13.02.17 10-11 февраля Петрозаводский государственный университет принимал V республиканский День сельской школы Республики Карелия

Категория: Новости ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

10-11 февраля Петрозаводский государственный университет принимал V республиканский День сельской школы Республики Карелия. Особенностью научно-практического педагогического форума 2017 года стало повышение его общественного статуса: мероприятие проводилось в рамках Всероссийского научно-практического конгресса «Комплексное социально-экономическое развитие сельских территорий и малых поселений – основа национальной безопасности России» – «СЕЛО-РФ» и Плана (комплекса мероприятий) по поддержке образовательных организаций, расположенных в сельской местности, в том числе малокомплектных, на период до 2020 года. V республиканский День сельской школы вошёл в план мероприятий Правительства Республики Карелия.

Другой отличительной чертой V республиканского Дня сельской школы РК является усиление его общественно-государственной направленности и межведомственного взаимодействия. Инициаторами проведения традиционно выступили лаборатория теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии ПетрГУ (зав. лабораторией ТиПР СШ З.Б. Ефлова) и Ассоциация сельских малочисленных Малокомплектных школ Республики Карелия (председатель Совета Ассоциации СММкШ РК Т.И. Танцева). Организационно-содержательную поддержку мероприятию также традиционно оказали Министерство образования Республики Карелия, Карельский институт развития образования. Круг участников нынешнего форума существенно расширился. Непосредственное участие приняли не только руководители и педагоги сельских (негородских) образовательных организаций РК, преподаватели и студенты ПетрГУ – основная адресная группа, но и представители законодательной и исполнительной власти республиканского и муниципального уровней, общественных организаций, Петрозаводского педагогического колледжа.

Опосредованным участником мероприятия стал круглый стол «Проблемы развития малокомплектных сельских школ и пути их решения», состоявшийся в Общественной палате РФ в Москве 9 февраля в поддержку карельского форума. Модератором обсуждения в столице был А.И. Русаков, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования, ректор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Трансляцию круглого стола можно посмотреть по ссылке: https://oprf.ru/press/conference/2523.

В событиях трёх содержательных дней приняли участие: в Карелии – более 130, в Москве – около 40 человек.

Открывая форум в Петрозаводске, Т.В. Васильева, первый заместитель министра образования РК определила его значение как события, в рамках которого решается и/или обозначается комплекс задач, определяющих состояние и перспективы современного образования в сельских (негородских) территориях Республики Карелия.

В приветственном выступлении В.С. Сюнёва, проректора ПетрГУ по научно-исследовательской работе, были обозначены актуальные направления научных исследований, необходимых, прежде всего, для развития образования как фактора благополучия села и для подготовки сельских педагогических кадров: изучение личности сельского ребёнка, разработка современных технологий образования в сельской школе, изучение самого сельского педагога. Н.А. Бурдюгова, к.п.н., директор института педагогики и психологии ПетрГУ – ведущая первой части форума в своих выступлениях-связках знакомила с ресурсами университета как социально ответственного партнёра, работающего на региональные запросы в новых образовательных технологиях, в педагогических кадрах для сельских образовательных организаций и сельского сообщества.

Одной из задач республиканского Дня сельской школы является просвещение, обеспечение сельских педагогов насущной злободневной научно-практической информацией. «Слово науке» – первый раздел форума, в котором с докладами выступили ведущие учёные региона: П.В. Дружинин, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН по теме «Социально-экономическое состояние Республики Карелии: контекст развития малых поселений» и Т.В. Сачук, доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики и финансов Карельского филиала РАНХиГС по теме «Актуализация социокультурных ресурсов территории». С разворачивающимся в стране и в республике Российским движением школьников как возможностью обогащения образовательных ресурсов сельской школы познакомила С.А. Бачой, председатель Карельского отделения РДШ, депутат Законодательного Собрания РК.

Эпицентром первого дня карельского форума стал Межведомственный тематический круглый стол «Обеспечение доступного качественного образования как ресурс развития сельской территории» с участием специалистов Петрозаводского государственного университета, Министерства образования РК, Министерства культуры РК, Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства РК, Комитета по образованию, культуре и делам молодежи ЗС РК, Рескома КРО профсоюза работников образования и науки, Карельского института развития образования, Центра оценки качества образования РК.

