ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ БЕЛОМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ЛЕТНЕРЕЧЕНСКАЯ СОШ»
Шкадрович Н.А., библиотекарь МОУ «Летнереченская СОШ», руководитель школьного музея
Музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Кроме того, школьный музей - это место научно-педагогической обработки собранного материала и создание на его основе дидактических пособий по ряду предметов школьной программы. Экспонаты музея становятся учебно-наглядными пособиями на уроках. Использование музейных материалов в обучении активизирует учебный процесс по целому ряду предметов и поднимает у обучающихся интерес к познанию.
Основные направления деятельности музея
- История школы;
- Семейные реликвии и традиции;
- История Великой Отечественной войны.
Цели работы музея:
- Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своего народа, школы;
- Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию.
Задачи:
- Изучать вместе с детьми историю школы, обучать их приёмам поисково-исследовательской деятельности.
- Способствовать раскрытию способностей обучающихся через различные виды деятельности, связанные с музейной педагогикой;
- Воспитывать уважительное отношение к историческому наследию, чувство собственного достоинства, гордость за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.
Деятельность школьного музея и библиотеки ведётся в комплексе, это даёт возможность использовать самые различные формы работы для достижения поставленных задач. Вся работа организуется через актив библиотеки, который стал и активом школьного музея. Школа у нас малочисленная, поэтому целесообразно такое совмещение. Ребята активно и с интересом участвуют в поиске информации, беседуют с выпускниками, учителями – ветеранами педагогического труда, записывают интервью, оформляют альбомы. Помощь в сборе экспонатов для музея оказывают и родители. В результате оформлены стенды под общим названием «История нашей школы». Много интересного дети узнают о том, чем ученики предыдущих поколений занимались после уроков. Например, при школе были организованы трудовые объединения. Большой приусадебный участок, где школьники занимались выращиванием овощей, были организованы бригады по посадке, уходу за грядками. Графики были составлены на все летние каникулы, очень много высаживали цветов, кустарников. Ребята занимались опытами и исследовательской деятельностью. Участвовали в районных и республиканских конкурсах и занимали призовые места. При школе также было создано Школьное лесничество. Ребята высаживали саженцы сосны, ели, собирали шишки (это зафиксировано в документах и фотографиях, грамотах и благодарностях). Живейший интерес вызвали выставленные в музее школьная форма для девочек, мальчиков, пионерская форма и форма старшей вожатой, атрибутика пионерской и комсомольской организаций.
Для начальной школы проводятся беседы и экскурсии в музее по принципу открытого пространства: дети рассматривают Буквари и Азбуки разных лет издания, пишут перьевыми ручками, рассматривают чернильницы. Интересные экскурсии проходят у стендов фотодокументов и альбомов учеников прошлого столетия, где дети узнают своих бабушек, дедушек и родителей – выпускников нашей школы.
Музей также пополняется семейными реликвиями, которые выставлены на стеллаже школьной библиотеки: вышитые полотенца, подзоры, различные салфетки, прялка, сундук, утюги, патефон, саквояж и другие предметы быта. Это мини-музей подлинных экспонатов быта. Экспонаты используются при проведении уроков по предметам «Моя Карелия» и «Культура Карелии». Экспонаты музея становятся объектами детских исследований. Ежегодно ребята представляют исследовательские работы на муниципальных конференциях «Мои первые открытия», «Моё Отечество», «Шаг в будущее», конкурсе видеороликов «Хранители военной славы», посвященном 67-летию Победы в Великой Отечественной войне, конкурсе «Юные краеведы» в номинации «Лучшая виртуальная экскурсия» с исследовательской работой «От рубеля до утюга». Естественно, все эти исследовательские работы и выступления - результат сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Следует отметить, что мы организуем переносные выставки и экскурсии по школьному музею, используя такую форму экскурсии как «Музей в чемодане».
Вся деятельность школьного музея направлена на воспитание нравственных ценностей: школьники должны понять, что наша история и люди, которые ее творят, - рядом, они добрые и милосердные, и есть, с кого брать пример, есть, чем гордиться.
