КАК ВЫРАСТИТЬ ЛАУРЕАТА (ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ)
Нифантьева Л.В., руководитель школьного музея «Память и время», СОШ №3 г. Петрозаводска
Самой сложной формой деятельности поискового клуба «Север», безусловно, является исследовательская работа. Занимаются ею, как правило, самые настойчивые и серьезные ребята. Вот как отвечает на вопрос, чем привлекала ее научно–исследовательская деятельность, Лена Курицына, председатель клуба:
«Самое главное то, что уже в то время я осознавала, что в процессе работы накапливается опыт, который останется со мной навсегда. Исследовательскую деятельность я начала еще в восьмом классе. Все четыре работы, которые я подготовила, были удачны и заняли призовые места. Мне всегда была интересна предложенная тема, я хотела докопаться до самой сути и, словно следователь, искала малейшие зацепки, чтобы получить новые сведения. Но мало лишь одних сведений, их нужно уметь анализировать.
В своей исследовательской работе «Маннергейм и Карелия» я впервые столкнулась с крайне противоречивыми сведениями известных историков, и вопрос о пребывании Маннергейма в нашей республике до сих пор остается для меня открытым. Изучение и анализ – это полдела, еще исследователю предстоит оформить свою работу так, чтобы она была понятна слушателям, и представить ее аудитории. Всему этому научила меня Любовь Владимировна. Исследовательская деятельность расширяет кругозор, тут же идет практика и по школьным предметам, прежде всего из той области, в которой ведется исследование, но тут же практикуется и русский язык, если доклад на иностранном языке – иностранный. Обогащается словарный запас, приобретается опыт публичного выступления. Сегодня, будучи студенткой, я не трясусь, услышав слово «курсовая» или «реферат», и не боюсь выступать перед людьми. К тому же, я научилась оценивать работу со стороны, потому что много раз видела выступления своих сверстников. Люблю, когда человек ориентируется в своей теме, «плавает как рыба в воде», когда с достоинством отвечает на вопросы жюри и «вкусно» преподносит свою тему, иногда и с помощью нетрадиционных способов. Опыт, опыт и еще раз опыт – вот, что мне дала исследовательская деятельность. Опыт действия в различных ситуациях, опыт такой, что я с легкостью могу передать его моим последователям».
К слову сказать, Лена не только сама успешно выступала на конференциях, но за всю историю клуба единственная помогала в подготовке докладов младшему составу. Может, поэтому она стала педагогом?
Надо заметить, что существует общая тенденция, которая характерна для последнего десятилетия – это всплеск интереса одаренных ребят к научно-исследовательской деятельности. Здесь играют роль многие факторы. Сегодня на счету клуба «Север» - 72 Лауреата, накопился определенный опыт, которым хотелось бы поделиться с начинающими.
Считаю, что музеи обязательно должны заниматься исследовательской деятельностью, потому что накопленный материал требует обобщения, систематизации. Мы, например, таким образом смогли собрать воедино материал по многим темам, которыми занимались, например, «Радисты карельского подполья», «Судьбы разведчиков НКВД», «История микрорайона Ключевая», «Трагедия партизанской бригады И. Григорьева», «Карельское подполье» и др. Сегодня это наш «золотой» запас, и мы охотно делимся им со всеми желающими. К нам часто за помощью обращаются школьники микрорайона, наши бывшие выпускники клуба, нынешние студенты, и мы с удовольствием всем помогаем.
Документы мы на дом не выдаем, а работать в музее разрешаем, сколько понадобится.
На мой взгляд, многие ребята стремятся к научной работе, как альпинисты к покорению Эвереста. Особенно вдохновляет их первый успех, первая победа. Они учатся видеть красоту работы, учатся ее преподносить. У нас в научной группе есть незыблемое правило: доклад не читается, он рассказывается.
Сейчас очень много пишут о НИР, поэтому ни слова не скажу об оформлении работы, это все знают, буду рассказывать лишь о нашей кухне – как все это делается и, как, на мой взгляд, эффективнее это делать.
Желательно, чтобы имелось несколько направлений, по которым идут исследования. Тогда у учащихся будет выбор. Например, наш клуб ведет свои исследования по трем направлениям: военное, история микрорайона Ключевая и литературное краеведение. Весь процесс научно-исследовательской деятельности проходит через 8 этапов:
- Мотивация НИР.
- Выбор темы. Предварительный багаж.
- Предварительная экспертиза. Постановка проблемы.
- Семь раз отмерь…(составление плана)
- Сбор материала и работа с источниками.
- Оформление результатов исследования.
- Подготовка устного варианта и презентации.
- Прогон доклада. Неудобные вопросы.
Выбор темы. Предварительный багаж.
Не буду говорить о мотивации, это всем понятно. Поговорим о выборе темы. Несмотря на то, что наш музей – неисчерпаемый источник новых тем, ее выбор до сих пор остается самым трудным. Тема должна находить глубокий отклик в мыслях и чувствах исследователя. По сути, это ключевой этап творчества. Здесь стараемся придерживаться нескольких правил. Во-первых, должна присутствовать новизна темы, ее неизбитость, чтобы можно было высказать свое собственное мнение, собственный взгляд. Мы задаем вопросы и пытаемся выйти за рамки достигнутого, известного, чтобы не получилось так, как однажды с нами. Мы подготовили добротный доклад о И.С. Молчанове, первом военном коменданте Петрозаводска. Он - Почетный гражданин города, дружил с нашей школой, сохранились его письма, фотографии, его помнят наши учителя. И первый же вопрос жюри выявил оценку нашей работы: «Что вы добавили нового, ведь о Молчанове так много писали журналисты ». Оказалось, ничего, кроме того, что дружил с нашей школой. Также надо избегать тем общего характера, которые, как правило, давно и хорошо разработаны. Чем уже тема, тем интереснее над ней работать, тем больше появляется возможности копнуть поглубже.
