Активные методы обучения в преподавании курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Кондукторова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ «Лахденпохская СОШ»

Перед учителем данного курса встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество со школьниками 10-11 лет, в процессе изучения культурологического курса, направленного на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Наиболее конструктивным решением, является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». На мой взгляд, этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКиСЭ активных методов обучения.

Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием активных методов обучения определяется тем, что их разработка основывается на серьезной психологической и методологической базе.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Кроме того, активные методы обучения способствуют формированию умения принимать решения и решать проблемы, коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и т.д.

В процессе работы над темой урока возможно использование таких методов как метод моральных дилемм и дискуссий, эвристический и исследовательский методы.

Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята составляли вопросы и брали интервью у своих родственников о семейных традициях.

       Метод проектов способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать знания и умения из различных предметных и творческих областей.

Использование интерактивных  форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКиСЭ обучения позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки. Учитель выступает в роли модератора личностного развития учащихся, а также служит гарантом того, что каждый учащийся вовлечен в учебный процесс и достигает необходимых результатов. Применение перечисленных методов обеспечит практическую направленность учебного процесса и будет способствовать созданию реальных возможностей и получение учащимися новых знаний и совершенствование универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС.

В своей практике я применяю различные формы и методы работы:

         1.Организация диалога с детьми, дискуссии. Для развития образного мышления, познавательного интереса использовались мультимедийные пособия (аудио- и видеоматериалы, презентации, слайды, электронные энциклопедии и т.д.), материалы педагогов – новаторов в сети Интернета.

       2.Воспитанию художественного вкуса и формированию культурной эрудиции способствовала организация творческой работы учащихся (рисунки, раскраски, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.).

       3.Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений), использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения), различные виды чтения.

4.Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала

5.Использование различных игр, викторин, кроссвордов, упражнений направлено на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

6.Методика преподавания курса ОРКСЭ предполагает активное участие родителей в процессе обучения. На уроках школьники   получают домашние   задания в виде вопросов, обсуждение   которых будет происходить на следующем уроке.

Литература

1.Сборник продуктивных педагогических идей по итогам начального этапа реализации нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», представленных в районном диалоге-марафоне «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» / И.Ю. Елизарьева [и др.]; Изд-во: Надым. Департамент образования Надымского района, 2012 г., 60 с.

2. Основы мировых религиозных культур (4-5 класс) Беглов А.Л. [и др.]; учебное пособие- М.: Просвещение, 2010. – 80 с.