БАРК и школьные библиотеки Карелии: грани сотрудничества и взаимодействия
Лапичкова В.П., ученый секретарь БУ «Национальная библиотека Республики Карелия», исполнительный директор Библиотечной ассоциации Республики Карелии
2014 год – Год культуры в Российской Федерации – в развитии сотрудничества и консолидации библиотечного сообщества Карелии был наполнен встречами и обсуждением проекта Концепции развития библиотечного дела. В системе библиотечного обслуживания населения школьные библиотеки занимают особое место, ведь от их работы, причем совместной с детскими библиотеками, зависит привитие любви к книге и формирование потребности в чтении на всем протяжении жизни человека.
Статистические сведения о школьных библиотеках по итогам паспортизации библиотек Карелии, проведенной в 2011 году уже в четвертый раз, одновременно с проведением Всероссийской переписи библиотек, свидетельствуют, что на долю школьных библиотек в системе библиотечного обслуживания населения Карелии приходится:
36% от общего количества библиотек Карелии (221 из 571),
9,9% от общего количества пользователей библиотек (68,8 тыс. чел. от 690,2 тыс.чел.),
16,9% от общего количества посещений (881,8 тыс.раз из 5213,0 тыс.раз),
11,3% от общей книговыдачи (1352,6 тыс.экз. из 11426,3 тыс.экз.),
16,9 % от общего количества библиотечных работников (229 чел. из 1354 чел.), 20% от общего количества библиотек, имеющих сайты (8 из 40 библиотек),
31 % от общего количества библиотек, создающих электронные каталоги.
Многие школьные библиотеки сегодня значительно превосходят муниципальные библиотеки и по материальной базе и по технической оснащенности. За 2012-2014гг. показатели деятельности библиотек Карелии изменились, но наметившаяся тенденция возрастания роли школьных библиотек в структуре библиотечного обслуживания получит подтверждение при проведении следующей паспортизации библиотек Карелии по состоянию на 1 января 2016г. Участие школьных библиотек в проведении паспортизации библиотек Карелии в 2016г. станет одним их наших общих дел.
Конец XX века – начало XXI века в развитии общественного профессионального библиотечного движения в Карелии стало временем объединения библиотек разных ведомств в единое общественное объединение и создания в 2002г. Библиотечной Ассоциации Республики Карелии (далее – БАРК). Среди учредителей и активных членов БАРК – ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» (далее – КИРО), представляющее интересы школьных библиотек Карелии. В состав Совета БАРК постоянно избираются библиотекари школьных библиотек. Искренне благодарны за совместную работу в Совете БАРК Ямса Галине Федоровне – зав. библиотекой МОУ «Средняя школа №43» г.Петрозаводска, Черемухиной Виктории Вячеславовне - ведущему методисту МБОУ Петрозаводского городского округа «Центр развития образования», Ивановой Оксане Юрьевне - гл. библиотекарю МБОУ «Державинский лицей».
В деятельности БАРК и ее членов немало есть примеров успешного межведомственного взаимодействия. В 2004г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между БАРК и Министерством образования Республики Карелия, в рамках реализации которого происходят регулярные встречи с министром образования Карелии и обсуждаются самые различные вопросы сотрудничества и взаимодействия.
Для библиотечного дела Карелии характерно использование единых правил и методик по библиотечным вопросам в библиотеках разных ведомств – переоценка фондов, библиотечная статистика, методы привлечения населения к чтению и участие в общереспубликанских мероприятиях, внедрение информатизации. Для БАРК важно, чтобы и в школьных библиотеках использовались единые для библиотек Карелии методические решения. Например, в мае 2007г. на встрече с министром образования Карелии обсуждались вопросы: внедрение ГОСТа 7.20-2000 "Библиотечная статистика" в библиотеках образовательных учреждений Карелии; проведение переоценки библиотечных фондов в библиотеках системы Министерства образования РК; поддержка мероприятий Года чтения и русского языка в Карелии; внедрение АИБС "Фолиант" в библиотеках образовательных учреждений Карелии. Было принято решение методические предложения по этим темам поддержать и внедрить в деятельность школьных библиотек Карелии.
Эта встреча имела важное практическое продолжение по изучению возможностей встраивания школьных библиотек в деятельность Корпоративной библиотечной системы «Фолиант-Карелия», которая к тому времени уже активно использовалась во всех других библиотеках Карелии, кроме школьных. Для БАРК было важно привлечь внимание министерства к созданию единого информационного библиотечного пространства Карелии на основе единого программного обеспечения АИБС «Фолиант - Карелия» и вхождению школьных библиотек в качестве партнеров в Корпоративную библиотечную систему «Фолиант – Карелия. Было принято решение о проведении в 2007- 2008гг. пилотного проекта по внедрению АИБС «Фолиант-Карелия» в школьные библиотеки. На совместном заседании творческой группы пилотного проекта и секции БАРК по развитию Корпоративной библиотечной системы «Фолиант-Карелия» в 2008г. обсудили итоги пилотного проекта и решили, что его можно считать удовлетворительными.
В проекте приняли участие 3 из 6 заявившихся библиотек образовательных учреждений г. Петрозаводска: Лицей № 1, Державинский лицей, КИРО. При обобщении итогов пилотного проекта выявилась общая неготовность сетевой инфраструктуры библиотек школ: подтвердилась прогнозируемая нестабильность канала подключения школ, полученного в рамках ПНПО, поэтому достаточно много времени пришлось потратить на переподключение библиотек на старый канал связи (через ПетрГУ); для получения максимальной отдачи от внедрения системы необходима загрузка информации о большей части фонда библиотеки, при этом, к сожалению, библиотеки оказались не в состоянии собственными силами обеспечить ввод информации о фонде своей библиотеки за приемлемое время, фактически успевают поставить на учет только новые поступления, на постановку на учет в автоматизированном режиме имеющегося фонда времени не остается.
Библиотекари отметили важность и необходимость автоматизации их труда, которая значительно упрощает учет фондов и получение статистической отчетности, ускоряет процесс обслуживания читателей. Опыт показал, что если решение транспортных /инфраструктурных проблем еще можно как- то делегировать на уровень школы, то проблему первоначального ввода информации о фонде/читателях на этом уровне решить не удалось. Библиотеки Державинского лицея и КИРО заключили с БАРК Соглашения о сотрудничестве в Секции БАРК по развитию Корпоративной библиотечной системы «Фолиант-Карелия» и в настоящее время успешно в своей деятельности используют АИБС «Фолиант-Карелия», расширяя тем самым свое присутствие в сети Интернет и делая более доступной информацию о составе своих фондов через электронные каталоги.
