ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАРЕЛИИ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «ОЛОНЕЦКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ»

Смирнова Елена Петровна, к.и.н., заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №37» г.Петрозаводска

В последней четверти XVIII века в России зарождается педагогическая журналистика. Первые специализированные педагогические периодические издания появляются в начале XIX века. Однако, в регионах основным источником освещения проблем истории образования и развития педагогической мысли остаются центральные губернские газеты – «губернские ведомости». Целью данной статьи является анализ статей, освещающих вопросы истории образования Олонецкой губернии, опубликованных в газете «Олонецкие губернские ведомости» (далее – ОГВ) в XIX – начале XX веков. Нужно отметить, что в данный период публикаций по истории образования края в издании содержится немного, но они достаточно содержательны и вызывают заслуженный интерес у краеведов и исследователей истории Карелии. Как правило, авторами подобных статей становились учителя, преподаватели учебных заведений Олонецкой губернии, священнослужители.

Одной из первых статей, посвященных истории образования в нашем крае, является «Историческая заметка о духовных и народных училищах Олонецкой губернии», опубликованная в ОГВ в 1860г.[1] Имя автора данной публикации не обозначено, однако по особенностям стиля написания статьи, ее содержанию, можно предположить, что автор либо был священнослужителем, либо был хорошо освещен в вопросах взаимоотношений церкви и светской власти на местах и всецело поддерживал позицию священников в деле устройства училищ в Олонецком крае.

Из данной заметки можно узнать, что организация духовных и народных училищ в Олонецкой губернии началась, как и на территории всей России, в начале XIX века в связи с соответствующими указами Александра I. Автор пишет о больших трудностях, которые испытывали местные власти и церковь при создании училищ: не хватало помещений, педагогических кадров, понимания важности образования со стороны местного населения и другие. По стилю изложения автора статьи понятно, как сложно и противоречиво в данном процессе складывались взаимоотношения светских и церковных властей.

Также в заметке упоминаются исторические личности, причастные к развитию образования в Олонецкой губернии: Новгородский и С.-Петербургский митрополит Амвросий (Подобедов), с именем которого связывают начало создания духовных училищ в крае; директор олонецких училищ, надворный советник А.Е.Крылов, к которому автор статьи относится явно неодобрительно в силу того, что директор нелицеприятно отзывался о священнослужителях в своих докладах к попечителю С.-Петербургского учебного округа графу П.А.Строганову; наконец, священник Остречинского прихода Кирилл Фролов, который пожертвовал свой дом под устройство духовного училища.

В 1877 году была напечатана статья по истории образования Олонецкой губернии под названием «Краткая историческая записка о Петрозаводском духовном училище». [6] Автором этой публикации стал учитель Петрозаводского духовного училища Л.Малиновский. Статья согласно проблемно-хронологическому принципу разделена на три части.

В первой части, «Открытие Петрозаводского духовного училища», автор дает краткую предысторию создания духовных училищ в Олонецком крае. Так, 1 сентября 1809 года, кроме Петрозаводска, приходские училища должны были быть открыты в Вытегре, Повенце и Пудоже, а в Каргополе и Александро-Свирском монастыре – приходское и уездное. Кроме того, в данном разделе сообщается о назначении руководства Петрозаводского училища, принципах набора обучающихся, а также о проблемах, с которыми столкнулся первый ректор образовательного заведения Иосиф Ярославлев. Несмотря на трудности, училище было открыто 19 сентября 1809 года. Примечательно обращение автора статьи к потенциальным читателям, которые могли присутствовать на торжественном открытии заведения, поделиться воспоминаниями об этом событии, поскольку архивных данных по этому вопросу ему обнаружить не удалось.

Во второй части «Краткий взгляд на прошлую жизнь училища и его преобразование» Малиновский говорит о структурных реформах училища с его открытия до 1872г., когда в действие вступил новый устав духовного училища. Автор публикации, как современник, положительно оценивает те изменения, которые произошли в образовательном заведении с этого времени. Он отмечает, что более тщательным стал подбор управленческих и педагогических кадров училища, что не замедлило сказаться на позитивных результатах его работы, которые были отмечены в процессе трех ревизий (1868г., 1872г. и 1875г.). Помимо этого, в данном разделе статьи автор останавливается на вопросах учебного плана училища, особенностях финансового содержания учащихся, а также истории зданий, в которых располагалось училище.

В третьей части «Лица управления и учителя» содержатся сведения о работниках училища: фамилии всех ректоров, инспекторов, а также учителей, которые достаточно долго прослужили в учебном заведении. Частично автор приводит данные о духовном сане того или иного лица, а также прежнее или последующее (после училища) место работы. Судя по значимости должностей, которые упоминаются в тексте публикации (например, «инспектор Олонецкой семинарии», «настоятель Арзамасского монастыря», «бывший смотритель Повенецкого приходского духовного училища» и другие), несомненно, в ней подчеркивается профессионализм руководителей и педагогов училища.