Во-вторых, актуальность и нужность работы. Ее результаты должны быть интересны не только вам, но еще и другим людям. Например, когда в нашей прессе промелькнул материал о том, что отдельные депутаты предлагают назвать улицу города в честь маршала Финляндии Маннергейма, мы были возмущены, так как хорошо знакомы с его деятельностью на территории Карелии. Кроме того, взяться за эту работу нам давно советовал наш консультант по военной тематике – К.А. Морозов. Он же помог и с литературой. Актуальность работы «Маннергейм и Карелия» докладчик Лена Курицына ощущала каждый раз, когда ей приходилось выступать: слушатели засыпали ее вопросами, да это и понятно, т.к. сегодня некоторые русские историки пытаются оккупанта и захватчика представить в розовом цвете. Лена стала Лауреатом, но самой высшей оценкой для нас стало мнение историка Н.И. Барышникова, которому выслал нашу работу К.А. Морозов.
В-третьих, приступая к работе, оцени уровень своего предварительного багажа. Готов ли ты, потянешь ли ты? Прежде всего, это зависит от того, какой материал ты избираешь для изучения. Можно ли писать о финской печати в годы войны, если ты не знаком с основами журналистики? Например, чтобы написать работу по истории, сверх общих знаний, хорошего знания конкретной эпохи, начинающий исследователь должен уметь находить, понимать и анализировать документы. Когда наши ребята, например, приступают к работе по военной тематике, они уже к ней подготовлены клубными занятиями, экскурсиями. Некоторые годами ведут экскурсии, прежде чем выступят на эту тему, как это было с Антоном Муштаковым. Сначала он вел экскурсию о походе бригады Григорьева, а потом стал Лауреатом республики, выступив с докладом по этой теме.
В-четвертых, желательно, чтобы работа имела практическое назначение. Найдет ли она применение на уроках, или станет основой будущей экскурсии, или составит главу еще не написанной книги – этот момент очень важен. Например, работы «Пропавшие без вести», «Партизанское движение Карелии» - послужили основой экскурсии, «Творчество Короткова», «Слово о И.М. Бацере – журналисте и писателе» - используются на уроках литературы.
Заканчивая разговор о темах, повторим слова известного русского историка В.О. Ключевского: «В истории русской жизни есть столько и таких незатронутых вопросов, что затронуть их составит славу тех, кто их только затронет, хотя и не решит». Так что на наш век тем хватит.
Предварительная экспертиза. Постановка проблемы.
Однажды на конференции «Шаг в будущее» стала свидетелем прекрасного, на мой взгляд, выступления ученицы о Петровском заводе. И только вопрос председателя жюри показал, что это далеко не так. Он спросил, знакома ли она с работой историка П. Оказалось, нет. А это была основная монография по излагаемому вопросу. Ученица пренебрегла тем, что мы называем предварительной экспертизой.
Чтобы «не открывать Америк», надо самым тщательным образом просмотреть всю литературу по своему вопросу, выяснить состояние избранной проблемы. Очень полезно, по словам Г.Н. Усыскина, (научного руководителя санкт-петербургского научного историко-краеведческого общества учащихся) познакомиться с литературой, цитированной в последних работах на тему, близкую к выбранной автором, или в работах, критическое рассмотрение которых привело автора к данной теме. (Усыскин Г.С. Свидание с Клио. СПб., 1997, с.30)
Предварительную экспертизу можно назвать своеобразной «разведкой боем». Задача ее проста: не повторить работы, проделанной другими.
Аня Климова, заинтересовавшись в 1997 г. темой «Финская оккупация в годы ВОВ на территории Карелии», предварительно просмотрела много литературы и нашла только одну работу, посвященную избранной теме - курсовую работу Д.В. Рогаткина «Финская оккупация Карелии 1941-1944 годах: пропаганда и просвещение». Только убедившись, что печатных источников нет, она обратилась в Национальный и Государственный архивы. Отыскав нужные материалы, поняла, что нужны встречи с очевидцами. А тема после знакомства с источниками значительно сузилась – она решила писать только о финской школе. Таким образом, часто проблема по-настоящему отчетливо вырисуется после знакомства с источниками. А работа у Ани получилась очень интересная, живая, актуальная.
Таким образом, после предварительного изучения вопроса появляется ясность, в каком направлении двигаться, конкретизируется цель исследования.
Сбор материала и работа с источниками
Любая работа начинается с обзора источников, на которые она опирается. Иногда характеристика источников (может быть, одного) бывает более обстоятельной, в зависимости от темы доклада. Автор может объяснить, почему привлечен именно этот круг источников, что они конкретно дали автору для разработки темы, как удалось справиться с разноречиями и разночтениями, если такие встретились в литературе. Именно здесь объясняется суть проблемы, где в данной теме проходит граница знания и незнания о предмете исследования.