Шкадрович Н.А., библиотекарь МОУ «Летнереченская СОШ», руководитель школьного музея
Музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Кроме того, школьный музей - это место научно-педагогической обработки собранного материала и создание на его основе дидактических пособий по ряду предметов школьной программы. Экспонаты музея становятся учебно-наглядными пособиями на уроках. Использование музейных материалов в обучении активизирует учебный процесс по целому ряду предметов и поднимает у обучающихся интерес к познанию.
Основные направления деятельности музея
- История школы;
- Семейные реликвии и традиции;
- История Великой Отечественной войны.
Цели работы музея:
- Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своего народа, школы;
- Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию.
Задачи:
- Изучать вместе с детьми историю школы, обучать их приёмам поисково-исследовательской деятельности.
- Способствовать раскрытию способностей обучающихся через различные виды деятельности, связанные с музейной педагогикой;
- Воспитывать уважительное отношение к историческому наследию, чувство собственного достоинства, гордость за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.
Деятельность школьного музея и библиотеки ведётся в комплексе, это даёт возможность использовать самые различные формы работы для достижения поставленных задач. Вся работа организуется через актив библиотеки, который стал и активом школьного музея. Школа у нас малочисленная, поэтому целесообразно такое совмещение. Ребята активно и с интересом участвуют в поиске информации, беседуют с выпускниками, учителями – ветеранами педагогического труда, записывают интервью, оформляют альбомы. Помощь в сборе экспонатов для музея оказывают и родители. В результате оформлены стенды под общим названием «История нашей школы». Много интересного дети узнают о том, чем ученики предыдущих поколений занимались после уроков. Например, при школе были организованы трудовые объединения. Большой приусадебный участок, где школьники занимались выращиванием овощей, были организованы бригады по посадке, уходу за грядками. Графики были составлены на все летние каникулы, очень много высаживали цветов, кустарников. Ребята занимались опытами и исследовательской деятельностью. Участвовали в районных и республиканских конкурсах и занимали призовые места. При школе также было создано Школьное лесничество. Ребята высаживали саженцы сосны, ели, собирали шишки (это зафиксировано в документах и фотографиях, грамотах и благодарностях). Живейший интерес вызвали выставленные в музее школьная форма для девочек, мальчиков, пионерская форма и форма старшей вожатой, атрибутика пионерской и комсомольской организаций.
Для начальной школы проводятся беседы и экскурсии в музее по принципу открытого пространства: дети рассматривают Буквари и Азбуки разных лет издания, пишут перьевыми ручками, рассматривают чернильницы. Интересные экскурсии проходят у стендов фотодокументов и альбомов учеников прошлого столетия, где дети узнают своих бабушек, дедушек и родителей – выпускников нашей школы.
Музей также пополняется семейными реликвиями, которые выставлены на стеллаже школьной библиотеки: вышитые полотенца, подзоры, различные салфетки, прялка, сундук, утюги, патефон, саквояж и другие предметы быта. Это мини-музей подлинных экспонатов быта. Экспонаты используются при проведении уроков по предметам «Моя Карелия» и «Культура Карелии». Экспонаты музея становятся объектами детских исследований. Ежегодно ребята представляют исследовательские работы на муниципальных конференциях «Мои первые открытия», «Моё Отечество», «Шаг в будущее», конкурсе видеороликов «Хранители военной славы», посвященном 67-летию Победы в Великой Отечественной войне, конкурсе «Юные краеведы» в номинации «Лучшая виртуальная экскурсия» с исследовательской работой «От рубеля до утюга». Естественно, все эти исследовательские работы и выступления - результат сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Следует отметить, что мы организуем переносные выставки и экскурсии по школьному музею, используя такую форму экскурсии как «Музей в чемодане».
Вся деятельность школьного музея направлена на воспитание нравственных ценностей: школьники должны понять, что наша история и люди, которые ее творят, - рядом, они добрые и милосердные, и есть, с кого брать пример, есть, чем гордиться.