виде моих личных фотоматериалов, рисунков и картин.
Для школьников это не просто картина или серия картин неизвестного им человека, а картины, созданные их учителем, и ученики воспринимают эти картины совсем по-другому. Преимущество творческих работ учителя состоит в том, что они на уроке являются теперь методическим материалом. Картины, фотографии, рисунки становятся педагогическим средством – начинают выступать как методические пособия, которые позволяют создавать учебные ситуации и вызывают потребность говорить на английском языке.
Школьники начинают невольно, подсознательно и не только с точки зрения эстетической - красиво или некрасиво - учиться анализировать произведение. Происходит непроизвольное осмысление увиденного, умение говорить о нем с помощью английского языка.
Одновременно школьники учатся быть аналитиками любого художественного произведения. Формирующиеся навыки могут быть использованы на уроках истории, МХК, ИЗО, литературы.
Перед учениками ставлю задачу – нарисовать картину словами. Школьники рисуют словесную картину на английском языке. Эмоциональность ребенка выражается в словах, интонациях … А в системно – деятельностном подходе важную роль играет формирование у ребенка эмоционального восприятия, которое развивает активный интерес и познавательную потребность
Таким образом, на основе конкретной учебной задачи формируется целая серия универсальных учебных действий, в том числе «чтение» произведения искусства.
Картины, фото являются не только важным средством семантизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью них создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.Эти пособия дают возможность обеспечить мотивационно - побудительный уровень общения. Они также способствуют развитию внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти.
Мной создан тематический вокабуляр – словарь слов, выражений и фраз, которые школьники используют в высказывании, речевом общении. (цвета, формы и линии, материалы для рисования, некоторые направления живописи, школы, течения, выражения отношения к произведению искусства)
Учащимся предлагаются следующие задания по работе с картиной, рисунком:
- придумать /предложить название картине;
- ответить на вопросы учителя/ одноклассника;
- расспросить о картине;
- описать картину, рисунок, фото (с опорой и без неё);
- выразить мнение;
- сравнить - какая работа нравится больше;
- выразить своё отношение к работе и творчеству автора-учителя …
Успешное применение творческих работ на уроке английского языка зависит от таких факторов, как желание учителя искать и находить свой эффективный метод обучения английскому языку, педагогическое мастерство учителя, правильная организация им всей учебной и воспитательной деятельности.
Применение на уроке иностранного языка и вне его методических пособий, созданных учителем, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:….
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению, познанию;
- развитие творческой деятельности эстетического характера;
Метапредметными результатами являются:…..
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметными результатами являются:
в говорении:
– умение описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение;
в аудировании:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов;
в чтении:
– умение читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; с полным и выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
в письменной речи:
– умение писать личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
– умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Бурное развитие информации ставит перед обучением новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. В рамках коммуникативного метода существует немало способов мотивировать учащихся на общение.Активные методы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.