При обсуждении совместных планов деятельности министерства и БАРК на 2012-2015гг. была достигнута договоренность о подготовке и проведении конкурса «Лучшая школьная библиотека Карелии – 2013» и информационной поддержке проекта БАРК «Свет родной души», проектной идеи «100 лучших книг о Карелии для детей и юношества», проведении совместных конференций по проблемам развития школьных библиотек.
На «Встрече друзей библиотек-2013», посвященной Общероссийскому Дню библиотек, были подведены итоги республиканского конкурса «Лучшая школьная библиотека Карелии», организованного Министерством образования РК совместно с Библиотечной Ассоциацией РК и проведенного на базе КИРО. Конкурс был направлен на выявление, популяризацию и распространение лучшего опыта и эффективных моделей организации библиотечного обслуживания обучающихся, педагогических коллективов и родителей в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей Республики Карелия, а также на стимулирование и поддержку инициатив библиотек в процессах обучения и воспитания, культурно-просветительской и духовно-нравственной деятельности.
Приоритетными в рамках конкурса являлись материалы, имеющие инновационный характер и возможность использования достигнутых результатов в других библиотеках; раскрывающие методы и формы привлечения к участию в деятельности библиотеки других учреждений образования и культуры, партнеров, бизнеса, общественных организаций, муниципальных органов власти, специалистов различных отраслей, а также материалы, расширяющие сферу влияния образовательного учреждения на образование муниципального района или городского округа и жизнь основных групп населения. В конкурсе приняли участие 18 школьных библиотек Карелии.
Участники конкурса состязались в трех номинациях:
- «Библиотека – школе», где представлялись организационные модели библиотечного дела, интересные и оригинальные формы работы библиотеки в помощь образовательному и учебному процессу; победитель – Куттуева Людмила Михайловна, заведующая библиотекой Ильинской средней школы Олонецкого муниципального района;
- «Библиотека – населению», где демонстрировались перспективные передовые модели координации работы библиотеки в социуме с другими библиотеками, культурно-просветительскими, общественными организациями и партнерами в помощь воспитательному процессу; победитель – Князева Лариса Геннадьевна, заведующая библиотекой Суккозерской средней школы Муезерского муниципального района;
- «Библиотека – творчеству», где были показаны инновационные модели приобщения к чтению и повышения информационной грамотности для творческого развития личности; победитель – Кожевина Марина Николаевна, главный библиотекарь Лицея № 13 Петрозаводского городского округа (информация на сайте БАРК - http://bark.karelia.ru/news/n_news_articles149/?page=3&records_on_page=10).
Библиотеки, получившие высокое звание - «Лучшая школьная библиотека – 2013», в конкурсных материалах представили интересный инновационный опыт деятельности библиотек, подчиненный основной миссии школьной библиотеки – воспитание в процессе образования. В то же время ряд конкурсных материалов показал, что в формировании ресурсов библиотек есть проблемы, в ряде библиотек трудно решаются вопросы комплектования фондов и обеспечения учебниками, не во всех библиотеках удается достичь 100-% привлечения обучающихся к пользованию библиотеками, не во всех библиотеках в актуальном положении находятся основные документы. С министерством образования была достигнута предварительная договоренность о регулярном проведении подобных конкурсов для школьных библиотек.
Библиотечную общественность уже давно волнует тема падения у населения, особенно у молодежи, интереса к чтению как составной части уровня общей культуры. «Клиповость мышления», снижение художественного вкуса и падение количества участвующего населения в художественном творчестве, преобладание «гламурных» и «силовых» представлений о будущей жизни у большинства подростков также вызывают озабоченность и педагогов и литераторов.
В 2013 году БАРК при активном участии карельской писательницы Надежды Васильевой разработала и реализовала новый социальный библиотечно-театральный проект БАРК «Свет родной души». Основная идея проекта – привлечение молодежи к чтению и популяризация одной из лучших книг карельских авторов с использованием библиотечных форм работы, театрализация прочитанной книги, виртуальное обсуждение этой же книги и проведение творческого конкурса по этой же книге – заимствована из опыта библиотек других стран, получившего название «Большое чтение».
Выбор в качестве произведения для проекта БАРК «Свет родной души» повести и пьесы Надежды Васильевой «По прозвищу Гуманоид…» не случаен. Надежда Васильева пишет о социально незащищённых слоях населения, её имя знакомо многим школьникам и населению Карелии. В её произведениях поднимаются очень глубокие проблемы взаимоотношений взрослых и детей, все они предназначены для семейного чтения и рекомендованы для внеклассного чтения в школах Карелии. Автор повести и пьесы «По прозвищу Гуманоид…» является Лауреатом «Премии педагогического признания» (Диплом II степени в номинации «крупные формы») по итогам всероссийского конкурса «Добрая Лира» за произведение «По прозвищу Гуманоид…», лауреатом в Номинации «Лучшая книга для детей» конкурса «Книга года Республики Карелии» 2007г. Пьеса вошла в шорт-лист конкурса драматургии «Евразия» в 2010г. И у повести, и у пьесы есть общественное признание. К тому же, сама тема взаимоотношений представителей трёх поколений очень актуальна сегодня, а повесть гармонично соответствует всем целям и задачам проекта и направлена на нравственное формирование личности. Эта повесть, по оценкам библиотечных работников муниципальных и школьных библиотек, входит в число наиболее читаемых книг в библиотеках Карелии, впрочем, это относится и к другим произведениям Надежды Васильевой.
Основное место в проекте занимает Литературный театр - постановка и бесплатный показ спектакля по пьесе Надежды Васильевой «По прозвищу Гуманоид…». Театр дает возможность зрителю прожить драматическую ситуацию и приобщает к эмоциональному пробуждению. Литературный театр, как форма театрализации литературного произведения, использована в рамках проекта БАРК «Свет родной души» как одно из ведущих мероприятий проекта, направленных на приобщению к чтению через зрительское восприятие литературного произведения. Премьера спектакля состоялась в г.Костомукша, основную часть зрителей представляли были тинэйджеры и молодежь. Особенно трогательной была группа учащихся 2 класса, пришедших на спектакль с учительницей Выгляндаловой Лидией Викторовной (а запомнились, потому что они были самые маленькие из зрителей и попросились на спектакль, т. к. уже прочитали повесть). Извлечения из их письма автору повести размещены на сайте автора http://www.yournbv.com/publ/pisma_chitatelej/otzyvy_shkolnikov_iz_kostomukshi/9-1-0-42 ).
