Новое качество образования как ориентир профессиональной деятельности учителя

Богданова Елена Геннадьевна, проректор ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

В настоящее время идея качества является одной из определяющих идей развития российского образования. Данная тема становится привлекательной для всех субъектов образовательной деятельности, она задает вектор развития образовательных систем различного уровня.

За последние десятилетия  «появилось много существенного и интересного в плане новых подходов к обеспечению качества образования, создания мотивации и стимулов к его непрерывному улучшению, профессионально-общественной оценки качества школьного образования: экспертиза школьных учебников и нормирование их числа по предметным линиям, международные и национальные предметные игровые конкурсы («Кенгуру», «Британский бульдог», «Русский медвежонок», «Человек и природа» и др.), автоматизированные информационные системы управления («Параграф 3», «Сетевой город», «Net-school»), новое поколение контрольно-измерительных средств, ориентированных на диагностику учебно-предметных компетенций обучающихся (система оценивания учебной успешности на основе идеи индивидуального прогресса – технология «Дельта», система оценивания уровня сформированности учебно-предметных компетенций – технология SAM), премия Правительства РФ в области качества, национальный рейтинг «Пятьсот лучших школ России»… и многое другое» [9, c.5].

Тенденция ориентации на качество, так называемая квалитативизация образования, находит свое проявление в увеличении количества и частоты проведения мероприятий по данной тематике. Так, только в течение октября 2014 года прошел целый ряд масштабных мероприятий. В период с 14 по16 октября 2014 года состоялся Форум Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» (г.Пенза). На мероприятии работали пять дискуссионных площадок по темам: «Миссия и статус педагога: современный преподаватель и вызовы общества», «Ценности национального образования: воспитание и формирование российской идентичности», «Доступное образование для всех», «Качество образования в России: деградация или развитие?» и «Новая повестка развития экономики: требования к образованию». В работе Форума принял участие Президент РФ В.В.Путин. Выступая перед участниками, Президент сказал, в частности, следующее: «Главное, ожидания граждан очень большие, и поэтому следует приложить все усилия, чтобы качественно преподавать, соответствовать сегодняшнему времени, чтобы ответить на вызовы этого времени и готовить будущих граждан и специалистов для нашей страны так, как этого требует сегодняшний день. Чтобы школьники, независимо от места проживания, социального статуса родителей, получали прочные знания и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны, чтобы сами получали полное удовлетворение от жизни» [12]. В.В. Путин также отметил, что «ответственность учителя за качество и результат своей работы очень и очень высокая» [12].

21 октября 2014 в г. Сочи при участии руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов прошло Всероссийское совещание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Мероприятие было посвящено обсуждению основных направлений государственной политики в области образования, тенденций развития образования и повышения его качества.

С 29 по 30 октября 2014 г. Международный центр финансово-экономического развития провел III Всероссийскую конференцию руководителей общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций «Менеджер образования-2014» на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы и при Президенте Российской Федерации. Основными темами конференции стали «Качество образования: программы оценки учебных достижений, как показатель эффективности деятельности педагога»,  «Эффективный контракт. Критерии оценки качества результатов работы педагога и оплата труда», «Система внутренней оценки качества образования в общеобразовательной организации».

Об особой значимости проблемы повышения качества образования говорит и то, что это направление является одним из четырех системных приоритетов государственной политики в сфере образования. Напомним, что среди приоритетов указаны следующие [18]:

  1. Обеспечение доступности дошкольного образования.
  2. Повышение качества результатов образования на разных уровнях.
  3. Развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека.
  4. Укрепление единства образовательного пространства России.

Кроме того, обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики заявляется  как основная цель Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [18].

Указанные направления являются  целевыми ориентирами развития всего российского образования до 2020 года - это то, к чему мы должны стремиться. А какова же современная ситуация в российском образовании?

Большинство экспертов сходятся во мнении, что существующую ситуацию можно назвать кризисной. Сложность современной образовательной ситуации обусловлена рядом факторов [5, c.11]:

  1. Мы находимся в новой социокультурной ситуации постиндустриального общества, которая характеризуется неопределенностью будущего, информационной революцией, быстрым устареванием конкретных знаний и способов деятельности.
  2. Наблюдается традиционное хроническое отставание «догоняющего образования» от запросов сегодняшнего дня и от перспективных задач развития общества.
  3. Налицо разрыв между в целом верно ориентированной государственной социальной стратегией и во многом не соответствующей ей образовательной политикой на федеральном и региональном уровнях. Последствия всего этого таковы, что в затруднительном положении находится постоянно трансформируемая образовательная практика, которая, с одной стороны, охотно использует спускаемые сверху положительные новшества, и, с другой стороны, вынуждена преодолевать последствия ошибочных и не всегда обоснованных директив и решений.