В процессе составления библиографии приобретается необходимый навык работы с систематическими и предметными каталогами, библиографическими указателями, компьютером. Большим подспорьем для наших краеведов являются фонды нашего школьного музея, где содержатся уникальные документы. Нередко в научной работе мы используем воспоминания, собранные во время экспедиции или поискового лагеря. Чтобы воспоминание стало подлинным документом, оно должно быть подписано респондентом или зарегистрировано в музее. Но надо иметь в виду, что воспоминания – продукт человеческой памяти, а поэтому всегда субъективны. Поэтому их следует подтверждать документальными источниками.
Изучение литературы – сложная работа. Просмотр начинается с общего ознакомления по оглавлению, затем беглый просмотр всего содержания. Затем выборочное чтение и выписка интересующего материала. Конечно, выписывается не вся информация, а только то, что имеет отношение к теме. Выписки надо делать обязательно на карточки, а не в обычную тетрадь. Карточки легче систематизировать в любом порядке, необходимом на определенной стадии работы. Очень важно с самого начала приучить себя каждую выписку сопровождать ссылкой на источник, вплоть до указания страницы.
Как изучать источники? Конечно, лучше основные - раньше второстепенных. Более полный источник – ранее менее полного. Правильнее знакомиться с документальными источниками, особенно основными, ранее литературы, чтобы составить собственное мнение и обеспечить непредвзятый подход к проблеме, а также для того, чтобы на основе источников критически подойти к имеющимся оценкам и выводам.
Очень сложно работать с периодическими изданиями. Убедились на личном опыте, когда работали в краеведческом отделе Национальной библиотеки по темам «Печать в годы войны», «Слово о Бацере…» Работая с периодикой, ребята заметили, что многие статьи не вошли в каталоги, были просто пропущены. Приходилось просматривать все газеты, а это очень трудоемкий процесс. Легче искать, если ты знаешь принцип расположения материала в конкретной газете, основные рубрики и их место. Как самый интересный опыт использования периодики отметим работу Виталия Кулешова на тему «Финская печать в годы Великой Отечественной войны». Она построена целиком на анализе уникальной газеты «Северное слово» за 1942 и 1943 г., в единственном экземпляре хранящейся в Национальном архиве РК. Газета эта выпускалась для военнопленных концлагерей и очень ярко отражала пропагандистскую политику оккупантов.
Работали мы в архиве с большим воодушевлением, хотя архив – это более высокая ступень для начинающего исследователя. Но еще с самого начала деятельности клуба у нас сложились прекрасные отношения со всеми архивами РК, и поэтому во все архивы, кроме ФСБ, мы имели доступ. Мы идем в архив только тогда, когда точно знаем, что ищем и что нужные нам документы не опубликованы. В последнее время архивы выпустили немало сборников с документами, это надо иметь в виду. Кроме того, у нас в музее имеются справочники-путеводители, благодаря которым можно всегда посмотреть, какие фонды хранит архив. Подаренное Национальным архивом пособие «Архив школе» стало нашей настольной книгой. При выписках из архивных документов указывается сокращенное название архива, номер фонда, описи, дела, связки и листа, например, ГУ «Национальный архив Республики Карелия», ф…, оп…, д…, л… Оформлять справочные сноски на архивные документы допустимо лишь в тех случаях, когда эти документы не опубликованы. В работе с источниками будем следовать советам ученых-методологов: «Лучше знать меньше, но как следует, чем складывать в кучу различные, не связанные друг с другом знания».
Мы очень благодарны бывшим директорам наших карельских архивов – О.Г. Чистякову, Н.Я. Копьеву, Т.М. Аноховой, которые всегда шли нашим исследователям навстречу; сотрудникам Национального архива – И.С. Петричевой и И.Г. Петушковой за консультации и помощь.
Бесспорно, работа по накоплению материала занимает центральное место в исследовании. Если говорить здесь о роли НР, то в каждом конкретном случае она будет разной. Одно дело, если ученик собирает материалы к первой работе, и совершенно другое, если это четвертая или пятая работа. За всю историю клуба наибольшее количество докладов написано Марией Отрепиной – семь докладов. Последний доклад был полностью авторским: от первой и до последней страницы. Но Маша начинала свою научную карьеру с 8 класса. Сейчас же наши исследователи значительно помолодели: начало, как правило, приходится на 6 класс. Нынешний председатель клуба, Даша Иванова, только перешла в 9 класс, а выступила уже с тремя докладами и трижды становилась Лауреатом конференций. С ней очень приятно заниматься, так как делает Дарья все с большим желанием. Те навыки и умения, которые она приобрела во время наших занятий, пригодились в учебной деятельности – все учителя единодушно отмечали ее успешность, а сегодня она не менее успешная студентка.
Оформление результатов исследования
По традиции научная работа, доклад выстраивается по определенной схеме: введение, собственное исследование, заключение, список использованной литературы и приложение.
Введение – очень важная часть, которую можно назвать своеобразной визитной карточкой работы. Цели, задачи, поднятая проблема, актуальность работы, методы исследования, обзор источников, практическое применение - все содержится во введении. Приведем пример конкретной работы. Обязательно во введении дается характеристика источников. Краткий анализ источников позволяет четко мотивировать собственный замысел и цель исследования.
