Культура использования электронных ресурсов в образовательном процессе учебного заведения

Гаврилова Юлия Борисовна, директор Северо-Западного филиала ООО "ОИЦ "Академия"

Педагогика – самая человеческая и человечная из наук, она же одна из самых древних наук и древних человеческих потребностей. Объектом ее исследования является человек, причем человек, переживающий самый сложный период своей жизни – детство и юношество. При этом субъект исследования намного старше объекта. И каким бы опытным педагогом исследователь ни был, ему присущие такие извинительные свойства, как забывчивость и одновременно с этим пассеизм – любовь к прошлому. Когда в ходе педагогического процесса заходит речь о новом, об инновационных технологиях, и педагог-исследователь и педагог-практик, в первую очередь соглашается с тем, что новое необходимо, но внутри себя он неизменно противится новому и сомневается в нем. Сомнение априорно присуще любому исследованию и разбирать его я не стану. Сомнение же является и «двигателем прогресса». Отрицанию также не стоит приписывать антинаучность; к тому же отрицание нельзя сбрасывать со счетов, так как оно является защитной реакцией человека на новое, как угрозу уже сложившемуся. В случае с восприятием новых технологий, где бы то ни было, мы имеем дело с очень древними свойствами сознания, и нет смысла в ломке и порицании этих свойств.

Разработчики новых технологий тем не менее всегда оказываются в сложном положении – им необходимо апробировать свои разработки, доказать их необходимость или признать несвоевременность или неуместность их. Затратность новых технологий обязывает разработчиков быстро реагировать на потребности науки и общества. В этом общественном и экономическом контексте и существует педагогическая инноватика, которая предлагает обществу только и именно рабочий инструмент. И нашей задачей является предложение этого рабочего инструмента в первую очередь педагогам и, конечно, обучающимся.

Наше издательство довольно давно решает задачи своевременного выпуска учебных пособий как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Мы прекрасно понимаем, что в контексте российской культуры книга всегда и будет серьезным авторитетом, поэтому книгу бумажную мы выпускали и будем выпускать, поддерживая полиграфическую и читательскую культуру. Но мы понимаем, что время не стоит на месте и как горько ни было бы прощаться с книгой или просто откладывать ее на время, мы задумываемся над учебными пособиями в электронном виде. Психология и потребности современного студенчества, как феномен, лежат на поверхности, и читательская культура молодежи сейчас уже неразрывно связана не только с электронными носителями, но и с серьезным практическим интерактивом, которым молодые читатели пользуются с радостью и легко им оперируют. В этом контексте молодежь неизбежно приходит к противоречию со своими педагогами и учителями. Наша задача усложняется тем, что один и тот же электронный продукт должен быть рабочим инструментом для педагога и авторитетом для учащегося.

К педагогу каждый год приходит новое поколение учеников, к этому новому поколению нужно искать новые подходы. И это новое не должно вступать в противоречие с глубокими и осмысленными уже традициями российской педагогической практики и теории. При этом учение Л.С.Выготского об опережающем развитии имеет в России объективный большой авторитет. И издателям стоит поддерживать и развивать российский педагогический опыт, и прибегая к новому и используя традиционные методы и методики.

Одной из важнейших областей педагогики с древнейших времен является доверие ученика к учителю и расположение учителя к ученику. Эффективное обучение без этого невозможно, а ведь экзистенциальный смысл любой работы в ее эффективности. Итак, мы начинаем решать современные задачи педагогического процесса, направленные на эффективность обучения, на создание образовательной базы для учащегося, и, в конченом итоге, на его благополучие и благополучие страны в целом. То есть задача наша не иначе как государственной и гуманистической важности.

Разработку электронных пособий для образовательных учреждений СПО и НПО мы начали с практических приложений к учебниками, контент которых содержал интерактивные объемные изображения, виртуальные тренажеры, виртуальные лаборатории и контрольно-тестовые материалы. Сразу стоит сказать, что контрольно-тестовые материалы из наших первых электронных образовательных ресурсов были сразу пригодны как для контроля и самоконтроля, так и для проблемного обучения. Сам же электронный ресурс был настроен и на индивидуальную работу студента, и на фронтальное обучение. Гибкость и человечность интуитивного интерфейса были одинаково комфортны и для продвинутого пользователя, и для начинающего.

Таким образом, первая наша задача – комфортность, доступность учебного материала для двух групп пользователей (педагог и обучающийся) была достигнута. Все мы знаем, тем не менее, как опасен может быть электронный ресурс, в контексте современного мира – лишняя информация, отвлекающая внимание, перенасыщенность гиперссылками и уклон в игровые технологии. Однако такие свойства, как гиперссылки и игровые технологии, нельзя сбрасывать со счетов в современных обучающих технологиях, но нужно учитывать, что одной из задач современного образовательного процесса является формирование учебной и профессиональной дисциплины и профессиональной модели поведения у студента. Зная об этом, мы не перенасыщаем наши электронные пособия излишней информацией, что облегчает  работу педагога, и делает процесс обучения для студента строже и серьезнее.

Быстро меняющийся мир не всегда комфортен и не всегда порождает желание быть в нем активным участником, поэтому мы не торопились с выпуском электронных теоретических материалов, но когда стало понятно, что сделанного нами стало недостаточно для полного обеспечения учебного процесса, мы приступили к разработке электронных полноценных учебников с интерактивом. Практика без теории неэффективна, а теория без практики мертва, тем более, что мы имеем дело с рабочими профессиями и инженерными специальностями, необходимыми современной России.