Тревожным фактом можно считать и то, что по данным портала Career.ru [19], 80 % российских студентов хотели бы учиться за границей. При этом самыми мобильными оказались гуманитарии. Студенты технических и инженерных факультетов на переезд соглашаются менее охотно. С каждым годом эта цифра возрастает на 12 % .  Заметим также, что по данным Левада-Центра за последние 5 лет процент россиян, желающих уехать из страны вырос с 13 до 21%, среди молодых людей этот показатель составляет 45% [16].

И если раньше российское образование занимало лидирующие позиции в мире, то сейчас по различным оценкам, в частности по оценке экспертов Всемирного Давосского экономического форума (оценка 140 стран мира по 40 критериям) в 2013 г., российская система образования занимает 86 место, а по уровню доступности интернета в школах – 70 место [1].

По оценкам авторитетной Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA – Programme for International Student Assessment) в 2012 году Россия заняла 43 место из 65 возможных по уровню грамотности школьников. Первое место занял Шанхай, второе – Южная Корея, третье – Финляндия (в последние годы регулярно занимала первую строчку). Последние места достались Перу (63 место), Азербайджану (64) и Кыргызстану (65).

Напомним, что специалисты оценивали грамотность 15-летних учеников по трём параметрам: техника чтения, математические навыки, естественно-научные знания. Исследование направлено на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Следующее исследование будет проводиться в 2015 году.

Более оптимистичные оценки системе российского образования даются в 2014 году [17]. Cогласно рейтингу, составленному информационно-аналитическим агентством Economist Intelligence Unit для, компании Pearson, специализирующейся на образовании и издательском бизнесе, российская система образования занимает восьмое место в Европе. Что же касается всей планеты, то в глобальном рейтинге наше образование на 13 месте, опережая США, Австралию, Францию, Швейцарию и Израиль.

Неплохо обстоят дела в начальной школе. Так, по итогам последнего международного мониторингового исследования качества начального образования «Исследование качества чтения и понимания текста» (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy, PIRLS, проводится раз в 5 лет)  в 2011 году среди школьников четвертого года обучения Россия заняла второе место после Гонконга (далее Финляндия, Сингапур, Северная Ирландия и США). Всего в исследовании приняли участие 49 стран.

Так оценивается российское образование в мировом масштабе, а что говорит о качестве образования внутрироссийский инструмент оценки – ЕГЭ?

По информации Минобрнауки РФ в 2014 году средний балл, полученный   участниками ЕГЭ, снизился по сравнению с 2013 годом по всем предметам. Такая же тенденция прослеживается и в Республике Карелия.

 

Таблица 1. Средний балл ЕГЭ в  Российской Федерации и Республике Карелия в 2013-2014 гг. 

Предмет

2013 г. (РФ)

2014 г. (РФ)

РК (2014 г.)

Русский яз.

63, 9

62, 5

 63,86

Математика

49,6

39,6

 44,23

Физика

54, 6

45,7

 47,31

Англ.яз.

73

61,2

 67,50

Химия

68,6

55,6

 59,49

Биология

59

54,3

 58,23        

История

55,9

45,7

 48,27        

Информатика

63,5

57,2

 60,14        

Обществознание

60,1

53,1

 55,91

География

57,5

53,1

 57,86        

Литература

59,9

54

 53,84        

 

Что касается ГИА в 9 классах, то по информации Центра оценки качества образования Республики Карелия  в 2014 году 597 выпускников (10,2%) не освоили образовательные программы основного общего образования.

 

Таблица 2. ГИА в 9 классах – 2014 год

Средний тестовый балл по предмету

Максимальный первичный балл по предмету

Русский язык

31,3

42

Математика

13,7

38

Биология

27,5

43

Физика

23,7

40

Химия

27,3

38

География

22,8

32

История

23,3

44

Обществознание

26,0

40

Информатика и ИКТ

16,4

22

Литература

16,3

23

Английский язык

57,8

70

Французский язык

47,7

70

Немецкий язык

44,0

70

В таблице приведены средние тестовые баллы в Республике Карелия по предметам ГИА  и максимальные первичные баллы, который может получить выпускник.

Итак, мы рассмотрели, как оценивается качество образования на международном, общероссийском и региональном уровнях, перейдем далее к вопросу о том, что представляет собой категория «качество образования».