Основная часть разбивается на главы со своими заголовками, каждая в конце содержит вывод по написанному. Каким должен быть объем работы? По всем современным нормам – 10 печатных страниц и не более. Считаю, что все, что необходимо, можно изложить в этих рамках. Если ты не уложился в этот объем, значит, учись сокращать. Свой отсчет страницы ведут с титульного листа и до списка использованной литературы. Таким образом, титульный лист, оглавление и список использованной литературы уже составят три страницы вашего доклада. Остается всего семь страниц.
Конечно, работа должна быть логичной, написана хорошим литературным языком. Я всегда повторяю ребятам: если хотите научиться писать – пишите больше, переписывайте, не ленитесь. И здесь нам очень помогает журналистика, которая включена в программу клуба. Поэтому сократить, переделать, добавить – для наших исследователей не составит особого труда. Очень точно об особенности научного языка сказал академик Д.С. Лихачев: «В научном языке не должны «чувствоваться чернила»: он должен быть легким. Язык научной работы должен быть «незаметен». Если читатель прочтет научную работу и не обратит внимания на то, хорошо или плохо она написана – значит, она написана хорошо. Самое большое достоинство научного изложения – логичность и последовательность переходов от мысли к мысли. Умение развивать мысль – это не только логичность, но и ясность изложения.
Чем ближе ваш письменный язык к устному, тем лучше, тем он свободнее, разнообразнее, естественнее по интонации».
Ни одна работа не обходится без цитирования. Это один из обязательных моментов исследовательской работы, который показывает, насколько глубоко автор овладел материалом. Безусловно, в цитировании источников следует соблюдать меру. Если приводить слишком много цитат, твоим собственным мыслям не останется места. Не забывайте, что цитату можно привести в сокращенном варианте. Самая распространенная ошибка начинающего исследователя – «забывчивость» автора: он не закавычивает фразы какого-либо автора, тем самым, приписывая их себе, или просто забывает сделать сноску на источник. Не стоит заниматься плагиатом, надо приучать себя отделять свое от чужого.
Заключение – итог работы, как правило, небольшой по объему. Здесь раскрывается самое важное, самое ценное, что удалось сделать автору. В заключении можно поделиться нерешенными проблемами, перспективами на будущее. Может, работа будет иметь продолжение. Здесь можно сказать о степени участия других лиц в выполнении данной работы: родителей, научного руководителя, консультантов, выразить свою признательность.
Подготовка устного варианта и презентации.
Итак, работа написана, оформлена в папку, подготовлено приложение. Казалось бы, можно начинать готовиться к выступлению. Но нет, далее мы пишем устный вариант самого доклада, т.к. никогда не выступаем по 10 - страничному тексту. Для нас – это важнейшая часть подготовки к конференции. Наша задача – из всего доклада выбрать самое главное так, чтобы осталось 3 – 3,5 страницы текста. Меняется и стиль изложения. Сухая манера изложения в письменном варианте уступает живой, образной, эмоциональной манере изложения материала в устном. Доклад должен привлекать внимание слушателей и по времени занимать не более 9-10 минут.
В презентации выносятся цели, задачи, методы исследования, оглавление работы. Количество слайдов не должно быть очень большим – 15-18. К слайдам подбираются короткие подписи, но ни в коем случае не дается текст самого доклада. Много текста – это плохой тон автора, пространный текст отвлекает внимание от выступления. Человек начинает вчитываться сам и перестает слушать докладчика.
Прогон доклада. Неудобные вопросы.
Что является самым трудным для докладчика? Разумеется, само выступление, которое не читается, а выучивается наизусть. Более того, докладчик должен уметь просто и доступно рассказать о своем исследовании. В октябре 2013 года на Российских краеведческих чтениях в Москве Виталий Клочков с прекрасной работой «Увековечение памяти событий Великой Отечественной войны на примере деятельности поискового клуба «Север» не смог стать Лауреатом только по той причине, что читал работу, а не рассказывал ее.
Чтобы исследователь лучше освоился, мы практикуем прогоны докладов в старших классах. При этом мы просим ребят задавать самые трудные вопросы, потому что второй момент, к которому должен быть готов каждый выступающий, - защита доклада. Если доклад можно хорошо выучить, то ответить на вопросы – это достаточно сложно. Неумение ответить говорит о некомпетентности автора. Поэтому умение отвечать надо формировать целенаправленно, готовить к ним психологически, в системе.
Вот, собственно, и все, чем я хотела поделиться с теми, кто начинает заниматься НИР. Это очень увлекательное и интересное занятие не только для ребят, но и для научного руководителя. Если учитель порой ждет своих результатов годами, здесь оценку вашему сотрудничеству с учащимися даст конференция, к которой вы вместе готовитесь. Меня привлекают индивидуальные занятия с ребятами, так как видишь на глазах, как воплощаются в жизнь твои идеи, как подопечный, крепко усвоив твои уроки, начинает творить свое, собственное. Вот этот момент и будет самым счастливым для руководителя, вот ради этого момента я и занимаюсь НИР. Большую роль в развитии личности подопечного играет и тот материал, который мы исследуем (а мы занимаемся краеведением и военной историей)
Заканчивая разговор, еще раз повторю, что каждый руководитель музея должен обязательно заниматься с ребятами исследованиями – только в этом случае накопленный материал будет детально проработан, изучен и оформлен, как подобает.