После показа спектакля автор повести и пьесы проводила творческие встречи (а их прошло в рамках проекта более 100 и присутствовало более 1100 человек) с читателями в библиотеках и образовательных учреждениях. Читатели задавали автору много вопросов о повести, ее героях и имели возможность приобрести специально изданную автором для проекта книгу в новой редакции и новом оформлении. Показателен и уникален опыт библиотеки Державинского лицея г. Петрозаводска, библиотека которого является членом БАРК. По инициативе лицея в сентябре 2013г. на родительское собрание по вопросам чтения была приглашена автор повести. Вместо запланированного часа разговор продолжался более трех часов, и для многих родителей стал откровением о глубинном смысле повести и спектакля, о роли чтения и творческого осмысления прочитанного (сайт Державинского лицея http://dlyceum.ru/?start=91). Хорошей иллюстрацией проекта и повести стал показ некоторых фрагментов спектакля, записанного именно для творческих встреч автора с читателями библиотекарями Университетского лицея. При последующих встречах запись спектакля использовалась автором для иллюстрации произведения. На сайте Суккозерской школы Муезерского района именно эта повесть была рекомендована для летнего чтения ( http://sukkozero-biblioteka.blogspot.ru/2013/07/blog-post_7.html ).
Следующая составная часть проекта после просмотра спектакля и общения с автора со зрителями и читателями направлена на чтение повести и ее осмысление. На сайте Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия повесть размещена в электронном варианте, а в Карельской республиканской библиотеке для слепых она записана как «говорящая книга» в звуковом формате и выдается на дом. Мы предложили после просмотра спектакля и прочтения повести принять участие в Интернет-проекте «Виртуальное обсуждение повести «По прозвищу Гуманоид...» и конкурсе творческих работ «В творческой мастерской автора» (по номинациям – « Литературное творчество: эссе, рецензия, фанфик» и «Художественное творчество: Иллюстрации к повести Надежды Васильевой «По прозвищу Гуманоид…»), материалы к которым были размещены на сайте Детско-юношеской библиотеки Республики Карелии. Для организаторов проекта было важно вовлечь детей в творчество и сформулировать свое мнение и отношение к повести. Автор предложила читателям вопросы по повести, которые были размещены в буклете и материалах проекта на сайте библиотеки.
За период реализации проекта к его материалам на сайте ДЮБ РК было зафиксировано более 1770 обращений. Их география различна - Белоруссия и Украина, Москва, Пермь, Екатеринбург, Петрозаводск и Пудож, Лахденпохье и Боровой, Медвежьегорск и Чална. Виртуальное обсуждение повести и участие в конкурсе творческих работ по повести «По прозвищу Гуманоид…» показало, что читатели умеют анализировать художественные произведения, понимают причины поступков героев повести и разделяют тревогу автора за развитие отношений различных поколений героев, высоко оценивают тематику, стилистику и речь автора, отмечают тонкое понимание автором психологии детей.
В рамках конкурса мы предложили читателям выполнить творческие работы по повести Надежды Васильевой «По прозвищу Гуманоид…». Ребятам предстояло выбрать жанр, в котором они хотели бы выразить свои впечатления от книги в двух номинациях – «Литературное творчество: рецензия, эссе, фанфик» и «Художественное творчество: рисунок». В номинации «Литературное творчество» лучшими были признаны работы Анастасии Алуповой (Медвежьегорск), Анны Бубкиной (Петрозаводск), Арины Васильевой (Боровой), Александра Горина (Петрозаводск), Евгения Кривошеина (Чална), Юлии Льдининой (Петрозаводск), Алины Сашиной (Боровой) и Дарьи Смирновой (Петрозаводск). В номинации «Художественное творчество» лучшими были признаны работы Арины Васильевой (Боровой), Арины Копыльцовой (Лахденпохья), Надежды Моргуновой (Лахденпохья) и Ульяны Савоськиной (Петрозаводск). Победителям конкурса при подведении итогов конкурса были вручены ценные подарки и книга с автографом, а их учителям - благодарности Министра образования Карелии А.Н.Морозова за вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Организаторы мероприятий проекта отчетливо понимали, что за интересом учащихся к мероприятиям проекта стоят руководители детского чтения - педагоги и библиотекари. Именно поэтому мы посчитали целесообразным обратиться к министерству образования Карелии и просили поощрить тех педагогов, ученики которых стали победителями конкурса. За вовлечение учащихся в творческую деятельность и участие в конкурсе творческих работ «В творческой мастерской автора» благодарственными письмами министерства образования Республики Карелия были поощрены: Сидорова Т.А, педагог МБОУ «Боровская средняя общеобразовательная школа»; Выгляндова Л.В, педагог МОУ «Костомукшская средняя общеобразовательная школа №2 им.А.С.Пушкина»; Минеева Н.В, педагог МОУ «Пудожская средняя общеобразовательная школа №1 »; Примак А.В, педагог МКОУ ДОД «Лахденпохская детская художественная школа» и Т.Б.Харченко, педагог МОУ «Петрозаводская средняя общеобразовательная школа №3». Постоянные читатели Надежды Васильевой, учащиеся 8 класса СШ №1 г. Пудожа Республики Карелия, отметили этот факт и на сайт писательницы прислали благодарность: «Благодарим Вас за то, что мы получили «Благодарственное письмо» из Министерства образования РК, в котором нас благодарят «за активное участие в интернет-проекте «Виртуальное обсуждение повести «По прозвищу Гуманоид» и вовлечение учащихся в творческую деятельность». Нам было очень приятно!» (итоги конкурса и работы победителей размещены на сайте ДЮБ РК : http://dubrk.karelia.ru/novosti/2013/itogi_konkursa_tvorcheskih_rabot_detei_i_yunoshestva_v_tvorchesko_masterskoi_pisatelya_po_knige_nadezhdi_vasilevoi_po_prozvischu_gumanoid.html ).
