РУБРИКА: Этнокультурное образование
Решетина А.А., заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МДОУ «Детский сад №20» г.Петрозаводск Сегодня перспективы развития образовательной системы в нашей стране рассматриваются в контексте диалектики приобщения к мировым, российским и национально-региональным ценностям культуры. В России создаются условия, которые призваны обеспечить конституционные права и свободы граждан в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. Этнокультурная проблематика сложна и многосоставна, многие ее понятия не имеют единого понимания, несмотря на активно развивающие и разрабатываемые этнические проблемы. На сегодняшний день существуют различные трактовки определения «этнокультурное образование». Согласно определению, данным А.Б.Афанасьевой, этнокультурное образование –это целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс становления и воспитания личности на традициях этноса….[ ]. В этом контексте в более широком смысле мы понимаем, что этнокультурное образование – это одно из направлений образования, которое должно реализоваться и реализуется в процессе социализации личности, в том числе и в процессе получения образования на различных ступенях обучения в образовательных учреждениях, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности посредством приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей гражданской (всероссийской) и мировой культуры. Действительно, этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у подрастающего поколения этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у воспитанников понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа. Немаловажен тот факт, что в реализации этнокультурного образования существуют некоторые трудности, с которыми можно сталкнутся в рамках организации этнокультурного образования. Трудности этнокультурного образования на уровне образовательных организаций заключаются в следующем: Это далеко не окончательный список трудностей, он может претерпевать различные изменения как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В рамках данной статьи позволим подробнее остановимся на организации непрерывного этнокультурного образования на основе системности, преемственности между ступенями образования. Реализация этнокультурного образования достигается через созданную народом социокультурную сферу. К ней относятся семья, дошкольные учреждения, общеобразовательные заведения, национальные центры, журналы, газеты, художественная и научная литература, административные учреждения и др. Вопросы непрерывности этнокультурного образования в большей степени касаются образовательных учреждений, начиная от семьи и заканчивая профессиональным образованием. В рамках этнокультурного образования взаимодействие ДОУ и ОУ направлено на сотрудничество, сотворчество в создании единого непрерывного образовательного пространства. Мы прекрасно понимаем, что необходимость и актуальность этнокультурного образования мотивирует образовательные учреждения объединяться, творить и создавать такое пространство, которое способствовало созданию образовательных сред, проектов и других форм взаимодействия. Проблемы актуальности этнокультурного образования, представленные ниже не являются исчерпывающими, но затрагивающие интересы всех участников процесса. Для решения этих задач необходимо определиться с кругом задач по взаимодействию дошкольных и общеобразовательных учреждений в рамках этнокультурного образования. v обеспечение системы непрерывного образования с этнокультурной направленностью (единого образовательного пространства) посредством интеграции образовательного пространства ДОУ и МОУ на всех уровнях (методический, учебный, воспитательный уровни, реализация сотрудничества и сотворчества); v выявление и реализация условий эффективного сотрудничества ДОУ и ОУ в рамках этнокультурного образования; v включение воспитанников ДОУ в образовательное пространство ОУ с целью успешной адаптации дошкольников к продолжению школьного обучения; мотивация дошкольников (их родителей) ДОУ с этнокультурным компонентом к дальнейшему изучению родного языка и культуры; v расширение ресурсного образовательного потенциала образовательных учреждений посредством освоения новых внешних ресурсов (родители, бизнесструктуры, образовательные и общественные организации и др.); v повышение качества системы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций посредством обеспечения непрерывного сотворчества;. В рамках данных задач нами определены следующие направления взаимодействия ОУ При организации взаимодействия образовательных учреждений с этнокультурной направленностью следует предусмотреть: – разработку сопряженных учебных планов и программ с обеспечением их разноуровневости и вариативности в условиях преемственности; – содержание образовательных программ должны быть наполнено региональным компонентом, взаимодополняющими элементами образовательных сред ОУ; – организация образовательного процесса должна осуществляться педагогами с этнокультурной и этнопедагогической ориентированностью, заинтересованности в решении общих задач; – создание единого этнокультурного образовательного пространства (учебного, культурно-просветительского, методического). С недавнего времени примером такого взаимодействия становятся муниципальные учреждения Петрозаводского городского округа. Это три дошкольных учреждения и одно общеобразовательное учреждение, которые в инновационном режиме стали создавать единое образовательное пространство в рамках этнокультурного образования, это МОУ «Финно-угорская школа», МДОУ «Детский сад №20», МДОУ «Детский сад №56», МДОУ «Детский сад №107», которые в инновационном режиме организуют взаимодействие по созданию единого образовательного пространства. Для этого разрабатывается программа создания единого непрерывного этнокультурного образовательного пространства в рамках деятельности ОУ и ДОУ: планируются совместные мероприятия по обмену опытом педагогических работников организаций, совместные мероприятия для обучающихся и воспитанников, совместные мероприятия с родителями, воспитанниками, педагогами организаций, взаимодействие с организациями социума. Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости и значимости этнокультурного образования как части непрерывного образования, при этом переход к данной системе носит длительный характер, для чего необходимо создать определенные условия, которые попытаются создать данные учреждения. Перед данными учреждениями стоит важная миссия удовлетворения потребностей граждан в сохранении своей этнической идентичности, углубленном изучении родного языка. При этом деятельность организаций с этнокультурным компонентом способны реализовать государственный заказ в государственный, общенациональный и региональный социокультурный контекст, который является стержнем современной системы образования. Взаимодействие дошкольных и общеобразовательных учреждений в сфере этнокультурного образования