Взгляд на современного сельского педагога со стороны всех участников образовательного процесса

Корниенко Ольга Юрьевна, МОУ «Райваттальская СОШ»

Сегодня в российских школах преподают более 1 миллиона человек. Но по-прежнему у неё  женское лицо: более 80% всех учителей - представительницы слабого пола.  Примерно 1/6 часть из педагогов – пенсионного возраста. Несмотря на изменения, которые сейчас протекают в области образования, учительская профессия остаётся малопопулярной и практически непрестижной. А вот требования к образованию меняются, меняются и учителя. Какой он: современный педагог?

На вопрос, заданный коллегам: «что для вас школа?», увидела следующие результаты: дом – 70 %, образ жизни – 100%, реализация своих потребностей и возможностей – 30%, праздник – 10 %, радость от встреч и общения с коллегами и учениками – 100%, вдохновение – 50%, осуществление мечты – 10%. Что ещё раз доказывает любовь учителя к своей профессии, несмотря на все современные трудности.

Наше образование сейчас предполагает внедрение новых форм работы с обучающимися, родителями, предусматривает новые роли для участников процесса. На память приходят слова К. Д. Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». В современной школе происходит кардинальная перестройка организационной и методической деятельности. Меняется и деятельность педагога. Роль учителя – консультант, а ученик – исследователь.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю.

Каким же видят современного педагога ученики? Корхонен А.: «Идеальный педагог должен находить общий язык с каждым учеником, но при этом оставлять неизменную дистанцию между учителем и обучающимися… Современный учитель должен быть мобильным, уметь хорошо ориентироваться в жизни, ведь педагог учит нас не только предмету, но и умению вести себя в любых жизненных ситуациях… Обладать такими качествами, как доброта, душевность, умение учить, любовь к детям и саморазвитие, остаются незыблемыми и вечными для учителя».

Из интервью с будущими выпускниками: «Современный учитель должен идти в ногу со временем, понимать нас, не навязывать свою точку зрения, проводить уроки так, чтоб нам было интересно, хотелось бы, чтобы учителя были нам помощниками, давали советы …»

На мой взгляд, школа – это пирамида, которая опирается на учителя, ученика и родителей. Последние являются одними из важных участников образовательного процесса. Они – заказчики. И в зависимости от фокуса их заказа ученик получает то или иное направление влияния. Современные родители хотят, чтобы ребёнок был здоров и занимался спортом, был патриотом, культурным и в будущем нашёл своё место на рынке труда.

Отсюда задачи школы: организовать спортивные секции и мероприятия, желательно, чтобы дети могли их посещать вместе с родителями. Другая задача – профориентация, поэтому мы проводим профориентационные встречи, организуем экскурсии детей на рабочие места людей, готовых предоставить такую возможность. В целях формирования патриотических чувств организованы социально-значимые проекты. Привлечь родителей к участию в этих проектах – задача педагога. А что же думают сами родители о современных учителях? Из интервью родителей: «Современный учитель должен быть хорошим психологом, другом детям и родителям, морально поддерживать своих учеников, иметь к каждому индивидуальный подход и любить свою профессию».

Сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Особенно остро этот вопрос встаёт в сельских школах, где нет детских садов, дети приходят не готовыми к обучению. Поэтому современная сельская школа вынуждена открывать группы временного пребывания детей и для их подготовки к школе. Современный учитель сельской школы сейчас является и воспитателем, и педагогом дополнительного образования, и тьютором, и логопедом, и психологом.

Вдвойне возрастает роль учителя в развитии ученика и подготовке его к жизни в условиях сельской школы, где велико негативное влияние внешних факторов.

Моя педагогическая концепция, как современного учителя, основывается на сознательно-коммуникативном методе обучения, где я учитываю особенности детей, их индивидуальность, интеллектуальное развитие. Моя позиция: научить каждого, а не работать только на сильного ученика. Для этого я использую различные технологии. Для меня ученик – это главная фигура в обучении, который сам добывает себе знания в деятельности. Чтобы добиться хороших результатов, широко применяю в учебном процессе интерактивные, информационные технологии, проблемное обучение. Использую разные приёмы и методы обучения. В последнее время работаю над внедрением современных образовательных технологий: технологии критического мышления и проблемно-диалогического обучения.

Чтобы наблюдать за результатами своей деятельности, провожу мониторинги. Большим подспорьем для учителя является общение в сетевых педагогических сообществах. Участие на форумах, обучение на дистанционных курсах повышает квалификацию учителя, расширяет его кругозор и образовательное пространство. Это общение даёт для учителя возможность не только пользоваться, но и делиться с коллегами своими методическими и дидактическими находками.

Готовность к переменам, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности, которыми должен обладать современный педагог.

Литература

  1. Е.Л. Рачевский: современные родители к сотрудничеству со школой готовы [Электронный ресурс] - http://ria.ru/edu_analysis/20111017/462266302.html#ixzz2wyFEE3OF