Если изучить ассоциативный ряд слов, связанных с категорией качества образования, то, как показывает анализ педагогического дискурса по данной тематике,  наиболее частотными ассоциациями являются следующие: аттестация, ГИА, диагностика, ЕГЭ, контроль, лидерство, менеджмент, мониторинг, образованность, оценивание, оценка, профессиональный стандарт, самообследование, ФГОС, эвалюация, экспертиза, эффективность.

Если обратиться к толковому словарю, то слово «качество» имеет следующее значение: «свойство или признак, определяющий достоинство чего-нибудь» [14]. Прилагательное «качественный» означает «очень хороший, высокий по качеству» [14].

В педагогической литературе под качеством образования понимается:

- «соотношение целей, поставленных школой, учителем и самим школьником перед собой, и результата, то есть это некая мера достижения целей» [22];

- «характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [7].

- «совокупность свойств, которая обусловливает способность образования удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств [8].

Со вступлением в силу нового Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» [24] определение качества закреплено в пункте 29 статьи 2 закона: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [24].

Наряду с определением понятия качества образования встает вопрос его адекватной оценки. Качество образования оценивается в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, информационной открытости системы образования, мониторинга системы образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования и независимой оценки качества образования (статьи 92, 93, 95, 96 и 97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [24].

В настоящее время в соответствии с подпрограммой «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»  государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-20120 годы идет формирование общероссийской системы оценки качества общего образования в целях «обеспечения надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей, работников системы образования, потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества общего образования» [20, с.74]. Педагогическому сообществу представлен проект Концепции общероссийской системы оценки качества общего образования на 2014-2016 гг. (далее – ОСОКОО) [20]. Данная Концепция описывает [20, c.75]:

- общие подходы к решению актуальных вопросов оценки качества образования;

- стратегические направления и цели формирования ОСОКОО;

- перечень оценочных процедур ОСОКОО;

- требования к качеству измерительных материалов и оценочных процедур;

- общую архитектуру и требования к системам сбора, хранения и обработки

данных о качестве системы общего образования;

- границы интерпретации и использования  информации, получаемой в установленном порядке для оценки качества образования;

- план мероприятий ОСОКОО на 2014 - 2016  годы.

В качестве основных оценочных процедур в концепции представлены следующие:

1. Государственные (национальные) экзамены:

- Единый государственный экзамен, 11 класс (ЕГЭ);

- Государственная итоговая аттестация, 9 класс (ГИА–9).

2. Национальные и международные исследования и мониторинги:

- готовность к обучению по программам начального общего образования (1 класс);

- централизованный мониторинг образовательных достижений обучающихся по программам начального и основного общего образования (1, 4, 6, 8 классы);

- мониторинг готовности обучающихся основной школы к выбору дальнейшей профессиональной и образовательной траектории (9 класс);

- мониторинг социализации 16-летних обучающихся

- PISA -  Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (ProgrammeforInternationalStudentAssessment);

- TIMSS – Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования (TrendsinInternationalMathematicsandScienceStudy);

- PIRLS - Международное исследование по изучению качества чтения и понимания текста (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy);

- ICCS  - Международное исследование и рейтинг качества образования по граждановедению (InternationalCivicandCitizenshipStudy);

- TALIS - Международное сравнительное исследование подготовки и работы учителей (TeachingandLearningInternationalSurvey).

3. Внутриклассное (внутришкольное) оценивание:

- критериальное оценивание;

- накопительное оценивание;

- оценка индивидуального прогресса.

Следует сказать, что 28 октября 2014 года руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцов в ходе посещения московской школы № 1234 дал старт национальному исследованию оценки качества образования   (НИКО) [13].

Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования на конкретных уровнях по отдельным учебным предметам, каждое из которых будет представлять собой отдельный проект в рамках общей программы. В апреле 2015 года планируется проведение мониторинга качества начального образования (по русскому языку, математике и окружающему миру), а в октябре проверят качество образования в области информационных технологий в 8-9 классах.

Следующий вопрос, который требует в рамках рассматриваемой темы ответа, это вопрос о том, что влияет на качество образования, и от чего оно зависит. Здесь как нельзя лучше подходят слова К.Д.Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле, ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» [23].

Очевидно, что качественное образование не может быть обеспечено без ключевой фигуры - без учителя. В этой связи показателен пример Финляндии, занимающей лидирующие позиции в мировых рейтингах образования. Один из секретов финского успеха, по мнению самих финнов, - высококвалифицированные педагогические кадры и подготовка кадров в системе педагогического образования, когда в профессию идут «лучшие из лучших» [26].

Анализ других высокоэффективных систем школьного образования мира показывает, что лучшие школьные системы, разительно отличаясь друг от другa по структуре и содержанию обучения, всегда сосредоточивали внимание на повышение качества работы учителя, поскольку это оказывает прямое влияние на образовательный уровень учеников [3; 4; 10].

