КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ШКОЛЕ VIII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ НАРУШЕНИЯ

Группа специалистов ГБОУ РК «Школа-интернат № 24»: Коренькова В.А., учитель-логопед, Мохначёва М.А, учитель-дефектолог, Семенова Г.В., учитель-логопед

Аннотация: статья посвящена вопросам организации внеклассной деятельности детей с ОВЗ, развития коммуникативных навыков и успешной социальной адаптации детей в условиях школы. Статья будет полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям, классным руководителям и родителям детей с ОВЗ.

Ключевые слова: коррекционно-развивающее мероприятие, социализация, коммуникация, дети с выраженной умственной отсталостью и множественными нарушениями развития.


В последние годы заметно усилилось внимание нашего государства к проблеме обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ. Доступным стало образование и для детей с выраженной умственной отсталостью и множественными нарушениями развития.  Основной задачей специальной (коррекционной) школы VIII вида является подготовка детей к доступной трудовой деятельности и успешной социализации в обществе.

Дети данной категории отличаются рядом специфических особенностей, которые не дают возможностей к элементарным навыкам коммуникации. При формировании первичных навыков общения необходимо учитывать, что в структуре нарушения у таких детей отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы; тяжелые нарушения речи, расстройства аутистического спектра и  нарушения общей и мелкой моторики. У них не сформированы предпосылки для полноценной успешной социализации в обществе.

Перед нами встала проблема: А как же не имея даже базовых компонентов, на которых строится общение, решить эту задачу??   На совете специалистов мы решили, что возникла необходимость в поэтапной систематической коррекционной работе.

Используя опыт «Центра лечебной педагогикии дифференцированного обучения» г. Пскова, коллег из Скандинавских стран в нашей школе был введён «Утренний круг», как начальный этап создания условий для успешного взаимодействия детей с педагогами, друг с другом.

Успешная адаптация детей к микрогруппе- классе, потребовала дальнейших шагов в этом направлении. Так мы перешли на следующий, очень важный этап. Мы пришли к выводу, что нужна новая форма коррекционной работы, способствующая дальнейшему успешному развитию навыков коммуникации и социализации,при которой попутно решались бы и множество коррекционно-развивающих задач, в макрогруппе–школе.

Такой  новой формой стали коррекционно-развивающие мероприятия (далее – КРМ), которые мы проводили по различным темам (серии КРМ: «Времена года: осень», «Времена года: зима», «Времена года: весна», «Масленица», «В гостях у сказки: Репка», «В гостях у сказки: Теремок», «Как звери к зиме готовятся» и др.)

Самым удобным материалом для успешной коммуникации и решения множества коррекционно-развивающих задач стал русский народный фольклор (потешки, и пестушки, и сказки, и песенки и т.д.). Этот материал наиболее доступен пониманию и у нас появляется возможность организовать театрализованное представление с участием детей и их родителей, что вызывает яркий эмоциональный отклик.

Мы определили для себя наиболее приемлемые темы, и они стали в нашей школе традиционными это - «В гостях у сказки» и «Масленица».

Целью КРМ является создание условий для развития коммуникативных способностей обучающихся.

В ходе подготовки и проведения решались следующие задачи:

1. Организация взаимодействия команды сопровождения, обучающегося:

  • Ребенок - ребенок
  • Педагог – ребенок
  • Родитель – ребенок
  • Педагог - родитель
  • Педагог – педагог
  • Родитель – родитель

2. Организация работы педагогов на уроках, занятиях, внеклассных мероприятиях по выбранной теме КРМ.

3. Решение коррекционно – развивающих задач.

4. Закрепление общешкольных традиций.

В процессе работы у нас сформировалась целостная, приемлемая для детей с ССН (далее сложная структура нарушения), организация и структура КРМ. Мероприятие проводится в течение 1-2 недель.

Мы выделили 2 этапа его проведения:

Подготовительный,который включает в себя:

1. подбор материала, постановку целей и задач, разработку сценария;

2. определение задач для педагогов, работающих в классах для детей со ССН:

  • Обозначается тема, задачи
  • Выбирается единый лексический материал (песни, танцы, стихи, потешки и т.п.)
  • Отрабатывается этот материал в подготовительный период в учебной и внеурочной деятельности.

3. работу с родителями (привлечение родителей к участию в театрализованном действии, участию в конкурсах и выставках работ детско-родительского творчества по теме мероприятия);

4. подготовку костюмов и реквизита к театрализованному представлению;

5. репетиции.

 Основной этап:

  • кульминацией является театрализованное действие, в котором участвуют родители, специалисты и дети. Главная особенность этого действия в том, что одну роль играет пара «ребёнок – родитель». Таким образом, ребёнок, чувствуя поддержку родителя, более ярко раскрывает свои возможности, проявляет эмоции.
  • В театрализованное действие включили «общий круг». Сначала это были тематические речёвки с выполнением действий, затем они переросли в более сложную форму – песня или игра с выполнением движений под музыку по показу взрослого. Для успешного выполнения круга требовались подбор доступного для детей речевого материала, движений, а также многочисленные репетиции на подготовительном этапе.
  • Театрализованное действие завершало «Путешествие по станциям» - своеобразное подведение итогов по теме КРМ: каждому классу давалась карта с определённым маршрутом, с помощью классного руководителя и родителей дети успешно проходили от станции к станции, выполняя предложенные специалистами задания. Задания на каждой станции носили дифференцированный характер и подбирались в соответствии с возможностями обучающихся.   «Путешествие по станциям» несёт основную коррекционную направленность КРМ. Каждая станция предполагает работу по развитию определённых психических процессов. Так, например, на станции «Размышляй-ка» приоритетными являются задания на развитие мыслительных операций («Четвёртый лишний», «Сравни предметы» и т.д.), на станции «Развивай-ка» - задания на развитие восприятия («Собери картинку», «Из каких геометрических фигур состоит предмет?» и др.), на станции «Нарисуй-ка» задания готовились таким образом, чтобы развивалась не только мелкая моторика, но и восприятие цвета, формы и величины, пространственных представлений. Названия и количество станций может варьироваться в зависимости от темы и участников КРМ.
  • В заключительной части первого КРМ родители творчески подошли к поведению итогов праздника, подготовив сладкие столы и подарки для каждого класса, что стало в дальнейшем традицией.

Таким образом, реализация данных коррекционно – развивающих мероприятий достигла главной цели. Технология проведения КРМ способствовала более успешному взаимодействию детей друг с другом, родителей со своими детьми, родителей с педагогами, детей с педагогами, родителей с другими родителями. Такая организация мероприятия даёт возможность родителям принять участие в школьной жизни своих детей, тем самым показывая свою активную позицию, интерес к собственному ребёнку, жизни класса и школы.

Педагоги и родители получили возможность вести конструктивный диалог, что в целом положительно отражается на работе с детьми.  Помимо этого, на данных КРМ решается множество коррекционных, развивающих и воспитательных задач.

КРМ – новая форма организации внеклассной коррекционнойработы, включающая в себя взаимодействие всех специалистов (учителей, воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования) с целью комплексного воздействия на обучающихся, направленного на формирование доступных ребёнку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, которое позволяет не только организовать развлекательное мероприятие для детей, но и отследить динамику их общего и социального развития, представить обобщённые результаты работы родителям.