Конгресс учителей общественных дисциплин регионов СЗФО РФ

Конгресс учителей общественных дисциплин регионов СЗФО РФ

26 марта 2016г. в Санкт-Петербурге проходил конгресс учителей общественных дисциплин регионов СЗФО РФ «Потенциал общественных дисциплин: новые результаты». Мероприятие привлекло около 260 руководителей и заместителей руководителей школ, преподавателей, представителей федеральной и местной исполнительной власти из 10 регионов России, а также Эстонии. В состав делегации Карелии вошли 20 человек: педагоги, преподаватели ВУЗов. Форум был традиционно посвящен обсуждению текущего положения и перспектив в преподавании общественных дисциплин. В частности, участники конгресса сфокусировались на таких вопросах, как социальные требования к системе образования, потенциал предметной области «Общественные дисциплины» в сопоставлении с общественным заказом, а также инновационное управление образованием, направленное на выполнение этого заказа.

Конгресс открылся пленарным заседанием, на котором перед собравшимися выступили директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников, главный советник аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Елена Гридасова, заместитель директора департамента госполитики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Алексей Благинин, председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов и министр образования Республики Карелия Александр Морозов. Модератором сессии стал член-корреспондент РАО и научный руководитель центра довузовских программ  НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Олег Лебедев. Содержательным и интересным был доклад доктора философских наук, профессора департамента политической науки факультета социальных наук НИУ ВШЭ – Москва Ольги Юрьевны Малиновой «Актуальность прошлого: история, память и политика идентичности».

Затем работа была продолжена в пяти проблемных и пяти предметных секциях. На проблемных секциях прозвучали доклады Дины Васильевны Канашевич, учителя истории и обществознания Эссойльской школы (секция «Культурно-образовательные Практики в изучении общественных дисциплин») и Ивана Владимировича Савицкого, кандидата исторических наук, доцента Петрозаводского государственного университета (секция «Успешный учитель общественных дисциплин. Кто это?») Что касается предметных секций, то большая часть представителей нашей республики участвовали в работе секции «история», причём участвовали весьма активно, задавая не самые лёгкие вопросы представителям вузовского образования. Одним из модераторов секции «Социология» стала представительница РК кандидат политических наук из Петрозаводского государственного университета Мария Александровна Питухина.

В целом следует отметить высокий уровень организации работы Конгресса. Относительно содержания работы, то, на мой взгляд, далеко не все трудные вопросы, связанные с преподаванием общественных дисциплин, нашли своё отражение в работе Конгресса. По итогам будет опубликован сборник статей, в число авторов которого вошли и 9 представителей нашей республики (трое из них выступили на Конгрессе, шестеро получили возможность опубликовать свои материалы, представленные на участие в работе секций). Самым важным итогом конгресса является то, что его участники получили возможность ознакомиться с опытом коллег из разных регионов Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации.

От Карельского института развития образования в работе конгресса приняли участие методист по истории отдела ОГО Ирина Николаевна Гагарина и старший научный сотрудник того же отдела Василий Григорьевич Кондратьев. Доклад В.Г. Кондратьева принят к публикации.