Нифантьева Л.В., руководитель школьного музея «Память и время», СОШ №3 г. Петрозаводска
Самой сложной формой деятельности поискового клуба «Север», безусловно, является исследовательская работа. Занимаются ею, как правило, самые настойчивые и серьезные ребята. Вот как отвечает на вопрос, чем привлекала ее научно–исследовательская деятельность, Лена Курицына, председатель клуба:
«Самое главное то, что уже в то время я осознавала, что в процессе работы накапливается опыт, который останется со мной навсегда. Исследовательскую деятельность я начала еще в восьмом классе. Все четыре работы, которые я подготовила, были удачны и заняли призовые места. Мне всегда была интересна предложенная тема, я хотела докопаться до самой сути и, словно следователь, искала малейшие зацепки, чтобы получить новые сведения. Но мало лишь одних сведений, их нужно уметь анализировать.
В своей исследовательской работе «Маннергейм и Карелия» я впервые столкнулась с крайне противоречивыми сведениями известных историков, и вопрос о пребывании Маннергейма в нашей республике до сих пор остается для меня открытым. Изучение и анализ – это полдела, еще исследователю предстоит оформить свою работу так, чтобы она была понятна слушателям, и представить ее аудитории. Всему этому научила меня Любовь Владимировна. Исследовательская деятельность расширяет кругозор, тут же идет практика и по школьным предметам, прежде всего из той области, в которой ведется исследование, но тут же практикуется и русский язык, если доклад на иностранном языке – иностранный. Обогащается словарный запас, приобретается опыт публичного выступления. Сегодня, будучи студенткой, я не трясусь, услышав слово «курсовая» или «реферат», и не боюсь выступать перед людьми. К тому же, я научилась оценивать работу со стороны, потому что много раз видела выступления своих сверстников. Люблю, когда человек ориентируется в своей теме, «плавает как рыба в воде», когда с достоинством отвечает на вопросы жюри и «вкусно» преподносит свою тему, иногда и с помощью нетрадиционных способов. Опыт, опыт и еще раз опыт – вот, что мне дала исследовательская деятельность. Опыт действия в различных ситуациях, опыт такой, что я с легкостью могу передать его моим последователям».
К слову сказать, Лена не только сама успешно выступала на конференциях, но за всю историю клуба единственная помогала в подготовке докладов младшему составу. Может, поэтому она стала педагогом?
Надо заметить, что существует общая тенденция, которая характерна для последнего десятилетия – это всплеск интереса одаренных ребят к научно-исследовательской деятельности. Здесь играют роль многие факторы. Сегодня на счету клуба «Север» - 72 Лауреата, накопился определенный опыт, которым хотелось бы поделиться с начинающими.
Считаю, что музеи обязательно должны заниматься исследовательской деятельностью, потому что накопленный материал требует обобщения, систематизации. Мы, например, таким образом смогли собрать воедино материал по многим темам, которыми занимались, например, «Радисты карельского подполья», «Судьбы разведчиков НКВД», «История микрорайона Ключевая», «Трагедия партизанской бригады И. Григорьева», «Карельское подполье» и др. Сегодня это наш «золотой» запас, и мы охотно делимся им со всеми желающими. К нам часто за помощью обращаются школьники микрорайона, наши бывшие выпускники клуба, нынешние студенты, и мы с удовольствием всем помогаем.
Документы мы на дом не выдаем, а работать в музее разрешаем, сколько понадобится.
На мой взгляд, многие ребята стремятся к научной работе, как альпинисты к покорению Эвереста. Особенно вдохновляет их первый успех, первая победа. Они учатся видеть красоту работы, учатся ее преподносить. У нас в научной группе есть незыблемое правило: доклад не читается, он рассказывается.
Сейчас очень много пишут о НИР, поэтому ни слова не скажу об оформлении работы, это все знают, буду рассказывать лишь о нашей кухне – как все это делается и, как, на мой взгляд, эффективнее это делать.
Желательно, чтобы имелось несколько направлений, по которым идут исследования. Тогда у учащихся будет выбор. Например, наш клуб ведет свои исследования по трем направлениям: военное, история микрорайона Ключевая и литературное краеведение. Весь процесс научно-исследовательской деятельности проходит через 8 этапов:
- Мотивация НИР.
- Выбор темы. Предварительный багаж.
- Предварительная экспертиза. Постановка проблемы.
- Семь раз отмерь…(составление плана)
- Сбор материала и работа с источниками.
- Оформление результатов исследования.
- Подготовка устного варианта и презентации.
- Прогон доклада. Неудобные вопросы.
Выбор темы. Предварительный багаж.
Не буду говорить о мотивации, это всем понятно. Поговорим о выборе темы. Несмотря на то, что наш музей – неисчерпаемый источник новых тем, ее выбор до сих пор остается самым трудным. Тема должна находить глубокий отклик в мыслях и чувствах исследователя. По сути, это ключевой этап творчества. Здесь стараемся придерживаться нескольких правил. Во-первых, должна присутствовать новизна темы, ее неизбитость, чтобы можно было высказать свое собственное мнение, собственный взгляд. Мы задаем вопросы и пытаемся выйти за рамки достигнутого, известного, чтобы не получилось так, как однажды с нами. Мы подготовили добротный доклад о И.С. Молчанове, первом военном коменданте Петрозаводска. Он - Почетный гражданин города, дружил с нашей школой, сохранились его письма, фотографии, его помнят наши учителя. И первый же вопрос жюри выявил оценку нашей работы: «Что вы добавили нового, ведь о Молчанове так много писали журналисты ». Оказалось, ничего, кроме того, что дружил с нашей школой. Также надо избегать тем общего характера, которые, как правило, давно и хорошо разработаны. Чем уже тема, тем интереснее над ней работать, тем больше появляется возможности копнуть поглубже.