В мероприятиях проекта приняло участие более 3,5 тыс. человек, в школах Карелии прошло более 100 встреч с автором повести и пьесы «По прозвищу Гуманоид…». Итоги реализации проекта представлены на сайте Министерства культуры Республики Карелия
5 декабря 2014 года в рамках Года культуры в г. Петрозаводске на базе МОУ «Державинский лицей» при поддержке Министерства образования и Министерства культуры Республики Карелия состоялась республиканская научно-практическая конференция - VIII конференция БАРК «Школьные библиотеки в контексте библиотечного пространства Карелии», приуроченная к Международному месячнику школьных библиотек 2014 года, который проходил в Российской Федерации под девизом «Школьная библиотека на повестке дня». В работе конференции приняли участие 64 человека, среди них: слушатели республиканских курсов повышения квалификации ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» - библиотечные работники образовательных учреждений Республики Карелия; а также библиотечные работники образовательных учреждений г. Петрозаводска, библиотеки - члены БАРК, друзья и партнеры ассоциации.
С приветствием к участникам конференции обратились Н.Ю. Фекличева, директор БУ «Карельская республиканская библиотека для слепых», Президент БАРК, Р.П. Сергеева, директор МОУ «Державинский лицей», Т.В. Васильева, первый заместитель Министра образования Республики Карелия и А.Н. Лесонен, заместитель Министра культуры Республики Карелия. В выступлениях было отмечено, что в Республике Карелия развивается сотрудничество библиотек разных ведомств в повышении культурного уровня населения и привлечении к чтению.
Ключевым выступлением на конференции был доклад «Библиотечная политика в рамках государственной культурной политики Российской Федерации и Республики Карелия», с которым выступил А.Н. Лесонен, заместитель Министра культуры Республики Карелия. Проректор ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» А.С. Кармазин акцентировал внимание участников конференции на теме «Школьные библиотеки и законодательство в сфере образования и культуры». В продолжение этой темы о нормативно-правовом и документальном обеспечении деятельности школьных библиотек, обобщив опыт работы школьных библиотек г. Петрозаводска, выступила В.В. Черемухина, старший методист МАУ ДПО ЦРО. Завершилось пленарное заседание конференции выступлением директора БУ «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова», члена Общественного совета при Министерстве образования Республики Карелия В.А. Сакиной «Библиотечное обслуживание детей и юношества в контексте государственной политики».
В ходе конференции были обсуждены вопросы развития взаимоотношений библиотек разных ведомств Карелии, определены перспективы дальнейшего сотрудничества между школьными, общедоступными и вузовскими библиотеками по воспитанию читателей и вовлечению школьных библиотек к проведению современных социокультурных акций, конкурсов и других мероприятий.
Участники конференции отметили, что библиотечное сообщество Карелии разделяет идеи и положения Декларации школьных библиотекарей России «Библиотеки меняют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку» и поддерживают гуманистическую миссию школьных библиотек, направленную на формирование читающего нового поколения. Основное внимание школьных библиотек в настоящее время направлено на формирование и актуализацию фондов в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и совершенствование этнокультурного образования в Республике Карелия, повышение книгообеспеченности, развитие творческого потенциала учащихся и информирование педагогов, формирование читательской и информационной культуры пользователей библиотек.
Успешный опыт работы участникам конференции продемонстрировали победители республиканского конкурса «Лучшая школьная библиотека Республики Карелия - 2013»: Л.М. Куттуева, заведующая библиотекой МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа Олонецкого муниципального района и М.Н. Алова», главный библиотекарь МОУ «Лицей №13» г. Петрозаводска, а учащиеся Державинского лицея провели экскурсию по картинной галерее лицея на русском и английском языках. Также участники конференции познакомились с деятельностью библиотеки Державинского лицея во время экскурсии, которую провела главный библиотекарь О.Ю. Иванова.
Участники конференции отметили, что в деятельности школьных библиотек и во взаимодействии с библиотеками разных ведомств имеются проблемы. Не определен методический центр для школьных библиотек, сотрудничество муниципальных и школьных библиотек носит несистемный характер, документационное обеспечение деятельности школьных библиотек нуждается в актуализации, престиж профессии школьного библиотекаря пока невысок.
Также на конференции была затронута очень важная и актуальная в настоящее время тема о внедрении независимой системы оценки качества услуг в социальной сфере, в том числе культуре и образовании. В выступлении исполнительного директора БАРК В.П. Лапичковой по теме «Независимая система оценки качества» участникам конференции был представлен новый проект БАРК «ЗЕРКАЛА», направленный на выработку библиотечным сообществом показателей для оценки деятельности библиотек.
С заключительным словом выступила Президент БАРК Н.Ю. Фекличева. В ходе конференции были определены перспективные направления сотрудничества библиотек различных ведомств и деятельности БАРК по вовлечению школьных библиотек в профессиональное библиотечное движение, повышению имиджа школьных библиотек и статуса школьного библиотекаря, которые были одобрены и вошли в итоговый документ конференции:
- Общественное обсуждение проекта Концепции развития библиотечного дела в Республике Карелия до 2020г. и проекта Концепции БАРК до 2020г.;
- Создание секции «Школьные библиотеки» в структуре БАРК;
- Проведение профессиональных конкурсов среди школьных библиотек;
- Вовлечение школьных библиотек в проведение современных социокультурных акций и мероприятий, конкурсов и мероприятий повышения квалификации библиотечных работников общедоступных библиотек;
- Проведение совместных мероприятий к Международному дню школьных библиотек;
- Продвижение Декларации прав школьных библиотекарей России «Библиотеки меняют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку» и «Кодекса этики российского библиотекаря»;
- Внедрение должности «Педагог-библиотекарь» в практику деятельности школьных библиотек.
В 2015 году, объявленном в России Годом литературы, библиотечное сообщество Карелии в рамках деятельности рабочей группы по разработке проекта Концепции развития библиотечного дела Карелии, созданной Министерством культуры Республики Карелия, продолжит обсуждение миссии библиотек, целей и задач деятельности, показателей оценки деятельности библиотек. У всех членов рабочей группы сложилось единое мнение, что в проекте концепции должны быть учтены интересы библиотек всех ведомств Карелии, так как библиотеки формируют интерес к чтению на всех этапах жизни человека, независимо от ведомственной принадлежности библиотек.
У нас будет много интересных проектов и мероприятий, профессиональных встреч и мероприятий, которые дадут новый импульс сотрудничеству и взаимодействию.