Таким образом, качество образования напрямую зависит от показателей качества деятельности педагога. Возникает резонный вопрос: каким должен быть современный педагог, обеспечивающий высокое качество образования? Несомненно, он должен быть профессионалом своего дела.

Сегодня одним из современных инструментов оценки уровня квалификации российского педагога становится профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [11], который вступает в силу с 1 января 2017 года. Профессиональный стандарт устанавливает единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, он предназначен для планирования карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки ФГОС педагогического образования. Таким образом, стандарт в педагогической профессии определяет: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, его государственную аттестацию,  присвоение ему соответствующей категории; объем его трудового договора.

Если стандарт определяет трудовые действия, необходимые умения и знания (квалификационные характеристики), то, по мнению учеников [15], хороший учитель должен обладать, прежде всего, тремя главными качествами: понимание, доброта и терпение. Среди отрицательных качеств педагога называются такие, как:

1. Иметь любимчиков в классе, проявлять симпатию и антипатии.

2. Подпадать под волны настроения, формировать отношения в зависимости от эмоционального состояния.

3. Мстительность – стремление сводить счеты.

4. Вспыльчивость, импульсивность, отсутствие выдержки.

5. Высокомерие – подчеркивание своих преимуществ.

6. Рассеянность, забывчивость.

Качество работы учителя зависит от многих факторов. Часто в качестве одного из наиважнейших стимулов повышения эффективности работы называют достойную заработную плату педагогов. В 2013 г. Российской академией народного хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ было проведено социологическое исследование «Эффективность школ и зарплаты учителей» [21], которое показало следующее:

  1. Сейчас, по мнению учителей, зарплата должна составить 227 % от средней по экономике, по мнению директоров – 180 % (зарплата, которая позволит сосредоточиться на своей основной деятельности).
  2. Более 60% учителей вынуждены подрабатывать. При этом, чем менее богат регион, тем меньше доля учителей, которые берут подработку (он работает в школе, на несколько ставок, с перегрузками).

Исследование также продемонстрировало, что, несмотря на то, что новый Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» закрепил положение, по которому зарплата школьных учителей не может быть ниже уровня среднего дохода по региону, несмотря на то, что статистически зарплата учителей становится больше, сами педагоги не считают это достаточным стимулом для изменений в своей работе. Заметим, однако, что как показывают многочисленные исследования по проблемам качества образования «ни в одной стране мира нет прямой связи с ростом зарплаты учителей и качеством обучения» [25].

Конечно, мы понимаем, что все зависит от самого педагога, от его желания или нежелания работать с отдачей. И, отвечая на вопрос «Есть ли в профессиональной жизни счастье?» один из авторов журнала «Педагогическая мастерская» А.С.Бикеева приводит следующие высказывания учителей [2]:

Мифы несчастных и неуспешных учителей

Реальность счастливых и успешных учителей

Я могу ученика перевоспитать, переделать

Я могу ему создать для этого определенные условия

У меня – работа

У детей – детство

Я горю на работе

На работе я работаю

Я – «ходячая энциклопедия», мудрый воспитатель, талантливый педагог, а они все меня не ценят. Я – просто подарок нашей школе. Им всем нужно у меня учиться.

Я – обыкновенный человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Мне еще многому надо научиться, ведь учиться никогда не поздно и всегда нужно, особенно учителям.

Одним из условий обеспечения нового качества образования является подготовка квалифицированных специалистов, способных организовать образовательный процесс качественно и эффективно.  В связи с тем, что повышение качества образования в целом и  эффективности конкурентоспособности общего образования в частности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников, 28 мая 2014 года была утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014г. № 3241п-П8) [6].

В рамках данной программы проектируется построение взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников, процедур сертификации квалификаций, аттестации, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога, изменение системы педагогического образования, подготовки педагогических работников, повышения их квалификации и профессиональной переподготовки, включающей в себя, в том числе, овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.

Повышение профессионального уровня педагогических работников школ планируется осуществлять по четырем направлениям:

  • внедрение профессионального стандарта педагога;
  • модернизация педагогического образования;
  • обеспечение перехода к системе эффективного контракта
  • педагогических работников;
  • повышение социального статуса и престижа профессии педагога.

