Летняя школа педагогов: объединяем усилия и интегрируем ресурсы для развития сельской школы Карелии

5-7 июня на базе Шокшинской средней школы Прионежского района состоялась Летняя школа (ЛШ) педагогов сельских школ Республики Карелия по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Вариативность организации обучения в сельской малочисленной школе».

27 участников этого события –  руководители и учителя из восьми малочисленных школ Беломорского, Калевальского, Медвежьегорского, Олонецкого, Прионежского, Сегежского, Сортавальского муниципальных районов и преподаватели Петрозаводского университета.

Организация и проведение Летней школы межведомственного уровня и межмуниципального масштаба – это результат объединения усилий и интеграции ресурсов нескольких образовательных организаций.

Петрозаводский государственный университет (лаборатория теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии) отвечал за содержание программы дополнительного профессионального образования и непосредственную организацию мероприятий ЛШ в рамках проекта РГНФ «Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе (на примере образовательных организаций Республики Карелия)». Организаторами и преподавателями школы стали сотрудники лаборатория ТиПР СШ, кандидаты наук, доценты кафедры ТиМНО ИПП: З.Б. Ефлова (зав. лабораторией), Е.С. Казько, С.И. Смирнова, Г.Г. Столяров.

В качестве преподавателей и тьюторов ЛШ выступили Т.И. Танцева – председатель Ассоциации сельских школ РК, а также С.В. Воробьёва и И.Н. Рябова – педагоги Пушнинской средней школы Беломорского района.

Карельский институт развития образования (и.о. директора О.Ю. Дьячкова) обеспечил организационно-методическое и организационно-материальное сопровождение ЛШ в рамках проекта «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях», поддержанного Министерством образования и науки РФ. Основную группу слушателей составили представители сельских образовательных организаций – участниц этого проекта.

Шокшинская средняя школа (директор Н.Н. Коренькова) взяла на себя ответственность за решение множества вопросов жизнеобеспечения и успешно справилась с обязанностями гостеприимства, вложив в общее дело свои ресурсы и помощь партнёров-спонсоров школы.

Повышение квалификации в формате Летней школы позволило сделать его неформальным, интерактивным, сочетающим разные формы (лекции, дискуссии, организационно-деятельностные игры, консультации, работа в командах и группах и др.), придать обучению жизнерадостный тон, задать нужную динамику, наконец, достичь желаемой цели – погрузить педагогов в инновации, потенциальные для развития карельских школ в сельской (негородской) местности. ЛШ включила слушателей в различные варианты совмещённого/совместного обучения в классе-комплекте, в технологии РВГ и КСО, в не классно-урочную систему обучения в малочисленной малокомплектной школе; познакомила с актуальными моделями сельских образовательных организаций.

Три дня интенсивной совместной деятельности были оценены участниками как полезные и интересные, а проверкой эффективности Летней школы станут положительные изменения, на которые она ориентировала сельских педагогов-практиков. Все участники события высказались за продолжение работы в этом формате.

З.Б. Ефлова, заведующая лабораторией ТиПР СШ ИПП ПетрГУ; руководитель команды преподавателей Летней школы.