Лапичкова В.П., ученый секретарь БУ «Национальная библиотека Республики Карелия», исполнительный директор Библиотечной ассоциации Республики Карелии
2014 год – Год культуры в Российской Федерации – в развитии сотрудничества и консолидации библиотечного сообщества Карелии был наполнен встречами и обсуждением проекта Концепции развития библиотечного дела. В системе библиотечного обслуживания населения школьные библиотеки занимают особое место, ведь от их работы, причем совместной с детскими библиотеками, зависит привитие любви к книге и формирование потребности в чтении на всем протяжении жизни человека.
Статистические сведения о школьных библиотеках по итогам паспортизации библиотек Карелии, проведенной в 2011 году уже в четвертый раз, одновременно с проведением Всероссийской переписи библиотек, свидетельствуют, что на долю школьных библиотек в системе библиотечного обслуживания населения Карелии приходится:
36% от общего количества библиотек Карелии (221 из 571),
9,9% от общего количества пользователей библиотек (68,8 тыс. чел. от 690,2 тыс.чел.),
16,9% от общего количества посещений (881,8 тыс.раз из 5213,0 тыс.раз),
11,3% от общей книговыдачи (1352,6 тыс.экз. из 11426,3 тыс.экз.),
16,9 % от общего количества библиотечных работников (229 чел. из 1354 чел.), 20% от общего количества библиотек, имеющих сайты (8 из 40 библиотек),
31 % от общего количества библиотек, создающих электронные каталоги.
Многие школьные библиотеки сегодня значительно превосходят муниципальные библиотеки и по материальной базе и по технической оснащенности. За 2012-2014гг. показатели деятельности библиотек Карелии изменились, но наметившаяся тенденция возрастания роли школьных библиотек в структуре библиотечного обслуживания получит подтверждение при проведении следующей паспортизации библиотек Карелии по состоянию на 1 января 2016г. Участие школьных библиотек в проведении паспортизации библиотек Карелии в 2016г. станет одним их наших общих дел.
Конец XX века – начало XXI века в развитии общественного профессионального библиотечного движения в Карелии стало временем объединения библиотек разных ведомств в единое общественное объединение и создания в 2002г. Библиотечной Ассоциации Республики Карелии (далее – БАРК). Среди учредителей и активных членов БАРК – ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» (далее – КИРО), представляющее интересы школьных библиотек Карелии. В состав Совета БАРК постоянно избираются библиотекари школьных библиотек. Искренне благодарны за совместную работу в Совете БАРК Ямса Галине Федоровне – зав. библиотекой МОУ «Средняя школа №43» г.Петрозаводска, Черемухиной Виктории Вячеславовне - ведущему методисту МБОУ Петрозаводского городского округа «Центр развития образования», Ивановой Оксане Юрьевне - гл. библиотекарю МБОУ «Державинский лицей».
В деятельности БАРК и ее членов немало есть примеров успешного межведомственного взаимодействия. В 2004г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между БАРК и Министерством образования Республики Карелия, в рамках реализации которого происходят регулярные встречи с министром образования Карелии и обсуждаются самые различные вопросы сотрудничества и взаимодействия.
Для библиотечного дела Карелии характерно использование единых правил и методик по библиотечным вопросам в библиотеках разных ведомств – переоценка фондов, библиотечная статистика, методы привлечения населения к чтению и участие в общереспубликанских мероприятиях, внедрение информатизации. Для БАРК важно, чтобы и в школьных библиотеках использовались единые для библиотек Карелии методические решения. Например, в мае 2007г. на встрече с министром образования Карелии обсуждались вопросы: внедрение ГОСТа 7.20-2000 "Библиотечная статистика" в библиотеках образовательных учреждений Карелии; проведение переоценки библиотечных фондов в библиотеках системы Министерства образования РК; поддержка мероприятий Года чтения и русского языка в Карелии; внедрение АИБС "Фолиант" в библиотеках образовательных учреждений Карелии. Было принято решение методические предложения по этим темам поддержать и внедрить в деятельность школьных библиотек Карелии.
Эта встреча имела важное практическое продолжение по изучению возможностей встраивания школьных библиотек в деятельность Корпоративной библиотечной системы «Фолиант-Карелия», которая к тому времени уже активно использовалась во всех других библиотеках Карелии, кроме школьных. Для БАРК было важно привлечь внимание министерства к созданию единого информационного библиотечного пространства Карелии на основе единого программного обеспечения АИБС «Фолиант - Карелия» и вхождению школьных библиотек в качестве партнеров в Корпоративную библиотечную систему «Фолиант – Карелия. Было принято решение о проведении в 2007- 2008гг. пилотного проекта по внедрению АИБС «Фолиант-Карелия» в школьные библиотеки. На совместном заседании творческой группы пилотного проекта и секции БАРК по развитию Корпоративной библиотечной системы «Фолиант-Карелия» в 2008г. обсудили итоги пилотного проекта и решили, что его можно считать удовлетворительными.
В проекте приняли участие 3 из 6 заявившихся библиотек образовательных учреждений г. Петрозаводска: Лицей № 1, Державинский лицей, КИРО. При обобщении итогов пилотного проекта выявилась общая неготовность сетевой инфраструктуры библиотек школ: подтвердилась прогнозируемая нестабильность канала подключения школ, полученного в рамках ПНПО, поэтому достаточно много времени пришлось потратить на переподключение библиотек на старый канал связи (через ПетрГУ); для получения максимальной отдачи от внедрения системы необходима загрузка информации о большей части фонда библиотеки, при этом, к сожалению, библиотеки оказались не в состоянии собственными силами обеспечить ввод информации о фонде своей библиотеки за приемлемое время, фактически успевают поставить на учет только новые поступления, на постановку на учет в автоматизированном режиме имеющегося фонда времени не остается.
Библиотекари отметили важность и необходимость автоматизации их труда, которая значительно упрощает учет фондов и получение статистической отчетности, ускоряет процесс обслуживания читателей. Опыт показал, что если решение транспортных /инфраструктурных проблем еще можно как- то делегировать на уровень школы, то проблему первоначального ввода информации о фонде/читателях на этом уровне решить не удалось. Библиотеки Державинского лицея и КИРО заключили с БАРК Соглашения о сотрудничестве в Секции БАРК по развитию Корпоративной библиотечной системы «Фолиант-Карелия» и в настоящее время успешно в своей деятельности используют АИБС «Фолиант-Карелия», расширяя тем самым свое присутствие в сети Интернет и делая более доступной информацию о составе своих фондов через электронные каталоги.