Все четыре направления (подпрограммы) в комплексе должны обеспечить повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

Подведем в заключение некоторые итоги. Будущее того или иного государства зависит от того, как решаются вопросы образования.  В настоящих условиях необходимо продолжить разработку системы, механизмов и процессов управления качеством образования на нескольких уровнях:

- субъектном (уровень субъектов образовательного взаимодействия  - учителя и учеников);

- институциональном (уровне образовательной организации);

- муниципальном (т.е. формирование и развитие муниципальной системы оценки качества образования);

- региональном  (т.е. формирование и развитие  региональной системы оценки качества образования);

- федеральном (т.е. формирование и развитие общегосударственной системы оценки качества образования).

      Качество образования «задает» качество жизни человека и общества. В этой связи задача учителей  -  искать пути повышения качества образования, ведь  качество образования - это итог деятельности школы. И если мы попытаемся ответить на вопрос о том, какое оно, НОВОЕ качество образования, и на что должны ориентироваться педагоги в своей профессиональной деятельности, то можем сказать следующее. Новое качественное образование - это:

  • Качественные образовательные программы = хорошие, высокого качества.
  • Качественные условия (кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно-методические) = хорошие, высокого качества.
  • Качественные результаты (предметные, метапредметные, личностные) = хорошие, высокого качества.

     Конечно, еще многое предстоит сделать для достижения нового качества образования, но, как известно, «дорогу осилит идущий» …

 

Список литературы:

  1. Ахрамеева, Т. Место российского образования в мировой системе образования. – Режим доступа: http://www.schoolgear.ru/articles/mesto-rf-obrazovaniya-v-mirovoy-sisteme-obrazovaniya.html.
  1. Бикеева, А.С. Мифы и реальность учительства. Есть ли в профессиональной жизни счастье? // Педагогическая мастерская. – 2014. - № 3. - С. 47-48.
  2. Вальдман, И. А. Поддержка сильных и забвение слабых: не пора ли менять приоритеты? // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 36-43.
  3. Выравнивание шансов детей на качественное образование [Текст]: сб. материалов / Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.
  4. Загвязинский, В.И. Современная образовательная ситуация и задачи модернизации российского образования // Народное образование. -  2012. - № 5. - С. 11-16.
  5. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. -  Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166654/.
  6. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Как оценивать качество образования? – Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm.
  7. Панасюк, В.П., Мозгарев, Л.В., Савенков, Ю.А., Чепуков, В.И. Теоретические аспекты оценочной деятельности в условиях внедрения системных методов управления качеством образования // Управление качеством образования. – 2006. -  № 1. –  С. 4-12.
  8. Панасюк, В.П. Политика в области управления и оценки качества общего образования как отражение реальной практики и ориентир ее совершенствования // Управление качеством образования. -  2014. -  № 6. -  С. 3-11.
  9. Пинская, М.А., Косарецкий, С.Г., Крутий, Н.С. Учёт контекстной информации при оценке качества работы школы  // Народное образование. – 2012. - № 5. – С. 31-35.
  10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). - Режим доступа:  (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/.
  11. Режим доступа: http://fppo.ru/9-novosti/579-putin-vystupil-pered-uchastnikami-obrazovatelnogo-foruma-onf-v-penze.
  12. Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=4341.
  13. Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/.
  14. Режим доступа: http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?alt_menu=-1&menu_id=62&sect_type=11&section_id=79.
  15. Режим доступа: http://www.levada.ru.
  16. Режим доступа: http://www.ug.ru/news/11803.
  17. Режим доступа: http://минобрнауки.рф.
  18. Режим доступа: www.сareer.ru.
  19. Сергоманов, П.А. Концепция общероссийской системы оценки качества общего образования на 2014-2016 гг. Проект. Версия 2.1 от 25.10.2013 г. // Директор школы. -  2014. № 6. - С. 74-81.
  20. Терешатова, Е.Е. Эффективность школ и оплата труда учителя. Есть ли взаимосвязь? // Журнал руководителя управления образованием. - 2014. - № 4 (39). - Режим доступа: http://obr.direktor.ru/archive/2014/4.
  21. Управление качеством образования // под ред. М.М.Поташника. - Издательство: "Педагогическое общество России", 2001.
  22. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т., Т. 2 / К. Д. Ушинский ; редкол.: М. И. Кондаков [и др.] ; [сост., коммент. и примеч. С. Ф. Егорова]. - Москва : Педагогика, 1988.
  23. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  24. Эксперты: рост зарплат учителей не привел к повышению эффективности школ. – Режим доступа:  http://www.asi.org.ru/news/eksperty-rost-zarplat-uchitelej-ne-privel-k-povysheniyu-effektivnosti-shkol.
  25. Sahlberg, Pasi. Finnish lessons : what can the world learn from educational change in Finland? / Pasi Sahlberg ; foreword by Andy Hargreaves. - New York : Teachers College Press, 2011.