Во-вторых, актуальность и нужность работы. Ее результаты должны быть интересны не только вам, но еще и другим людям. Например, когда в нашей прессе промелькнул материал о том, что отдельные депутаты предлагают назвать улицу города в честь маршала Финляндии Маннергейма, мы были возмущены, так как хорошо знакомы с его деятельностью на территории Карелии. Кроме того, взяться за эту работу нам давно советовал наш консультант по военной тематике – К.А. Морозов. Он же помог и с литературой. Актуальность работы «Маннергейм и Карелия» докладчик Лена Курицына ощущала каждый раз, когда ей приходилось выступать: слушатели засыпали ее вопросами, да это и понятно, т.к. сегодня некоторые русские историки пытаются оккупанта и захватчика представить в розовом цвете. Лена стала Лауреатом, но самой высшей оценкой для нас стало мнение историка Н.И. Барышникова, которому выслал нашу работу К.А. Морозов.
В-третьих, приступая к работе, оцени уровень своего предварительного багажа. Готов ли ты, потянешь ли ты? Прежде всего, это зависит от того, какой материал ты избираешь для изучения. Можно ли писать о финской печати в годы войны, если ты не знаком с основами журналистики? Например, чтобы написать работу по истории, сверх общих знаний, хорошего знания конкретной эпохи, начинающий исследователь должен уметь находить, понимать и анализировать документы. Когда наши ребята, например, приступают к работе по военной тематике, они уже к ней подготовлены клубными занятиями, экскурсиями. Некоторые годами ведут экскурсии, прежде чем выступят на эту тему, как это было с Антоном Муштаковым. Сначала он вел экскурсию о походе бригады Григорьева, а потом стал Лауреатом республики, выступив с докладом по этой теме.
В-четвертых, желательно, чтобы работа имела практическое назначение. Найдет ли она применение на уроках, или станет основой будущей экскурсии, или составит главу еще не написанной книги – этот момент очень важен. Например, работы «Пропавшие без вести», «Партизанское движение Карелии» - послужили основой экскурсии, «Творчество Короткова», «Слово о И.М. Бацере – журналисте и писателе» - используются на уроках литературы.
Заканчивая разговор о темах, повторим слова известного русского историка В.О. Ключевского: «В истории русской жизни есть столько и таких незатронутых вопросов, что затронуть их составит славу тех, кто их только затронет, хотя и не решит». Так что на наш век тем хватит.
Предварительная экспертиза. Постановка проблемы.
Однажды на конференции «Шаг в будущее» стала свидетелем прекрасного, на мой взгляд, выступления ученицы о Петровском заводе. И только вопрос председателя жюри показал, что это далеко не так. Он спросил, знакома ли она с работой историка П. Оказалось, нет. А это была основная монография по излагаемому вопросу. Ученица пренебрегла тем, что мы называем предварительной экспертизой.
Чтобы «не открывать Америк», надо самым тщательным образом просмотреть всю литературу по своему вопросу, выяснить состояние избранной проблемы. Очень полезно, по словам Г.Н. Усыскина, (научного руководителя санкт-петербургского научного историко-краеведческого общества учащихся) познакомиться с литературой, цитированной в последних работах на тему, близкую к выбранной автором, или в работах, критическое рассмотрение которых привело автора к данной теме. (Усыскин Г.С. Свидание с Клио. СПб., 1997, с.30)
Предварительную экспертизу можно назвать своеобразной «разведкой боем». Задача ее проста: не повторить работы, проделанной другими.
Аня Климова, заинтересовавшись в 1997 г. темой «Финская оккупация в годы ВОВ на территории Карелии», предварительно просмотрела много литературы и нашла только одну работу, посвященную избранной теме - курсовую работу Д.В. Рогаткина «Финская оккупация Карелии 1941-1944 годах: пропаганда и просвещение». Только убедившись, что печатных источников нет, она обратилась в Национальный и Государственный архивы. Отыскав нужные материалы, поняла, что нужны встречи с очевидцами. А тема после знакомства с источниками значительно сузилась – она решила писать только о финской школе. Таким образом, часто проблема по-настоящему отчетливо вырисуется после знакомства с источниками. А работа у Ани получилась очень интересная, живая, актуальная.
Таким образом, после предварительного изучения вопроса появляется ясность, в каком направлении двигаться, конкретизируется цель исследования.
Сбор материала и работа с источниками
Любая работа начинается с обзора источников, на которые она опирается. Иногда характеристика источников (может быть, одного) бывает более обстоятельной, в зависимости от темы доклада. Автор может объяснить, почему привлечен именно этот круг источников, что они конкретно дали автору для разработки темы, как удалось справиться с разноречиями и разночтениями, если такие встретились в литературе. Именно здесь объясняется суть проблемы, где в данной теме проходит граница знания и незнания о предмете исследования.