При обсуждении совместных планов деятельности министерства и БАРК на 2012-2015гг. была достигнута договоренность о подготовке и проведении конкурса «Лучшая школьная библиотека Карелии – 2013» и информационной поддержке проекта БАРК «Свет родной души», проектной идеи «100 лучших книг о Карелии для детей и юношества», проведении совместных конференций по проблемам развития школьных библиотек.
На «Встрече друзей библиотек-2013», посвященной Общероссийскому Дню библиотек, были подведены итоги республиканского конкурса «Лучшая школьная библиотека Карелии», организованного Министерством образования РК совместно с Библиотечной Ассоциацией РК и проведенного на базе КИРО. Конкурс был направлен на выявление, популяризацию и распространение лучшего опыта и эффективных моделей организации библиотечного обслуживания обучающихся, педагогических коллективов и родителей в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей Республики Карелия, а также на стимулирование и поддержку инициатив библиотек в процессах обучения и воспитания, культурно-просветительской и духовно-нравственной деятельности.
Приоритетными в рамках конкурса являлись материалы, имеющие инновационный характер и возможность использования достигнутых результатов в других библиотеках; раскрывающие методы и формы привлечения к участию в деятельности библиотеки других учреждений образования и культуры, партнеров, бизнеса, общественных организаций, муниципальных органов власти, специалистов различных отраслей, а также материалы, расширяющие сферу влияния образовательного учреждения на образование муниципального района или городского округа и жизнь основных групп населения. В конкурсе приняли участие 18 школьных библиотек Карелии.
Участники конкурса состязались в трех номинациях:
- «Библиотека – школе», где представлялись организационные модели библиотечного дела, интересные и оригинальные формы работы библиотеки в помощь образовательному и учебному процессу; победитель – Куттуева Людмила Михайловна, заведующая библиотекой Ильинской средней школы Олонецкого муниципального района;
- «Библиотека – населению», где демонстрировались перспективные передовые модели координации работы библиотеки в социуме с другими библиотеками, культурно-просветительскими, общественными организациями и партнерами в помощь воспитательному процессу; победитель – Князева Лариса Геннадьевна, заведующая библиотекой Суккозерской средней школы Муезерского муниципального района;
- «Библиотека – творчеству», где были показаны инновационные модели приобщения к чтению и повышения информационной грамотности для творческого развития личности; победитель – Кожевина Марина Николаевна, главный библиотекарь Лицея № 13 Петрозаводского городского округа (информация на сайте БАРК - http://bark.karelia.ru/news/n_news_articles149/?page=3&records_on_page=10).
Библиотеки, получившие высокое звание - «Лучшая школьная библиотека – 2013», в конкурсных материалах представили интересный инновационный опыт деятельности библиотек, подчиненный основной миссии школьной библиотеки – воспитание в процессе образования. В то же время ряд конкурсных материалов показал, что в формировании ресурсов библиотек есть проблемы, в ряде библиотек трудно решаются вопросы комплектования фондов и обеспечения учебниками, не во всех библиотеках удается достичь 100-% привлечения обучающихся к пользованию библиотеками, не во всех библиотеках в актуальном положении находятся основные документы. С министерством образования была достигнута предварительная договоренность о регулярном проведении подобных конкурсов для школьных библиотек.
Библиотечную общественность уже давно волнует тема падения у населения, особенно у молодежи, интереса к чтению как составной части уровня общей культуры. «Клиповость мышления», снижение художественного вкуса и падение количества участвующего населения в художественном творчестве, преобладание «гламурных» и «силовых» представлений о будущей жизни у большинства подростков также вызывают озабоченность и педагогов и литераторов.
В 2013 году БАРК при активном участии карельской писательницы Надежды Васильевой разработала и реализовала новый социальный библиотечно-театральный проект БАРК «Свет родной души». Основная идея проекта – привлечение молодежи к чтению и популяризация одной из лучших книг карельских авторов с использованием библиотечных форм работы, театрализация прочитанной книги, виртуальное обсуждение этой же книги и проведение творческого конкурса по этой же книге – заимствована из опыта библиотек других стран, получившего название «Большое чтение».
Выбор в качестве произведения для проекта БАРК «Свет родной души» повести и пьесы Надежды Васильевой «По прозвищу Гуманоид…» не случаен. Надежда Васильева пишет о социально незащищённых слоях населения, её имя знакомо многим школьникам и населению Карелии. В её произведениях поднимаются очень глубокие проблемы взаимоотношений взрослых и детей, все они предназначены для семейного чтения и рекомендованы для внеклассного чтения в школах Карелии. Автор повести и пьесы «По прозвищу Гуманоид…» является Лауреатом «Премии педагогического признания» (Диплом II степени в номинации «крупные формы») по итогам всероссийского конкурса «Добрая Лира» за произведение «По прозвищу Гуманоид…», лауреатом в Номинации «Лучшая книга для детей» конкурса «Книга года Республики Карелии» 2007г. Пьеса вошла в шорт-лист конкурса драматургии «Евразия» в 2010г. И у повести, и у пьесы есть общественное признание. К тому же, сама тема взаимоотношений представителей трёх поколений очень актуальна сегодня, а повесть гармонично соответствует всем целям и задачам проекта и направлена на нравственное формирование личности. Эта повесть, по оценкам библиотечных работников муниципальных и школьных библиотек, входит в число наиболее читаемых книг в библиотеках Карелии, впрочем, это относится и к другим произведениям Надежды Васильевой.
Основное место в проекте занимает Литературный театр - постановка и бесплатный показ спектакля по пьесе Надежды Васильевой «По прозвищу Гуманоид…». Театр дает возможность зрителю прожить драматическую ситуацию и приобщает к эмоциональному пробуждению. Литературный театр, как форма театрализации литературного произведения, использована в рамках проекта БАРК «Свет родной души» как одно из ведущих мероприятий проекта, направленных на приобщению к чтению через зрительское восприятие литературного произведения. Премьера спектакля состоялась в г.Костомукша, основную часть зрителей представляли были тинэйджеры и молодежь. Особенно трогательной была группа учащихся 2 класса, пришедших на спектакль с учительницей Выгляндаловой Лидией Викторовной (а запомнились, потому что они были самые маленькие из зрителей и попросились на спектакль, т. к. уже прочитали повесть). Извлечения из их письма автору повести размещены на сайте автора http://www.yournbv.com/publ/pisma_chitatelej/otzyvy_shkolnikov_iz_kostomukshi/9-1-0-42 ).
