Роль музеев в патриотическом и гражданском воспитании
Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество образовательных учреждений и музеев становится характерной чертой нашего времени. Музейная педагогика становится всё более привычной в практике воспитания.
Средствами музейной педагогики можно добиться значительного воспитательного эффекта. Разрабатываются музейно-образовательные программы, всё более широким становится применение интерактивных форм в работе государственных музеев с детской аудиторией.
В государственных музеях создаются и специальные структурные подразделения. Опыт работы Детского музейного центра Музея «Кижи» известен в России. Активно работают со школьниками и другие музеи Карелии. Широкое распространение получили интерактивные методики работы со школьниками. Делаются первые шаги по вовлечению в музейное пространство детей и подростков с ограниченными возможностями.
Школьный музей, в силу своей специфики, наиболее приближен к ребёнку. И там, где школьный музей активно работает не замедляет сказаться и воспитательный эффект этой работы. В настоящее вемя в республике более 100 музеев образовательных учреждений прошли регистрацию. Каталог музеев доступен на сайте Карельского института развития образования.
Методическая поддержка музеев образовательных учреждений республики остается одной из главных задач Музея истории народного образования, являющемся структурным подразделением института. Большинство руководителей школьных музеев не обладают специальными знаниями, поэтому нашней важной задачей является повышение квалификации музейных педагогов.
В музее института с 2011г введены в постоянную практику семинары для руководителей музеев образовательных учреждений Карелия. Проведено 13 семинаров. В их работе принимают участие сотрудники Национального музея РК, Национального архива РК, Музея изобразительных искусств, Музея-заповедника «Кижи». Среди рассмотренных тем – вопросы музейной педагогики, методики изучения музейных предметов, опыт создания музейной экспозиции, роль музея в патриотическом воспитани детей и молодежи.
Семинары не только способствуют обучению руководителей музеев основам музейного дела, но и содействуют укреплению связей внутри сообщества школьных музеев.
В традиционной научно-практической конференции «Образование в Карелии через века» выделена специальная секция «Возможности музея как образовательной площадки. Тема образования в экспозициях музеев».
В данный раздел журнала вошли наиболее интересные выступления, прозвучавшие на III и IV Республиканских конференциях «Образование в Карелии через века», а также материал, подготовленный победителем Северо-Западного этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2011г. Л.В. Нифантьевой, руководителя музея СОШ №3 г. Петрозаводска.