В 1889 году в четырех номерах газеты ОГВ была опубликована «Историческая записка о заведении и состоянии народных училищ в Олонецкой губернии». [5] Автором статьи является Платон Антонович Лопатинский – учитель исторических наук и рисования Петрозаводского главного народного училища. По имеющимся в преамбуле данным составлена эта записка была в 1808 году и содержит сведения по истории образования Олонецкой губернии конца XVIII – начала XIX веков. П.А.Лопатинский очень подробно описывает историю создания народных училищ в Олонецком крае, начиная с открытия первого такого учебного заведения в Петрозаводске в 1785 году до 1807г., когда он оставил должность учителя. Все сведения, содержащиеся в заметке, автор старается подтвердить архивными или доступными ему документами, а также собственными данными как современника и одного их преподавателей училища в Петрозаводске. В публикации содержится большое количество статистических сведений (например, о количестве учащихся в разных учебных заведениях в разные периоды, о количестве мальчиков и девочек и др.), фамилий служащих системы образования и учителей, названий организованных уездных и приходских народных училищ.

Еще одна «Историческая заметка о духовных училищах Олонецкой губернии» была опубликована в ОГВ в 1889г. [4] Эта публикация отличается достаточной объективностью представляемого материала, отсутствием резких оценочных суждений К.И. Казанского в отношении освещенных им в статье вопросов, стремлением автора использовать документы, подтверждающие его тезисы. Основная часть статьи посвящена вопросам создания духовных уездных и приходских училищ, проблемам с их комплектованием учащимися из детей священников и учительскими кадрами. Также в публикации содержатся важные сведения личного характера о ректорах уездных училищ и смотрителях приходских училищ.

В 1895 году в газете ОГВ появляется публикация «К истории женского образования в Олонецкой губернии». [2] Данная заметка была подготовлена ко дню празднования 25-летнего юбилея создания женской гимназии в городе Петрозаводске. В статье содержится краткая справка о развитии женского образования в России и Олонецкой губернии. Так, говорится о том, что в Карелии до 1861 года, когда было открыто первое женское училище в Петрозаводске, образование девочек было либо домашним, либо в частных школах и не имело никакой системы. 10 декабря 1870г. училище было переименовано в гимназию с семилетним сроком обучения. В статье содержатся сведения о дне открытия гимназии в присутствии попечительницы гимназии Е.В.Григорьевой и директора училища В.Н.Елецкого.

В 1895г. в газете ОГВ появляется публикация «К истории народного образования в Олонецкой губернии», в которой практически полностью перепечатывается текст аналогичной статьи 1860г. [3] Автор заметки считает публикацию 186 0г. достаточно интересной и приводит ее в качестве примера начала развития системы образования в Олонецкой губернии для того, чтобы наглядно доказать, что примерно за 100 лет образование в нашем крае сделало большой шаг в своем развитии.

Таким образом, обобщая материалы по истории образования в Олонецкой губернии, содержащиеся в газете «Олонецкие губернские ведомости», можно отметить, что данные публикации являются важнейшим источником по изучению истории развития системы учреждений образования, выявлению роли исторических личностей, причастных к данному процессу в нашем крае, отношению различных слоев населения к обучению, проблем взаимоотношения церкви и местных властей в вопросах устройства училищ. Не менее ценной является информация об авторах заметок, посвященных изучению истории образования в Олонецком крае. На ее основе можно составить социальный портрет историка образования в Олонецкой губернии: это, как правило, образованный, владеющий хорошим стилем написания, имеющий свою точку зрения по различным вопросам образовательной политики человек, понимающий важность системы образования для развития страны.

Источники

  1. Историческая заметка о духовных и народных училищах Олонецкой губернии.// Олонецкие губернские ведомости. – 1860. - №46. – С. 2-4.
  2. К истории женского образования в Олонецкой губернии.// Олонецкие губернские ведомости. – 1895. - №96. – С. 7-8.
  3. К истории народного образования в Олонецкой губернии.// Олонецкие губернские ведомости. – 1895. - №97. – С.9-10.
  4. Казанский К.И. Историческая заметка о духовных училищах Олонецкой губернии.// Олонецкие губернские ведомости. – 1889. - №96. – С. 7-9.
  5. Лопатинский П.А. Историческая записка о заведении и состоянии народных училищ в Олонецкой губернии.// Олонецкие губернские ведомости. – 1889. - № 91. – С. 8-9; №92. – С.8-9; №93. – С.8-10; №94. – С.6-9.
  6. Малиновский Л. Краткая историческая записка о Петрозаводском духовном училище.// Олонецкие губернские ведомости. – 1877. - №3. – С.8-10.