Поисковая деятельность как оптимальное средство общего развития младших школьников. Возможность интегрированных курсов УМК Л. В. Занкова

Кальянова Светлана Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 34» г. Петрозаводск

Стремительные преобразования в экономической, политической и социальной сферах жизни нашей страны приводят к реформированию  системы образования. Происходящее в рамках этого процесса изменение требований к современному выпускнику школы диктует необходимость создания таких условий обучения, в которых молодой человек сможет приобрести опыт деятельности.

В  настоящее время будут востребованы специалисты, умеющие быстро выявлять проблемы, находить способы их решения, самостоятельно осуществлять ответственный выбор, прогнозировать возможные последствия; отличающиеся мобильностью, конструктивностью и ответственностью. Все это приводит к тому, что в системе образования формируется новая модель «Человек, подготовленный к жизни, это человек знающий и действующий».

У детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информация, разносторонне анализировать её.

Только в ходе поисковой деятельности ребёнок может достигнуть оптимального общего развития наиболее естественным путём. Это очень важно для детей младшего школьного возраста. Их особенность заключается в преобладании правополушарной организации психических функций, так как правое полушарие (отвечающее за целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление) опережает в своем развитии левое (рациональное, аналитическое, алгоритмическое) полушарие головного мозга.

Человек правополушарного типа – исследователь – получает положительное эмоциональное подкрепление в процессе поисковой деятельности, что даёт толчок к её продолжению. Именно поэтому при обучении так важно учитывать характер эмоций, душевное состояние детей на уроке, именно поэтому так важен при обучении младших школьников акцент на исследовательской, поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний.

Роль эмоций в обучении.

Поисковая деятельность обязательно сопровождается эмоциями. Л. В. Занков подчеркивал роль эмоций в обучении, особенно в детском возрасте. Современные психологи говорят об эффективности развития эмоционального интеллекта. Американский психолог Дэниэл Гоулман (основоположник теории эмоционального интеллекта) выдвинул и доказал предположение о том, что примерно 80% успеха в жизни обусловлено неинтеллектуальными факторами, одним из которых является фактор эмоциональный.

Предпосылки к поисковой деятельности.

Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии (противоречия). Они возникают, когда ученик сталкивается с недостатком (избытком) информации или оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п., или сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких учебных ситуациях обучение идёт не от простого к сложному, а , скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к её разрешению (с оказанием в случае необходимости помощи – стимулирующей, направляющей или обучающей).

С периода обучения грамоте ученики привыкают к «ловушкам». Как, например в задании «Азбуки» дети читают три пары слов, в которых уменьшительно-ласкательная форма имени образована одинаково, с помощью суффикса - еньк- (термины не вводятся):

Оля – Оленька

Поля – Поленька

Коля - Коленька

Тоня - ?

Подобрать пару к последнему слову ребёнок должен самостоятельно, и он по аналогии говорит: «Тоненька». Не получилось! А надо Тонечка. На   лицо коллизия, столкновение с уже открытым способом образования нового слова. Такие столкновения и в целом поисковая деятельность вызывают у детей эмоцию удивления и, как следствие положительную мотивацию. И возвращаясь, к эмоциям в обучении, Л.В. Занков писал: «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но обладают созидающей силой».

Математика 3 класс.

запиши числа арабскими цифрами:

XX   II   XXIX

Запиши числа римскими цифрами:

35   18   24   33   26

3. Рассмотри равенства:

CLX = 160     XL = 40

Какие новые цифры в них использованы? Определи их значение.

Анализ заданных условий выводит на самостоятельное открытие нового знания.

В концепции государственного стандарта особо выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием умения учиться, умением работать с информацией, осуществлять проектно – исследовательскую работу. В системе Л.В.Занкова названы и реализованы предпосылки для проведения исследовательской – поисковой работы.

Окружающий мир 3 класс. Тема «Древнерусское государство»

На картах и сегодня можно увидеть названия древних городов. Можем предложить вам на выбор: Москва, Новгород, Суздаль, Ростов Великий, Ярославль. Распределитесь на группы. М и найдите сведения об истории одного из них: когда возник, в каких природных условиях, чем занимались горожане, какими событиями в истории, памятниками культуры он славится. Использовать можно любые источники сведений – энциклопедии, журналы, художественные произведения, Интернет. На основе собранных сведений подготовьте сообщения.

Выполняя, такие задания дети учатся работать с дополнительной литературой, использовать             Интернет. Они приобретают первые навыки того, как излагать своё мнение, воспринимать точку зрения своих одноклассников.

Интегрированные курсы.

Система развивающего обучения опирается на законы развития детской психики. Обучение строится на целостности, слитности мышления ребёнка, т. е. на синкретизме. Поэтому, на начальном этапе обучения необходимо предоставлять ребёнку широкую целостную картину мира, которую создают интегрированные курсы.

Курс «Окружающий мир» активизирует связи между знаниями о Земле, её природе и общественно-культурной жизнью человека, которое происходит в определённое историческое время, в определенных природных условиях.

Курс «Литературное чтение» сочетает в себе работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства.

На основе широкой внутрипредметной интеграции построен курс «Русский язык», в котором во взаимосвязях представлены система языка, речевая деятельность и история языка.

На такой же интеграции создан курс «Математика», в котором органично сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры и истории математики.

Музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. В ходе этой деятельности знания о музыке, ее истории, о композиторах интегрируются со знаниями по литературе, изобразительному искусству, фольклору.

Содержание курсов, построенное на основе надпредметной, межпредметной и внутрипредметной интеграции, создает условия для решения одной из важнейших задач школы – формирования общеучебных (универсальных) умений. Соотнесение интеллектуальных умений с основными структурными компонентами учебной деятельности привело к выделению типов заданий способствующих развитию общеучебных умений.

Структура материала интегрированных курсов на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип нацеливает на осознание связей и зависимостей между теоретическим материалов, а также ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому. В соответствии с этим принципом каждый элемент знаний должен усваиваться только в связи с другими и обязательно внутри определённого целого. При таком построении курсов школьник осознаёт не только содержание учебного предмета, но и сам процесс добывания знания.

Развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив – яркую, насыщенную интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека.

Литература

  1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Вступ.ст. Ш.А.Амонашвили. – М.: Новая школа, 1996. – 432 с.
  2. Ильин Е.И. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1988. – 221с.
  3. Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения. От наблюдения к сравнению: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 64 с.