После показа спектакля автор повести и пьесы проводила творческие встречи (а их прошло в рамках проекта более 100 и присутствовало более 1100 человек) с читателями в библиотеках и образовательных учреждениях. Читатели задавали автору много вопросов о повести, ее героях и имели возможность приобрести специально изданную автором для проекта книгу в новой редакции и новом оформлении. Показателен и уникален опыт библиотеки Державинского лицея г. Петрозаводска, библиотека которого является членом БАРК. По инициативе лицея в сентябре 2013г. на родительское собрание по вопросам чтения была приглашена автор повести. Вместо запланированного часа разговор продолжался более трех часов, и для многих родителей стал откровением о глубинном смысле повести и спектакля, о роли чтения и творческого осмысления прочитанного (сайт Державинского лицея http://dlyceum.ru/?start=91). Хорошей иллюстрацией проекта и повести стал показ некоторых фрагментов спектакля, записанного именно для творческих встреч автора с читателями библиотекарями Университетского лицея. При последующих встречах запись спектакля использовалась автором для иллюстрации произведения. На сайте Суккозерской школы Муезерского района именно эта повесть была рекомендована для летнего чтения ( http://sukkozero-biblioteka.blogspot.ru/2013/07/blog-post_7.html ).
Следующая составная часть проекта после просмотра спектакля и общения с автора со зрителями и читателями направлена на чтение повести и ее осмысление. На сайте Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия повесть размещена в электронном варианте, а в Карельской республиканской библиотеке для слепых она записана как «говорящая книга» в звуковом формате и выдается на дом. Мы предложили после просмотра спектакля и прочтения повести принять участие в Интернет-проекте «Виртуальное обсуждение повести «По прозвищу Гуманоид...» и конкурсе творческих работ «В творческой мастерской автора» (по номинациям – « Литературное творчество: эссе, рецензия, фанфик» и «Художественное творчество: Иллюстрации к повести Надежды Васильевой «По прозвищу Гуманоид…»), материалы к которым были размещены на сайте Детско-юношеской библиотеки Республики Карелии. Для организаторов проекта было важно вовлечь детей в творчество и сформулировать свое мнение и отношение к повести. Автор предложила читателям вопросы по повести, которые были размещены в буклете и материалах проекта на сайте библиотеки.
За период реализации проекта к его материалам на сайте ДЮБ РК было зафиксировано более 1770 обращений. Их география различна - Белоруссия и Украина, Москва, Пермь, Екатеринбург, Петрозаводск и Пудож, Лахденпохье и Боровой, Медвежьегорск и Чална. Виртуальное обсуждение повести и участие в конкурсе творческих работ по повести «По прозвищу Гуманоид…» показало, что читатели умеют анализировать художественные произведения, понимают причины поступков героев повести и разделяют тревогу автора за развитие отношений различных поколений героев, высоко оценивают тематику, стилистику и речь автора, отмечают тонкое понимание автором психологии детей.
В рамках конкурса мы предложили читателям выполнить творческие работы по повести Надежды Васильевой «По прозвищу Гуманоид…». Ребятам предстояло выбрать жанр, в котором они хотели бы выразить свои впечатления от книги в двух номинациях – «Литературное творчество: рецензия, эссе, фанфик» и «Художественное творчество: рисунок». В номинации «Литературное творчество» лучшими были признаны работы Анастасии Алуповой (Медвежьегорск), Анны Бубкиной (Петрозаводск), Арины Васильевой (Боровой), Александра Горина (Петрозаводск), Евгения Кривошеина (Чална), Юлии Льдининой (Петрозаводск), Алины Сашиной (Боровой) и Дарьи Смирновой (Петрозаводск). В номинации «Художественное творчество» лучшими были признаны работы Арины Васильевой (Боровой), Арины Копыльцовой (Лахденпохья), Надежды Моргуновой (Лахденпохья) и Ульяны Савоськиной (Петрозаводск). Победителям конкурса при подведении итогов конкурса были вручены ценные подарки и книга с автографом, а их учителям - благодарности Министра образования Карелии А.Н.Морозова за вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Организаторы мероприятий проекта отчетливо понимали, что за интересом учащихся к мероприятиям проекта стоят руководители детского чтения - педагоги и библиотекари. Именно поэтому мы посчитали целесообразным обратиться к министерству образования Карелии и просили поощрить тех педагогов, ученики которых стали победителями конкурса. За вовлечение учащихся в творческую деятельность и участие в конкурсе творческих работ «В творческой мастерской автора» благодарственными письмами министерства образования Республики Карелия были поощрены: Сидорова Т.А, педагог МБОУ «Боровская средняя общеобразовательная школа»; Выгляндова Л.В, педагог МОУ «Костомукшская средняя общеобразовательная школа №2 им.А.С.Пушкина»; Минеева Н.В, педагог МОУ «Пудожская средняя общеобразовательная школа №1 »; Примак А.В, педагог МКОУ ДОД «Лахденпохская детская художественная школа» и Т.Б.Харченко, педагог МОУ «Петрозаводская средняя общеобразовательная школа №3». Постоянные читатели Надежды Васильевой, учащиеся 8 класса СШ №1 г. Пудожа Республики Карелия, отметили этот факт и на сайт писательницы прислали благодарность: «Благодарим Вас за то, что мы получили «Благодарственное письмо» из Министерства образования РК, в котором нас благодарят «за активное участие в интернет-проекте «Виртуальное обсуждение повести «По прозвищу Гуманоид» и вовлечение учащихся в творческую деятельность». Нам было очень приятно!» (итоги конкурса и работы победителей размещены на сайте ДЮБ РК : http://dubrk.karelia.ru/novosti/2013/itogi_konkursa_tvorcheskih_rabot_detei_i_yunoshestva_v_tvorchesko_masterskoi_pisatelya_po_knige_nadezhdi_vasilevoi_po_prozvischu_gumanoid.html ).