В процессе составления библиографии приобретается необходимый навык работы с систематическими и предметными каталогами, библиографическими указателями, компьютером. Большим подспорьем для наших краеведов являются фонды нашего школьного музея, где содержатся уникальные документы. Нередко в научной работе мы используем воспоминания, собранные во время экспедиции или поискового лагеря. Чтобы воспоминание стало подлинным документом, оно должно быть подписано респондентом или зарегистрировано в музее. Но надо иметь в виду, что воспоминания – продукт человеческой памяти, а поэтому всегда субъективны. Поэтому их следует подтверждать документальными источниками.
Изучение литературы – сложная работа. Просмотр начинается с общего ознакомления по оглавлению, затем беглый просмотр всего содержания. Затем выборочное чтение и выписка интересующего материала. Конечно, выписывается не вся информация, а только то, что имеет отношение к теме. Выписки надо делать обязательно на карточки, а не в обычную тетрадь. Карточки легче систематизировать в любом порядке, необходимом на определенной стадии работы. Очень важно с самого начала приучить себя каждую выписку сопровождать ссылкой на источник, вплоть до указания страницы.
Как изучать источники? Конечно, лучше основные - раньше второстепенных. Более полный источник – ранее менее полного. Правильнее знакомиться с документальными источниками, особенно основными, ранее литературы, чтобы составить собственное мнение и обеспечить непредвзятый подход к проблеме, а также для того, чтобы на основе источников критически подойти к имеющимся оценкам и выводам.
Очень сложно работать с периодическими изданиями. Убедились на личном опыте, когда работали в краеведческом отделе Национальной библиотеки по темам «Печать в годы войны», «Слово о Бацере…» Работая с периодикой, ребята заметили, что многие статьи не вошли в каталоги, были просто пропущены. Приходилось просматривать все газеты, а это очень трудоемкий процесс. Легче искать, если ты знаешь принцип расположения материала в конкретной газете, основные рубрики и их место. Как самый интересный опыт использования периодики отметим работу Виталия Кулешова на тему «Финская печать в годы Великой Отечественной войны». Она построена целиком на анализе уникальной газеты «Северное слово» за 1942 и 1943 г., в единственном экземпляре хранящейся в Национальном архиве РК. Газета эта выпускалась для военнопленных концлагерей и очень ярко отражала пропагандистскую политику оккупантов.
Работали мы в архиве с большим воодушевлением, хотя архив – это более высокая ступень для начинающего исследователя. Но еще с самого начала деятельности клуба у нас сложились прекрасные отношения со всеми архивами РК, и поэтому во все архивы, кроме ФСБ, мы имели доступ. Мы идем в архив только тогда, когда точно знаем, что ищем и что нужные нам документы не опубликованы. В последнее время архивы выпустили немало сборников с документами, это надо иметь в виду. Кроме того, у нас в музее имеются справочники-путеводители, благодаря которым можно всегда посмотреть, какие фонды хранит архив. Подаренное Национальным архивом пособие «Архив школе» стало нашей настольной книгой. При выписках из архивных документов указывается сокращенное название архива, номер фонда, описи, дела, связки и листа, например, ГУ «Национальный архив Республики Карелия», ф…, оп…, д…, л… Оформлять справочные сноски на архивные документы допустимо лишь в тех случаях, когда эти документы не опубликованы. В работе с источниками будем следовать советам ученых-методологов: «Лучше знать меньше, но как следует, чем складывать в кучу различные, не связанные друг с другом знания».
Мы очень благодарны бывшим директорам наших карельских архивов – О.Г. Чистякову, Н.Я. Копьеву, Т.М. Аноховой, которые всегда шли нашим исследователям навстречу; сотрудникам Национального архива – И.С. Петричевой и И.Г. Петушковой за консультации и помощь.
Бесспорно, работа по накоплению материала занимает центральное место в исследовании. Если говорить здесь о роли НР, то в каждом конкретном случае она будет разной. Одно дело, если ученик собирает материалы к первой работе, и совершенно другое, если это четвертая или пятая работа. За всю историю клуба наибольшее количество докладов написано Марией Отрепиной – семь докладов. Последний доклад был полностью авторским: от первой и до последней страницы. Но Маша начинала свою научную карьеру с 8 класса. Сейчас же наши исследователи значительно помолодели: начало, как правило, приходится на 6 класс. Нынешний председатель клуба, Даша Иванова, только перешла в 9 класс, а выступила уже с тремя докладами и трижды становилась Лауреатом конференций. С ней очень приятно заниматься, так как делает Дарья все с большим желанием. Те навыки и умения, которые она приобрела во время наших занятий, пригодились в учебной деятельности – все учителя единодушно отмечали ее успешность, а сегодня она не менее успешная студентка.
Оформление результатов исследования
По традиции научная работа, доклад выстраивается по определенной схеме: введение, собственное исследование, заключение, список использованной литературы и приложение.
Введение – очень важная часть, которую можно назвать своеобразной визитной карточкой работы. Цели, задачи, поднятая проблема, актуальность работы, методы исследования, обзор источников, практическое применение - все содержится во введении. Приведем пример конкретной работы. Обязательно во введении дается характеристика источников. Краткий анализ источников позволяет четко мотивировать собственный замысел и цель исследования.