И в 2014 году мы представили нашим читателям новый электронный продукт – электронные учебные курсы. Задачей этих пособий является не только поддержание и развитие российской педагогики, но и использование мирового опыта электронного обучения. Мы сознаем, что без глобальных процессов мир сейчас невозможен, и интеграция современного студента в мировой образовательный процесс стала одной из самых насущных задач педагогики.

Информационные технологии изначально были призваны стать рабочим инструментом для человека, сочетающим и игровые методы, и образовательные. Социальная природа игры была обозначена и возведена в ранг педагогической технологии Л. С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным.

Само понятие «технология» имеет сферу применения как в обучении, так и в управлении образовательным процессом. Технология – это форма преобразования чего-либо, и как процесс она подразумевает последовательность действий. Именно эти феномены – преобразование и последовательность действий – мы и предлагаем нашим читателям. Я нарочно не использую термин «потребитель», так как и ученик и педагог могут и должны быть не только реципиентом, но и активным создателем образовательного процесса.

Электронные учебные курсы, сочетающие лучшие традиции российской педагогики и новейшие достижения IT-технологий – это практическое воплощение одной из передовых образовательных концепций Blended learning (смешанное обучение), которая подразумевает соединение традиционных аудиторных занятий и материалов и электронного обучения. Система электронного обучения не имеет аналогов в системе профессионального образования РФ, она удобна, практична и легка в восприятии и освоении любыми пользователями.

Электронные учебные курсы – основная составляющая часть Системы электронного обучения, разработанной «Академия-Медиа» и успешно апробированной в 14 городах Российской Федерации. Основа каждого электронного учебного курса – утвержденная рабочая программа по общепрофессиональной дисциплине или профессиональному модулю, созданная с учетом требований ФГОС; теоретический материал (электронный учебник, рекомендованный ФГАУ «ФИРО»); практические, контрольные и тестовые задания в электронном формате. Система управления обучением (LMS - Learning Management System) – программная оболочка, в которую встроен электронный учебный курс, позволяет студентам более свободно выбирать темп и способ освоения предметного материала. У преподавателей есть возможность контролировать уровень достижений учащихся, вести статистику успеваемости как отдельного студента, так и целой группы. Кроме того, преподаватель может включать в курс собственные авторские разработки, программы, практические и лабораторные работы и даже моделировать курс в зависимости от актуальных задач и особенностей аудитории.

На сегодняшний день разработано 18 электронных учебных курсов для разных профессий и специальностей СПО. Издательство организует методическую и техническую поддержку внедрения электронных учебных курсов.

С помощью встроенного инструментария преподаватель может варьировать структуру курса, добавлять к сертифицированному контенту издательства авторские рабочие программы, теоретические материалы, практические и лабораторные работы, тесты и КОС. Система имеет удобную навигацию, дает мгновенный доступ ко всем ресурсам курса, наглядную и простую статистику успеваемости всей группы и каждого студента в отдельности.

Для студента система дает большую свободу выбора темпа и места работы – в аудитории или вне ее. Современная быстрая визуализация и интерактивность повышает мотивацию студента к получению профессиональных навыков и знаний.

Для администрации учебного заведения система предлагает активные принципы планирования и контроля учебного процесса, мониторинг успеваемости и формирование единой образовательной среды. А также облегчает и ускоряет реализацию государственных требований модернизации системы обучения и снижение затрат за счет экономии средств на оборудование и расходные материалы. Экономика является неотъемлемой, хоть и узко практической частью образовательного процесса, и учитывать ее – долг любого разработчика инновационных продуктов.

Если кратко подвести итоги результатов внедрения электронных учебных курсов, можно выделить несколько приоритетных групп, получающих тот или иной результат:

Для педагога:

  • Построение курса в зависимости от актуальных задач и особенностей аудитории;
  • Встраивание в электронный учебный курс собственных авторских разработок;
  • Детальная наглядная статистика успеваемости отдельного студента и группы в целом в режиме online;
  • Автоматическое “в один клик” формирование аналитических отчетов - экономия времени преподавателя;
  • Удобная навигация дает мгновенный доступ ко всем ресурсам курса;
  • Индивидуальный подход к каждому студенту.

Для студента:

  • Студент получает больше самостоятельности и ищет индивидуальный путь к профессии;
  • Свобода выбора темпа и способа освоения материала; места работы – в аудитории или вне ее (в зоне действия локальной сети);
  • Современная визуализация и интерактивность повышает мотивацию студента на получение профессиональных знаний и навыков;
  • Яркая и понятная статистика личных достижений и успеваемости.

Результативность внедрения для учебного заведения:

  • Инновационность образовательного процесса;
  • Реализация государственных требований модернизации системы образования;
  • Формирование единой информационной образовательной среды;
  • Повышение качества обучения за счет применения современных IT-технологий;
  • Снижение затрат на обучение за счет экономии средств на оборудование и расходные материалы.

Итак, результативность, воспроизводимость и транслируемость знания и процесса обучения, как задачи современной педагогики достижимы при использовании в образовательном процессе. Формирование субъективной позиции студента в отношении всех видов собственной деятельности, общения и профессиональной дисциплины, являющееся приоритетом как для педагогов, так и для честного издателя, является приоритетной задачей, и можно сказать, что на этом этапе мы эту задачу выполняем. Именно выполняем, так как образование – это процесс, непрерывный, развивающийся и меняющийся.