РУБРИКА: Этнокультурное образование


Взаимодействие дошкольных и общеобразовательных учреждений в сфере этнокультурного образования

Решетина А.А., заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МДОУ «Детский сад №20» г.Петрозаводск

Сегодня перспективы развития образовательной системы в нашей стране рассматриваются в контексте диалектики приобщения к мировым, российским и национально-региональным ценностям культуры.

В России создаются условия, которые призваны обеспечить конституционные права и свободы граждан в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

Этнокультурная проблематика сложна и многосоставна, многие ее понятия не имеют единого понимания, несмотря на активно развивающие и разрабатываемые этнические проблемы.

На сегодняшний день существуют различные трактовки определения «этнокультурное образование». Согласно определению, данным А.Б.Афанасьевой, этнокультурное образование –это целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс становления и воспитания личности на традициях этноса….[ ]. В этом контексте в более широком смысле мы понимаем, что этнокультурное образование – это одно из направлений образования, которое должно реализоваться и реализуется в процессе социализации личности, в том числе и в процессе получения образования на различных ступенях обучения в образовательных учреждениях, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности посредством приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей гражданской (всероссийской) и мировой культуры.

Действительно, этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у подрастающего поколения этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у воспитанников понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа.

Немаловажен тот факт, что в реализации этнокультурного образования существуют некоторые трудности, с которыми можно сталкнутся в рамках организации этнокультурного образования.

Трудности этнокультурного образования на уровне образовательных организаций заключаются в следующем:

  • действующая система образовательных организаций с этнокультурным компонентом охватывает малую их часть;
  • организация образовательного процесса в рамках этнокультурного образования: содержание, уровень и объем программ, которые дают права на открытие соответствующего образовательного учреждения, группы, класса;
  • выбор количественных и качественных оценок уровня этнокультурного образования в образовательных организации в соответствии с заявленными целям и задачам;
  • организация непрерывного этнокультурного образования на основе системности, преемственности между ступенями образования;
  • система подготовки педагогических кадров, работающих в области этнокультурного образования.

Это далеко не окончательный список трудностей, он может претерпевать различные изменения как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

В рамках данной статьи позволим подробнее остановимся на организации непрерывного этнокультурного образования на основе системности, преемственности между ступенями образования.

Реализация этнокультурного образования достигается через созданную народом социокультурную сферу. К ней относятся семья, дошкольные учреждения, общеобразовательные заведения, национальные центры, журналы, газеты, художественная и научная литература, административные учреждения и др. Вопросы непрерывности этнокультурного образования в большей степени касаются образовательных учреждений, начиная от семьи и заканчивая профессиональным образованием. В рамках этнокультурного образования взаимодействие ДОУ и ОУ направлено на сотрудничество, сотворчество в создании единого непрерывного образовательного пространства.

Мы прекрасно понимаем, что необходимость и актуальность этнокультурного образования мотивирует образовательные учреждения объединяться, творить и создавать такое пространство, которое способствовало созданию образовательных сред, проектов и других форм взаимодействия.

Проблемы актуальности этнокультурного образования, представленные ниже не являются исчерпывающими, но затрагивающие интересы всех участников процесса.

  • неоднозначность понимания этнокультурного образования;
  • недостаточность сетевого взаимодействия в вопросах организации этнокультурного образования;
  • неготовность семьи и образовательных учреждений к преемственности языкового образования, к сотворчеству, взаимодействию;
  • неподготовленность социума к вопросам взаимодействию (только разовые мероприятия).

Для решения этих задач необходимо определиться с кругом задач по взаимодействию дошкольных и общеобразовательных учреждений в рамках этнокультурного образования.

v    обеспечение системы непрерывного образования с этнокультурной направленностью (единого образовательного пространства) посредством интеграции образовательного пространства ДОУ и МОУ на всех уровнях (методический, учебный, воспитательный уровни, реализация сотрудничества и сотворчества);

v    выявление и реализация условий эффективного сотрудничества ДОУ и ОУ в рамках этнокультурного образования;

v    включение воспитанников ДОУ в образовательное пространство ОУ с целью успешной адаптации дошкольников к продолжению школьного обучения; мотивация дошкольников (их родителей) ДОУ с этнокультурным компонентом к дальнейшему изучению родного языка и культуры;

v    расширение ресурсного образовательного потенциала образовательных учреждений посредством освоения новых внешних ресурсов (родители, бизнесструктуры, образовательные и общественные организации и др.);

v    повышение качества системы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций посредством обеспечения непрерывного сотворчества;.

В рамках данных задач нами определены следующие направления взаимодействия ОУ

  • обновление содержания этнокультурного образования на и ОУ (сравнение, сопоставление, пересмотр);
  • непрерывное изучение языка – образование всех субъектов через использование ресурсов национального языка (ДОУ и ОУ);
  • непрерывное погружение в культуру – образование всех субъектов через использование ресурсов Родной литературы, библиотек, специалистов-филологов, музеи (ДОУ и ОУ);
  • воспитание через традиционные мероприятия ДОУ и ОУ;
  • система повышения квалификации педагогических работников в рамках сетевого взаимодействия организаций;
  • просвещение родителей в вопросах этнокультурного образования;
  • преемственность на уровне «ДОУ – начальная школа».

При организации взаимодействия образовательных учреждений с этнокультурной направленностью следует предусмотреть:

– разработку сопряженных учебных планов и программ с обеспечением их разноуровневости и вариативности в условиях преемственности;

– содержание образовательных программ должны быть наполнено региональным компонентом, взаимодополняющими элементами образовательных сред ОУ;

– организация образовательного процесса должна осуществляться педагогами с этнокультурной и этнопедагогической ориентированностью, заинтересованности в решении общих задач;

– создание единого этнокультурного образовательного пространства (учебного, культурно-просветительского, методического).

С недавнего времени примером такого взаимодействия становятся муниципальные учреждения Петрозаводского городского округа. Это три дошкольных учреждения и одно общеобразовательное учреждение, которые в инновационном режиме стали создавать единое образовательное пространство в рамках этнокультурного образования, это МОУ «Финно-угорская школа», МДОУ «Детский сад №20», МДОУ «Детский сад №56», МДОУ «Детский сад №107», которые в инновационном режиме организуют взаимодействие по созданию единого образовательного пространства. Для этого разрабатывается программа создания единого непрерывного этнокультурного образовательного пространства в рамках деятельности ОУ и ДОУ: планируются совместные мероприятия по обмену опытом педагогических работников организаций, совместные мероприятия для обучающихся и воспитанников, совместные мероприятия с родителями, воспитанниками, педагогами организаций, взаимодействие с организациями социума.

Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости и значимости этнокультурного образования как части непрерывного образования, при этом переход к данной системе носит длительный характер, для чего необходимо создать определенные условия, которые попытаются создать данные учреждения. Перед данными учреждениями стоит важная миссия удовлетворения потребностей граждан в сохранении своей этнической идентичности, углубленном изучении родного языка. При этом деятельность организаций с этнокультурным компонентом способны реализовать государственный заказ в государственный, общенациональный и региональный социокультурный контекст, который является стержнем современной системы образования.