ВМЕСТЕ С GOOGLE УЧИТЬСЯ ИНТЕРЕСНО

Кобелева Татьяна Валерьевна, учитель информатики и ИКТ МОУ «Лицей №13» г. Петрозаводска Республики Карелия

Эффективное использование бесплатных сервисов Google позволяет создать идеальные условия для обучения в XXI веке. В пакет Google входит электронная почта, календарь, документы и другие инструменты, помогающие эффективно организовать учебный процесс. Образовательные учреждения получают их бесплатно, а благодаря облачной платформе с этими службами можно работать с любого устройства и в любое время. Сервисы google– это хранилище объемом до 30 ГБ для каждого пользователя, надежная защита от спама и гарантия бесперебойной работы на протяжении 99,9% времени. Все данные размещаются на серверах Google. Для учащихся, преподавателей и администраторов использование является бесплатным и не предусматривает показа рекламы.

Я использую сервисы google с 2011 года после того, как познакомилась с ними на курсах повышения квалификации в ГАОУ РК ИПКРО. И так мне понравились эти технологии, что я стала их использовать в своей работе. Конечно, в рамках поурочного планирования невозможно знакомить учащихся только с сервисами google, но, по возможности, я все время обращаю к ним своих учеников. Мы организуем и совместную работу над документом по глобальной теме, и осуществляем интегрированные уроки с физикой, а также дети создают индивидуальные работы (презентации, блоги, старшеклассники заполняют календарь ЕГЭ и консультаций).

Рассмотрим некоторые направления работы с сервисами Google.

Совместная работа с документом: Простота совместной работы – главная отличительная черта документов Google. Всего несколько кликов в Документах Google – и все учащиеся в классе получат доступ к последней версии документа, электронной таблицы или презентации. Каждый может подключаться к работе и вносить правки одновременно с остальными. Отныне можно забыть о неудобной пересылке прикрепленных файлов в электронной почте и трудностях при отслеживании версий документов.

Самой первой работой при знакомстве с Google – презентацией я предлагаю составить анимированную сказку, например, «Колобок». Каждый пользователь в классе создает фрагмент - рисунок в Paint, в соответствии с сюжетом. Обязательным условием является анимация фрагмента рисунка. Это может быть почесывание затылка стариком, «пробежка колобка» по экрану и т.д. В конце урока мы просматриваем полученное шоу. Дети уходят с урока, насмеявшись, довольные и с хорошим настроением. Как правило, на следующий урок ученики сами создают и приносят свои работы по другим сказкам (кто-то работает парами, группами, а кто-то индивидуально).

Конечно, мы составляем совместные презентации по различным  разделам темы, каждая из которых, как правило, заканчивается кроссвордом. Используя «детское» творчество, я, получаю банк готовых кроссвордов, а дети учатся технологии создания кроссворда в среде презентаций.

Дистанционное обучение: Знакомясь с возможностями Google, я, прежде всего, поняла, как с их помощью можно организовать дистанционное обучение. Мною созданы несколько электронных уроков, используя сайтостроение Google. К этим сайтам я обращаю внимание ребят, как во время урока, так и вне его (при подготовке домашнего задания).

С помощью сайтов Google мною разработан курс по теме «Графический редактор» c пошаговой разработкой практических работ для таких редакторов как Gimp и Inscape. Курс рассчитан на учеников 7-8 классов и старшеклассников в рамках курса «Моделирование». Использовать этот курс очень удобно, так как дети могут отсутствовать на уроке по разным причинам – это может быть и болезнь, и прием у врача, и участие в делах школы и класса и т.д., то есть те причины, по которым ребенок от урока не освобождается, значит, урок должен быть отработан. Отрабатывать ученик может как  после уроков, так и дома, отправив результат учителю. Используя, готовый сайт, я с 6 по 31 октября 2014 года проводила для учителей Республики Карелия сетевой 24-часовой мастер - класс «Основы работы в свободно распространяемом графическом редакторе Inscape». Педагоги изучали мои инструкции, выполняли предложенные работы и отправляли мне на проверку по электронной почте. Я следила за выполнением заданий, отвечала на вопросы и давала своевременные комментарии по работам.

В рамках курсов, которые проводил ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» с 21.01.2013г. ​по 28.02.2013г. «Программирование в основной школе «КуМир, Scretch, Pascal ABC, Си++»​ я курировала один из модулей - Pascal ABC​. Благодаря этой работе, разработан сайт с теорией и поэтапной тематической проверкой полученных знаний, сформирован банк задач по программированию. Курс «Программирование на языке Паскаль и Си++» используется теперь мною на уроках и во внеурочной деятельности с часто болеющими детьми. Школьники проходят тестирование, результаты теста приходят на почтовый адрес учителя. Независимо от расстояния школьники и преподаватели могут мгновенно запускать видеочаты прямо из почтового ящика Gmail, задавать вопросы, получать необходимые комментарии, общаться. 

Инструменты для создания веб-сайтов и документов обеспечивают редактирование в режиме реального времени. Учащиеся сами создают сайты – совместные работы. Глобальные темы я разбиваю на менее емкие, определяя основные моменты темы (прописываю план), так, чтобы учащиеся могли раскрыть свои разделы темы, не занимая более двух уроков. Если ребята не успевают раскрыть свою тему, то у них есть возможность доделать работу дома. Детям предоставляется возможность проработать теоретический материал и подготовить доклад по своей тематике, что влечет получение сразу двух оценок, как правило, положительных. Детям нравится такая работа.

Использование Диска не только для хранения, но и для совместного доступа к документу (ознакомление или редактирование) мне показалось очень удобным.

Рисунки могут пригодиться как для дистанционного обучения, так и для проектной деятельности. Также рисунки можно использовать при проверке полученных знаний (например, типы алгоритмов). Есть возможность распечатать индивидуальные листы, а можно создать копии документов и работать каждому в своей копии. По моему - очень интересно.

При помощи форм, можно легко создать опрос и провести анкетирование. Например, о наличии ПК дома и о времени ежесуточной работы за компьютером для исследовательской деятельности.

Сервисы Google могут использоваться как платформа для создания информационно-образовательной среды всего ОУ, где есть пространство и функциональные возможности как для построения единого образовательного пространства в сети Интернет всех структурных подразделений школы, так и для каждого участника образовательного процесса - педагога, обучающегося, родителей учащихся. Использование Google Документов для совместной деятельности, создание сайтов всех структурных подразделений ОУ (административный блок, сайты методических объединений, сайты классных руководителей и педагогов-предметников, сайты учеников как интерактивные рабочие тетради по предметам и сайты-портфолио, сайты общественных объединений - советов, клубов, кружков и т.п., сайты и документы для организации дистанционных форм обучения, сайты-кейсы учебных проектов и др.).

Google - корпоративная, т.е. в первую очередь, безопасная, защищенная среда. Организовать ИОС в рамках ОУ пока ещё очень сложно. ИКТ обучаемость педагогического коллектива идёт тяжело. Возможно, это стереотипы прошлого образования, большие нагрузки, страх нового и неизвестного. А самое главное технические возможно сети (Internet). Хочется верить и надеяться на лучшее.

Используемая литература