Т.В. Васильева – ведущая круглого стола с помощью представителей названных учреждений и самих сельских образовательных организаций сумела поднять вопрос о качестве образования в сельских школах на новый качественный уровень. Речь шла об иной ёмкости и о многоаспектности оценки качества образования, о необходимости объединения усилий и ресурсов разных ведомств, социальных институтов территории и сельского сообщества в достижении качественного образования.

Стратегии и тенденции государственной политики в отношении образования в условиях сельской местности, проблемы других регионов и примеры их решения прозвучали в выступлениях-отчётах И.Л. Богдановой, директора Крошнозерской начальной школы-сада Пряжинского района и Н.Н. Кореньковой, директора Шокшинской средней школы Прионежского района – делегатов III-го Всероссийского съезда сельских учителей «Учитель сельской школы в векторе развития России», а также Е.Н. Митрофановой, учителя основной школы деревни Рауталахти Питкярантского района – участника Всероссийской встречи тружеников социальной сферы села с В.И. Матвиенко, председателем Совета Федерации.

Еще одна задача Дня сельской школы – это презентация и популяризация положительного опыта сельских педагогов. Панорама практик сельских образовательных организаций «Предложение коллегам: успешный опыт» представила наработки следующих сельских образовательных организаций: Пушнинской средней школы и Сосновецкой средней школы Беломорского района, Мийнальской средней школы Лахденпохского района, основной школы д. Рауталахти Питкярантского района, Ладвинской средней школы, средних школ пос. Мелиоративный и пос. Чална-1 Прионежского района, Святозерской основной школы и Улялегской основной школы Пряжинского района, Калаамской основной школы Сортавальского округа.

С итогами IV-го межрегионального конкурса педагогических работ «Современная сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами: опознанный педагогический объект» участников форума познакомили С.И. Смирнова к.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и методики начального образования, сотрудник лаборатории ТиПР СШ ИПП ПетрГУ, председатель жюри конкурса и Т.Ю. Паевская, сопредседатель жюри конкурса.

Второй день научно-педагогического форума прошёл в Матросском поселении Пряжинского национального муниципального района, где в местной школе участников встречали Т.П. Сеппянен – заместитель главы Администрации Пряжинского национального муниципального района, Г.В. Иванова – глава администрации Матросского сельского поселения, С.И. Марачук – директор Матросской основной школы, педагоги, школьники, жители посёлка. Школа-детский сад, ФАП, библиотека, местная администрация в Матросах располагаются в одном здании, т.е. «под одной крышей» они объединены формально, но главное, неформально (!) – совместной работой на образование, культуру, здравоохранение… полноценную жизнь посёлка. В программе, подготовленной хозяевами, состоялись рассказ с иллюстрациями – выступлениями детей и педагогов, экскурсия по зданию и социальным объектам территории.

Опыт сотрудничества в области образования в Прионежском муниципальном районе представила   Л.А. Пархомук, начальник отдела образования и социального развития Администрации района. Е.В. Зайцева, директор Заозерской средней школы Прионежского района рассказала об объединении разных социальных партнёров и роли школы в обеспечении инклюзивного образования и индивидуального сопровождения обучающихся сельской школы.

В следующем фрагменте «Слово науки» прозвучал доклад «Индивидуализация образования в условиях сельской образовательной организации» Е.С. Казько, к.п.н., доцента кафедры теории и методики начального образования, сотрудника лаборатории ТиПР СШ института педагогики и психологии ПетрГУ. Эта проблема – индивидуализации обучения и воспитания как пути достижения качества образования стала теоретическим заделом для дальнейшей практической работы сельских педагогов.

Важнейшим элементом мероприятия такого формата является разработка Предложений и рекомендаций. Эту работу организовала Т.И. Танцева, председатель Совета Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школы РК. Необходимо отметить, что в рамках форума состоялось онлайн-включение – деловая встреча организационного комитета V республиканского Дня сельской школы РК и дирекции Всероссийского научно-практического конгресса «СЕЛО-РФ» (руководитель дирекции Вохмяков А.С.), где произошёл обмен информацией о ходе и содержании мероприятий, и конечно о вопросах, проблемах и предложениях состоявшихся событий. Было принято решение о подготовке совместного документа – пакета предложений и рекомендаций, направленных на решение проблем и развитие образования в сельской местности РФ и РК. В настоящее время началась работа по подготовке этих материалов.

Медиацентр ПетрГУ готовит фильм о V республиканском Дне сельской школы Республики Карелия, который представит опыт республики на региональном и федеральном уровнях.