В мероприятиях проекта приняло участие более 3,5 тыс. человек, в школах Карелии прошло более 100 встреч с автором повести и пьесы «По прозвищу Гуманоид…». Итоги реализации проекта представлены на сайте Министерства культуры Республики Карелия
5 декабря 2014 года в рамках Года культуры в г. Петрозаводске на базе МОУ «Державинский лицей» при поддержке Министерства образования и Министерства культуры Республики Карелия состоялась республиканская научно-практическая конференция - VIII конференция БАРК «Школьные библиотеки в контексте библиотечного пространства Карелии», приуроченная к Международному месячнику школьных библиотек 2014 года, который проходил в Российской Федерации под девизом «Школьная библиотека на повестке дня». В работе конференции приняли участие 64 человека, среди них: слушатели республиканских курсов повышения квалификации ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» - библиотечные работники образовательных учреждений Республики Карелия; а также библиотечные работники образовательных учреждений г. Петрозаводска, библиотеки - члены БАРК, друзья и партнеры ассоциации.
С приветствием к участникам конференции обратились Н.Ю. Фекличева, директор БУ «Карельская республиканская библиотека для слепых», Президент БАРК, Р.П. Сергеева, директор МОУ «Державинский лицей», Т.В. Васильева, первый заместитель Министра образования Республики Карелия и А.Н. Лесонен, заместитель Министра культуры Республики Карелия. В выступлениях было отмечено, что в Республике Карелия развивается сотрудничество библиотек разных ведомств в повышении культурного уровня населения и привлечении к чтению.
Ключевым выступлением на конференции был доклад «Библиотечная политика в рамках государственной культурной политики Российской Федерации и Республики Карелия», с которым выступил А.Н. Лесонен, заместитель Министра культуры Республики Карелия. Проректор ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования» А.С. Кармазин акцентировал внимание участников конференции на теме «Школьные библиотеки и законодательство в сфере образования и культуры». В продолжение этой темы о нормативно-правовом и документальном обеспечении деятельности школьных библиотек, обобщив опыт работы школьных библиотек г. Петрозаводска, выступила В.В. Черемухина, старший методист МАУ ДПО ЦРО. Завершилось пленарное заседание конференции выступлением директора БУ «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова», члена Общественного совета при Министерстве образования Республики Карелия В.А. Сакиной «Библиотечное обслуживание детей и юношества в контексте государственной политики».
В ходе конференции были обсуждены вопросы развития взаимоотношений библиотек разных ведомств Карелии, определены перспективы дальнейшего сотрудничества между школьными, общедоступными и вузовскими библиотеками по воспитанию читателей и вовлечению школьных библиотек к проведению современных социокультурных акций, конкурсов и других мероприятий.
Участники конференции отметили, что библиотечное сообщество Карелии разделяет идеи и положения Декларации школьных библиотекарей России «Библиотеки меняют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку» и поддерживают гуманистическую миссию школьных библиотек, направленную на формирование читающего нового поколения. Основное внимание школьных библиотек в настоящее время направлено на формирование и актуализацию фондов в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и совершенствование этнокультурного образования в Республике Карелия, повышение книгообеспеченности, развитие творческого потенциала учащихся и информирование педагогов, формирование читательской и информационной культуры пользователей библиотек.
Успешный опыт работы участникам конференции продемонстрировали победители республиканского конкурса «Лучшая школьная библиотека Республики Карелия - 2013»: Л.М. Куттуева, заведующая библиотекой МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа Олонецкого муниципального района и М.Н. Алова», главный библиотекарь МОУ «Лицей №13» г. Петрозаводска, а учащиеся Державинского лицея провели экскурсию по картинной галерее лицея на русском и английском языках. Также участники конференции познакомились с деятельностью библиотеки Державинского лицея во время экскурсии, которую провела главный библиотекарь О.Ю. Иванова.
Участники конференции отметили, что в деятельности школьных библиотек и во взаимодействии с библиотеками разных ведомств имеются проблемы. Не определен методический центр для школьных библиотек, сотрудничество муниципальных и школьных библиотек носит несистемный характер, документационное обеспечение деятельности школьных библиотек нуждается в актуализации, престиж профессии школьного библиотекаря пока невысок.
Также на конференции была затронута очень важная и актуальная в настоящее время тема о внедрении независимой системы оценки качества услуг в социальной сфере, в том числе культуре и образовании. В выступлении исполнительного директора БАРК В.П. Лапичковой по теме «Независимая система оценки качества» участникам конференции был представлен новый проект БАРК «ЗЕРКАЛА», направленный на выработку библиотечным сообществом показателей для оценки деятельности библиотек.
С заключительным словом выступила Президент БАРК Н.Ю. Фекличева. В ходе конференции были определены перспективные направления сотрудничества библиотек различных ведомств и деятельности БАРК по вовлечению школьных библиотек в профессиональное библиотечное движение, повышению имиджа школьных библиотек и статуса школьного библиотекаря, которые были одобрены и вошли в итоговый документ конференции:
- Общественное обсуждение проекта Концепции развития библиотечного дела в Республике Карелия до 2020г. и проекта Концепции БАРК до 2020г.;
- Создание секции «Школьные библиотеки» в структуре БАРК;
- Проведение профессиональных конкурсов среди школьных библиотек;
- Вовлечение школьных библиотек в проведение современных социокультурных акций и мероприятий, конкурсов и мероприятий повышения квалификации библиотечных работников общедоступных библиотек;
- Проведение совместных мероприятий к Международному дню школьных библиотек;
- Продвижение Декларации прав школьных библиотекарей России «Библиотеки меняют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку» и «Кодекса этики российского библиотекаря»;
- Внедрение должности «Педагог-библиотекарь» в практику деятельности школьных библиотек.
В 2015 году, объявленном в России Годом литературы, библиотечное сообщество Карелии в рамках деятельности рабочей группы по разработке проекта Концепции развития библиотечного дела Карелии, созданной Министерством культуры Республики Карелия, продолжит обсуждение миссии библиотек, целей и задач деятельности, показателей оценки деятельности библиотек. У всех членов рабочей группы сложилось единое мнение, что в проекте концепции должны быть учтены интересы библиотек всех ведомств Карелии, так как библиотеки формируют интерес к чтению на всех этапах жизни человека, независимо от ведомственной принадлежности библиотек.
У нас будет много интересных проектов и мероприятий, профессиональных встреч и мероприятий, которые дадут новый импульс сотрудничеству и взаимодействию.