Основная часть разбивается на главы со своими заголовками, каждая в конце содержит вывод по написанному. Каким должен быть объем работы? По всем современным нормам – 10 печатных страниц и не более. Считаю, что все, что необходимо, можно изложить в этих рамках. Если ты не уложился в этот объем, значит, учись сокращать. Свой отсчет страницы ведут с титульного листа и до списка использованной литературы. Таким образом, титульный лист, оглавление и список использованной литературы уже составят три страницы вашего доклада. Остается всего семь страниц.
Конечно, работа должна быть логичной, написана хорошим литературным языком. Я всегда повторяю ребятам: если хотите научиться писать – пишите больше, переписывайте, не ленитесь. И здесь нам очень помогает журналистика, которая включена в программу клуба. Поэтому сократить, переделать, добавить – для наших исследователей не составит особого труда. Очень точно об особенности научного языка сказал академик Д.С. Лихачев: «В научном языке не должны «чувствоваться чернила»: он должен быть легким. Язык научной работы должен быть «незаметен». Если читатель прочтет научную работу и не обратит внимания на то, хорошо или плохо она написана – значит, она написана хорошо. Самое большое достоинство научного изложения – логичность и последовательность переходов от мысли к мысли. Умение развивать мысль – это не только логичность, но и ясность изложения.
Чем ближе ваш письменный язык к устному, тем лучше, тем он свободнее, разнообразнее, естественнее по интонации».
Ни одна работа не обходится без цитирования. Это один из обязательных моментов исследовательской работы, который показывает, насколько глубоко автор овладел материалом. Безусловно, в цитировании источников следует соблюдать меру. Если приводить слишком много цитат, твоим собственным мыслям не останется места. Не забывайте, что цитату можно привести в сокращенном варианте. Самая распространенная ошибка начинающего исследователя – «забывчивость» автора: он не закавычивает фразы какого-либо автора, тем самым, приписывая их себе, или просто забывает сделать сноску на источник. Не стоит заниматься плагиатом, надо приучать себя отделять свое от чужого.
Заключение – итог работы, как правило, небольшой по объему. Здесь раскрывается самое важное, самое ценное, что удалось сделать автору. В заключении можно поделиться нерешенными проблемами, перспективами на будущее. Может, работа будет иметь продолжение. Здесь можно сказать о степени участия других лиц в выполнении данной работы: родителей, научного руководителя, консультантов, выразить свою признательность.
Подготовка устного варианта и презентации.
Итак, работа написана, оформлена в папку, подготовлено приложение. Казалось бы, можно начинать готовиться к выступлению. Но нет, далее мы пишем устный вариант самого доклада, т.к. никогда не выступаем по 10 - страничному тексту. Для нас – это важнейшая часть подготовки к конференции. Наша задача – из всего доклада выбрать самое главное так, чтобы осталось 3 – 3,5 страницы текста. Меняется и стиль изложения. Сухая манера изложения в письменном варианте уступает живой, образной, эмоциональной манере изложения материала в устном. Доклад должен привлекать внимание слушателей и по времени занимать не более 9-10 минут.
В презентации выносятся цели, задачи, методы исследования, оглавление работы. Количество слайдов не должно быть очень большим – 15-18. К слайдам подбираются короткие подписи, но ни в коем случае не дается текст самого доклада. Много текста – это плохой тон автора, пространный текст отвлекает внимание от выступления. Человек начинает вчитываться сам и перестает слушать докладчика.
Прогон доклада. Неудобные вопросы.
Что является самым трудным для докладчика? Разумеется, само выступление, которое не читается, а выучивается наизусть. Более того, докладчик должен уметь просто и доступно рассказать о своем исследовании. В октябре 2013 года на Российских краеведческих чтениях в Москве Виталий Клочков с прекрасной работой «Увековечение памяти событий Великой Отечественной войны на примере деятельности поискового клуба «Север» не смог стать Лауреатом только по той причине, что читал работу, а не рассказывал ее.
Чтобы исследователь лучше освоился, мы практикуем прогоны докладов в старших классах. При этом мы просим ребят задавать самые трудные вопросы, потому что второй момент, к которому должен быть готов каждый выступающий, - защита доклада. Если доклад можно хорошо выучить, то ответить на вопросы – это достаточно сложно. Неумение ответить говорит о некомпетентности автора. Поэтому умение отвечать надо формировать целенаправленно, готовить к ним психологически, в системе.
Вот, собственно, и все, чем я хотела поделиться с теми, кто начинает заниматься НИР. Это очень увлекательное и интересное занятие не только для ребят, но и для научного руководителя. Если учитель порой ждет своих результатов годами, здесь оценку вашему сотрудничеству с учащимися даст конференция, к которой вы вместе готовитесь. Меня привлекают индивидуальные занятия с ребятами, так как видишь на глазах, как воплощаются в жизнь твои идеи, как подопечный, крепко усвоив твои уроки, начинает творить свое, собственное. Вот этот момент и будет самым счастливым для руководителя, вот ради этого момента я и занимаюсь НИР. Большую роль в развитии личности подопечного играет и тот материал, который мы исследуем (а мы занимаемся краеведением и военной историей)
Заканчивая разговор, еще раз повторю, что каждый руководитель музея должен обязательно заниматься с ребятами исследованиями – только в этом случае накопленный материал будет детально проработан, изучен и оформлен, как подобает.