РУБРИКА: Этнокультурное образование


ИКТ в обучении детей дошкольного возраста карельскому языку

Волхонова Мария Викторовна, воспитатель на группе по обучению детей карельскому языку (ливвиковское наречие) МБДОУ Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида №20 «Лум

Проблема раннего обучения карельскому языку заключается в необходимости изыскивать новые методы и технологии в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сенситивного периода усвоения языка в дошкольном возрасте. Такие возможности представляют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые прочно входят во все сферы жизни человека.

В обучении детей дошкольного возраста карельскому языку нами были разработаны и апробированы различные методы и приемы в обучении детей языку и в погружении детей в карелоязычную среду: зрительная наглядность; мимика и жесты, фиксированные речевые образцы педагога; использование моделей по сказкам, стихотворениям. Эти методы являются первоочередными и эффективными для обучения детей дошкольного возраста карельскому языку.

Применение  ИКТ  и  Интернет-ресурсов  повышает  мотивацию  к  изучению карельского языка,  делая  его не  только  более  эффективным,  но  и интересным.Такой способ позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи образовательного процесса и осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

При использовании интерактивных средств обучения необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Мотивированность использования. Применение ИКТ должно быть методически обоснованным.
  2. Целенаправленность и функциональная определенность применения ИКТ. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения. Цель применения ИКТ может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения).
  3. ИКТ должны органически вписываться в систему построения учебного занятия, поэтому необходимо учесть их влияние на структуру занятия, методику изложения учебного материала и т.д.
  4. Системность применения ИКТ. Эпизодическое использование ИКТ, как правило, не дает нужного результата. [1, c. 56]

Использование ИКТ при обучении карельскому языку помогает педагогу решить сразу несколько педагогических задач:

  • ·развитие фонематического слуха;
  • ·развитие лексического словаря;
  • развитие элементарных разговорных навыков. [2, c. 34]

Все информационные средства, применяемые нами работе по обучению детей карельскому языку и погружению в карелоязычную среду, можно разделить на: аудио-, видео-, мультимедийные устройства, а также образовательные ресурсы.

Процесс обучения карельскому языку детей дошкольного возраста должен иметь вид спонтанный и игровой. Реализацией такого процесса может стать применение мультимедийных презентаций. Образовательный потенциал презентаций может эффективно использоваться в обучении детей карельскому языку для осуществления наглядной поддержки. Мультимедия - это сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду и, тем самым, позволяет наиболее долго удерживать внимание ребенка во время образовательного процесса. Практика показывает, что при организации занятия с помощью мультимедийной презентации у педагога появляются новые возможности развивать у воспитанников наглядно-образное мышление, внимание, наблюдательность, познавательную мотивацию. [4, c. 75]

Когда словарный запас дошкольника достигнет нескольких десятков слов, можно разнообразить непосредственно-образовательную деятельность с помощью видеороликов к сказкам на карельском языке. Видеоролики создаются в сочетании с иллюстративным материалом и текстом. По ходу видеоролика дети вместе с воспитателем рассматривают картинки и одновременно проговаривают слова, фразы, предложения на карельском языке. Перед созданием видеороликов с детьми организуется предварительная работа. Чтобы сделать просмотр видеороликов более интересным, мы решили задействовать один из методов - рисование сказки детьми, а именно сюжетов, героев сказки. В ходе рисования воспитатель проговаривает с детьми, как зовут того или иного героя на карельском языке, какова роль его в сюжете сказки. Вольно или невольно, карельские слова запоминаются, ассоциируясь с изображением на рисунке. Видеоролики позволяют педагогу превратить знакомство со сказкой в увлекательный и желанный процесс.

Большое внимание в обучении детей карельскому языку и в погружении в карелоязычную среду уделяется музыке. Актуальность использования музыки состоит в том, что это один из эффективных способов запоминания лингвистического материала. Музыка позволяет легко проникнуть в эмоциональный мир ребенка, концентрирует его внимание на самых важных языковых явлениях. Поэтому на своих занятиях мы стали использовать песни в качестве музыкального сопровождения каких-либо игровых действий, выполняемых детьми. [5, c. 68]

В ноябре 2013 года нами был создан цифровой образовательный ресурс с целью формирования первоначальных навыков говорения и слушания на карельском языке. Ресурс содержит презентации по формированию математических представлений на основе игровых ситуаций, графические диктанты, интерактивные физминутки, он включает в себя три раздела: «Tuttavus» (Знакомство), «Tehtävä» (Задание), «Huogavu!» (Отдохни!). Ресурс предназначен для педагогов и родителей, которые проводят занятия с детьми на карельском языке как в детских образовательных учреждениях, так и в домашних условиях.

Интерактивное обучение детей  на основе ИКТ  позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.

В заключение хочется отметить, что при обучении детей карельскому языку, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения карельскому языку достаточно эффективным. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога на языке с ребёнком они не могут и не должны.

Список использованной литературы:

  1. Аствацатуров, Г. О. Дизайн мультимедийного урока : методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г. О. Аствацатуров. – Волгоград : Учитель, 2009. – 133 с.
  2. Вишневецкая, Т. В. Использование ИКТ на занятиях по английскому языку со старшими дошкольниками / Т. В. Вишневецкая // Совр. дошк. образование. Теория и практика. – 2011. - №6. – С.32-37.
  3. Ефимов, И. О. О вреде и пользе компьютера и телевизора / И. О. Ефимов // Дошкольная педагогика. – 2010. - №5. – С.8-10.
  4. Комарова, Т. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. Комарова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 128 с.
  5. Ревнивцева, Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. М. Ревнивцева // Педагогика : традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).  – Челябинск : Два комсомольца, 2012. – С. 67-69.