ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КГПИ НА ЭТАПЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В 1960-Е ГГ.

Юсупова Людмила Николаевна, доцент кафедры отечественной истории Петр ГУ

Система педагогического образования в современной России переживает достаточно сложный период.  Поиск  новой национальной модели подготовки школьных учителей продолжается. В этой связи становится особенно востребованным опыт реализации реформы 1958 г.  в региональном масштабе. Реформа общеобразовательной школы дала мощный импульс заметным изменениям в системе подготовки педагогических кадров, и несмотря на то, что начиная с 1964 г. происходил отказ от ряда её принципиальных положений, плоды преобразований ощущались в образовательной  среде до конца десятилетия.

В условиях резких перемен в сфере образовательного пространства страны на рубеже1950 – 1960 – х гг. Карельскому педагогическому институту предстояло внести коррективы в подготовку учителей и осуществить преобразование учебно - методической работы в вузе.Методическая помощь учителю нужна была  доступнаяи оперативная.  Реформа общеобразовательной школы 1958 г. потребовала пересмотра учебных планов и программ в нескольких направлениях. Продолжительность учебного года была увеличена с 33 до 35 – 39 недель на разных ступенях обучения. По два часа в неделю дополнительно  выделялось на факультативные занятия у старшеклассников. Реформой предусматривалось не только увеличение количества учебных часов по предметам, но  в то же время усложнялось их содержание. Например,произошло введение элементов математического анализа в курс математики, в курс физики  включались разделы по электричеству и проводникам, курс «основы дарвинизма» был заменён на курс «основы общей биологии» и др. Введение «обществознания» в 1961-1962 учебном году в объёме 70 часов, включавшего в себя курс Конституции СССР, потребовало переподготовки учителей истории.  

В обстановке острой нехватки учительских  кадров для средних общеобразовательных учреждений  региона в пединституте   с конца 1950 - х гг. началась подготовка  учителей по совмещённому  профилю  с 5-летним сроком обучения по новым специальностям “русский язык, литература, английский язык»; «русский язык, литература, немецкий язык»; «математика и черчение»; «физика и основы производства». Данная мера  отвечала насущным потребностям  общеобразовательных учреждений республики в условиях  реорганизации учебного процесса в ходе реформы  в средней школе. Большую методическую пользу учителям, приступившим к  работе по новым учебным программам, оказывали  созданные при КГПИ  курсы повышения квалификации, фактически на них шла переподготовка учителей по совмещённому профилю математика и физика, география и биология, русский, литература и английский, а также рисование, черчение и труд.Активно включилась кафедра педагогики и методики начального образования в экспериментальную проверку новых учебных программ в Кондопожском районе.

По решению Учёного совета значительно увеличилась продолжительность педагогической практики с отрывом от учебных занятий, на стажёрскую практику на пятом курсе студентов направлялипрежде всего в сельские школы. Руководство вуза закрепило за кафедрами  института для оказания эффективной методической помощи опорные сельские школы. На кафедрах  педагогики, математики, географии были созданы консультационные и методические центры для оказания помощи учителям в работе по новым учебным программам. При институте постоянно действовали  республиканский учительский семинар по математике, городской семинар по вопросам литературы, курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы восьмилетних школ Петрозаводска, на кафедрах были подготовлены практикумы для учителей географии «География КАССР», семинар для учителей математики в Медвежьегорске и Кондопоге.

Новые условия развития  системы народного образования в стране  потребовалиреорганизации структурных подразделений КГПИ. В начале  1960 - х гг. в  КГПИ были созданы  новые факультеты:  факультет педагогики и методики начального обучения, факультет иностранных языков, факультет физвоспитания. В это же времябыли организованы кафедры теоретических основ физвоспитания, педагогики и методики начального обучения, географии, химии, межфакультетская  кафедра физвоспитания.   К  середине 1960 - х гг. количество факультетов в пединституте возросло до шести,количество кафедр увеличилось до 21, подготовка педагогических кадров осуществлялась на них по 10 специальностям. Кадровая политика ректора П.И. Ихалайнена имела своим результатом формирование ядра высококвалифицированных научных кадров преподавателей. Среди них отметим  первого доктора наук в КГПИ, зав. кафедрой русского языка  Н.И. Мещерского, зав.кафедрой педагогики и психологии Г.С.Прозорова, зав.кафедрой немецкого языка М.В. Раевского, зав.кафедрой русского языка З.К.Тарланова, зав.кафедрой физики С.Д.Вагнера, зав.кафедрой высшей математикиМ.И.Серов, декана физмата Огиенко Я.И., декан факультета иностранных языков М.О.Севандер,, широко известныхне только как учёных, но и как методистов среди учителей в Карелии.

В  рассматриваемый период активно развивалась система заочного обучения в КГПИ. Установленный Министерством просвещения РСФСР приём на заочное отделение пединститута составлял в 1966 - 1970 гг. 275 студентов при приёме на очное отделение 505 студентов. С 1964 г. осуществлялся приём в вуз на заочное отделение вне конкурса лиц по направлению районных отделов народного образования. В вузе проводились  ежемесячные консультации преподавателей кафедр для студентов заочной формы обучения, и был организован  специальный абонемент библиотеки для студентов заочного отделения.

В 1965 г. при Институте была организована лаборатория социально - педагогических исследований под руководством А.Н. Степанова. На основании полученных результатов социологических  обследований вузовским центром в КГПИ разрабатывались практические рекомендации кафедрам и руководящим органам народного образования республики по подготовке учительских кадров.

1960 – е гг. стали этапом  интенсивного и плодотворного развития КГПИ и  совпал со временем ректорства П.И. Ихалайнена.Признанием достигнутых успехов вуза в подготовке и переподготовкеучителей Карелии стало решение Министерства просвещения РСФСР в 1966 г. о преобразовании КГПИ в вуз второй категории, имевшее большое значение  для статуса института как одного из ведущих педагогических вузов Северо – Запада страны.